РепринтЪ: Оправдание Распутина, или Для кого сияет Россия
10 лет назад, в октябре 2003 года, Бабр писал:
"Вчера в свежем номере газеты "Русский Восток" было опубликовано интервью с светочем всея России и отдельно взятого губернского города Иркутска Валентином Распутиным.
Оставим (пока) в стороне сам факт тесных контактов гуманитарного с виду писателя с черносотенной газетой, пропагандирующей национально-патриотическое движение. Закроем пока глаза на то, что газета является то ли нацистской, то ли откровенно разжигающей национальную и религиозную рознь. Этим пусть займется товарищ прокурор.
Забудем на время и о том, что господин Распутин старательно позиционируется руководством и деятелями культуры Иркутской области как "великий российский писатель", а между тем последняя повесть этого "писателя" увидела 18 лет назад, еще в советское время. Бог с ним, об этом пусть судят потомки.
Я сейчас о другом.
Почему-то список приглашенных на праздник – очень однобокий. Создается впечатление, что вся сияющая Россия – это руководство одного их двух Союзов писателей (конечно, того самого, в котором состоит Валентин Распутин), и несколько православно настроенных культурных коллективов. Однако есть ведь и другая Россия – Россия Евтушенко, Рождественского, Проханова, Рыбакова, Лихачева, Залыгина, Искандера... Они оказались недостойными? Или – грех подумать – смеют иметь взгляд на жизнь и культуру, отличающуюся от взглядов Валентина Распутина?
Впрочем, далее господин Распутин открыто признается, что на фестиваль он приглашал только "своих", то есть тех, кого лично он считает достойными участия.
Не стоит, наверное, забывать и о том, что на самом деле фестиваль проводится на деньги налогоплательщиков – а именно жителей Иркутской области. И это – те деньги, которые могли бы пойти на детские дома, пенсии, обогрев замерзающего Усть-Кута. Однако у жителей области почему-то никто не спрашивал – хотят ли они потратить деньги на проведение фестиваля, активно пропагандирующего националистические и православные идеи господина Распутина. Так что же получается – господин Распутин на наши деньги созывает свою тусовку, которая ест, пьет, получает гонорары и командировочные, Распутину – честь и хвала за эффектно потраченные деньги, а жителям области – шиш?
Кто организовал фестиваль "Сияние России"? Очень нескромный вопрос задал журналист, сам же на него ответил – и господин Распутин не возразил против неверной трактовки. Из текста получается, что в 1994 году фестиваль был организован лично Валентином Распутиным. Как же так? Ведь еще в 2000 году в прессе писали, что фестиваль организован известными сибирскими писателями, а до этого – он вообще оказывался организован администрацией Иркутской области. А теперь в организаторах оказался только господин Распутин? Что это – избыточная скромность остальных организаторов или сознательное позиционирование?
Любопытно, что сам господин Распутин не скрывает тот факт, что в 1994 году он участвовал в организации фестиваля с целью возрождения так называемых национально-патриотических сил, к которым Распутин почему-то относит... путчистов, захвативших в 1993 году Белый дом в Москве. Фактически наш писатель-земляк открыто говорит о своей поддержке государственных преступников, выступивших против законного федерального правительства. Более того, он огульно зачисляет большую часть деятелей культуры в число тех, кто "пошел в услужение правящему режиму".
Надо полагать, что себя господин Распутин видит в числе тех, кто этому "правящему режиму" сопротивляется? В таком случае совершенно непонятно, почему же он не выступает с этим своим мнением открыто, высказывая активное неприятие этого "режима", а, наоборот, с удовольствием посещает Москву и систематически получает от этого режима разного рода медальки и ордена, не говоря уже о денежных дотациях.
Господин Распутин удачно и скромно ставит свое имя в один ряд с Пушкиным, Достоевским и Толстым. Что же, может быть. Но – есть одно НО. И Пушкин, и Толстой тоже не приветствовали правящий режим. Однако они не боялись открыто выступать против этого режима – а не брать от него подачки, глаголом жечь сердца людей – а не давать интервью в черносотенные газеты. Имеется и еще одна неувязочка. Господин Распутин мнит себя истинно православным, защитником духовности и веры. А приводимый им в пример Лев Толстой не только отрекся от православия и был предан анафеме, но и создал существующую до сих пор религиозную анти-православную секту толстовцев. Как же так?
Несколько удивляет историческая малограмотность интервьюируемого. В его словах "У нас была, по крайней мере, до двадцатых прошлого века лучшая в мире цивилизация — крестьянская". Похоже, господин Распутин плохо учил в школе историю или считает ниже своего достоинства вспоминать те исторические факты, что средняя продолжительность жизни российского крестьянина XIX века не превышала 40-50 лет, что российское крестьянство было практически на 100% неграмотно, что оно не имело никаких избирательных прав, что женщина-крестьянка использовалась как рабочий скот, что медицинская помощь в крестьянской среде отсутствовала как факт, будучи заменена на молитвы малограмотных попов. Господин Распутин хочет именно такого "счастья" для России? Чтобы крестьянин не умел ни читать, ни писать, целыми днями вкалывал, а выходные проводил в церкви? Спасибо, не надо.
И зазорно должно быть журналисту цитировать мнение Достоевского о крестьянской жизни, который в жизни не вспахал ни крохи земли, в деревне не жил ни одного дня и вообще большую часть своей жизни провел в заграничных игорных клубах, просаживая все свои гонорары.
Забавна и анизотропная дискуссия Распутина с президентом, которому была поставлена в укор фраза "Пусть люди смотрят, что хотят. Снимайте фильмы лучше американских и конкурируйте с ними.". Похоже, что господин Распутин соскучился по цензуре, бывшей в СССР, по жесткому партийному контролю, по госпоже Фурцевой. Впрочем, как раз эту ностальгию писателя объяснить можно – ведь лично он как раз был обласкан советской властью, которая очень удачно делала его прозу конкурентоспособной, "отстреливая" всех более-менее пишущих и думающих писателей.
Выпады же Распутина в сторону Драматического театра, посмевшего без санкции Распутина пустить на гастроли Санкт-Петербургский драматургический театр имени Ленсовета, просто смешны и неоригинальны. Похоже на то, что Распутин, в стремлении к полному контролю над Фестивалем имени Вампилова (интересно, по какому праву) пропустил мимо своей цензуры спектакль, не укладывающийся в прокрустово ложе распутинской идеологии. И теперь рвет и мечет по этому поводу.
Что можно сказать в заключение? Только одно. Стыдно должно быть человеку, претендующему на звание "великого русского писателя", давать такие позорные интервью. Ведь потомкам их читать..."