Лучшие кузнецы России собрались в «Тальцах»
В этнографическом музее «Тальцы» уже третий день продолжается праздник во славу одного из древнейших ремесел – кузнечного дела.
I Иркутский международный фестиваль кузнецов «Гефест» объединил 55 мастеров из различных регионов России и Иркутской области. Специально для них полукругом в форме подковы были установлены 15 горнов, наковальни, выданы инструменты. Кузнецы изготавливают различные вещи, которые будут переданы музею «Тальцы», проводят мастер-классы для всех желающих. Взрослые и дети с большим интересом подходят к горнам и пробуют под руководством мастеров что-нибудь выковать.
Сегодня фестиваль кузнечного дела сольется с открытием Байкальского экономического форума, которое также пройдет в этнографическом комплексе. Самым главным подарком от кузнецов уже стала композиция из металла и дерева – своеобразная сцена в форме избы с русской печкой. На ней, открывая фестиваль, выступили артисты Театра народной драмы. Позже, как говорит главный организатор праздника, председатель Иркутского регионального отделения Союза кузнецов России Валерий Конд-ратьев, композиция будет прирастать все новыми и новыми изделиями из металла.
На фестиваль приехали и именитые гости. Один из них – президент Союза кузнецов России, доктор технических наук, профессор Московского государственного вечернего металлургического института Юрий Зимин. С ним на открытии праздника мы и побеседовали о возрождении кузнечного дела в России.
– Юрий Анатольевич, каковы ваши первые впечатления о фестивале?
– Мне несомненно запомнится первый фестиваль на священном озере Байкал, на вашей благословенной земле. Я думаю, что это событие как в культурной жизни вашего края, так и в культурной жизни России. Меня радует, что сегодня кузнечное движение широким фронтом идет по всей нашей Руси, ведь мы провели первый кузнечный фестиваль в 1986 году в Подмосковье, и ваш фестиваль – это тоже его хорошие всходы. Он всколыхнул кузнецов, вернул их к искусству, возродил это ремесло, потому что в те годы оно буквально сходило на нет. И сейчас Россия является одной из величайших кузнечных держав, которая достойно может представить кузнечное искусство на любых уровнях. Сейчас очень активно работают Петербург, Ульяновск, Москва, Подмосковье, и вот наконец и здесь, на вашей байкальской земле тоже началось это движение. И мне очень приятно, что мой товарищ, друг, соратник Валерий ч Кондратьев делает уникальное дело, воссоздавая эту культуру здесь. Низкий поклон ему за его подвиги.
Мы должны вернуться к своим корням. Возрождение кузнечного дела – это одно из действий, которое может и должно отвлечь молодежь от улицы, от чернухи, заполонившей всю нашу Русь. Кузница – одно из основополагающих, корневых ремесел. Она должна способствовать возрождению в самом высоком смысле нашей Руси.
– Значит, можно сказать, что это ремесло возродилось. Опасности уже нет?
– Безусловно. Оно уже не сможет сойти на другие рельсы, наоборот, оно набирает темп. Появляются уникальные мастера, открываются кузни, все больше людей начинают заниматься этим искусством.
– На ваш взгляд, в кузнечном деле чего больше, ремесла или искусства?
– Не владея ремеслом, конечно, сложно говорить о творчестве. Но очень многие кузнецы творческие люди. Конечно, многие используют это ремесло только для пропитания, но определенная часть работает для души. И это очень важно, потому что они что-то изобретают, придумывают новые художественные решения, приемы, стиль. Они в этом смысле и сами растут, и воспитывают окружение свое, и даже определенную публику богачей, которые не знают, куда деньги девать. То есть идет процесс воспитания. И в том числе на этом фестивале, потому что здесь много детей, которые с большим увлечением пробуют ковать.
– В следующем году исполняется 20 лет российскому Союзу кузнецов…
– На одном из праздников кузнецов в 1989 году мы решили создать сообщество в целях единения кузнецов во благо Руси и назвали его Союз кузнецов. И, слава Богу, полоса фестивалей кузнечного дела пошла по всей Руси, раньше она была только в Москве и Подмосковье. А в 1998 году пришла идея собрать сливки Союза кузнецов, который, кстати, объединяет не только кузнецов-художников, но и научных работников, производственников, работников промыш-ленности и так далее. И была организована Российская кузнечная академия имени А.И. Зимина – моего отца. Но академия пока существует как общественная организация, объединяющая лучших кузнецов страны. Вот и иркутянин Валерий Кондратьев наш академик.
– В Иркутске в этом году открылось региональное отделение Союза кузнецов России, которое как раз основал Валерий Кондратьев. А сколько по стране в целом региональных отделений, в каких городах они еще есть?
– Из зарегистрированных иркутское – первое, а незарегистрированных сообществ достаточно много: в Москве, Подмосковье, Петербурге, Ульяновске, Кирове, Красноярске, Магадане.
– Расскажите о вашем отце.
– Мой отец был основоположником кузнечной науки в нашей стране. Еще в 20–30-е годы прошлого века он стоял у истоков всей промышленности и высшего образования в этой области. Заслуженный деятель, доктор наук, заведующий кафедрой... В 1974 году его не стало, и мы решили создать Музей кузнечной науки и техники в память о нем. Когда появилась Академия кузнецов, мы ей дали его имя.
– В Древней Руси профессия кузнеца передавалась от отца к сыну. Получается, что в вашем случае так и произошло.
– Ну, в общем-то, да. Я учился у отца, закончил его кафедру и за многое ему благодарен в жизни. А вот деды мои кузнецами не были. Они принадлежали к сословию купцов. Хотя, возможно, есть в нашем роду и более глубокие кузнецкие корни. Отец мой родился под Суздалем. Так вот, оказывается, в одном из путеводителей по Суздалю упоминаются братья-кузнецы Зимины, державшие одну или несколько кузен еще 300 лет назад. Такое свидетельство есть. Являются ли они нашими прямыми родственниками, пока не могу сказать.
– А возможно ли получить высшее образование по кузнечному делу?
– Возможно. Я являюсь профессором Московского государственного вечернего металлургического института, на нашей кафедре уже десять лет как открыта третья специальность по художественной обработке металла, это и есть кузнечное отделение. Соседняя кафедра, литейная, открыла отделение «литье художественных изделий». Учиться есть где, но таких заведений не очень много: в Санкт-Петербурге – знаменитое Мухинское училище, в Москве – отчасти, Строгановское училище, но там мало металлом занимаются. И наш институт.
– А что лично для вас значит профессия кузнеца?
– С кузнецов практически началась вся металлообработка нашей земной цивилизации, все машиностроение, вся металлургия, – истоки всего этого в кузнечном деле. С точки зрения официальной науки, кузнечное дело началось где-то в каменном веке, в Священном писании упоминается имя первого кузнеца, который ковал все орудия из меди и железа. Поэтому с этой позиции не было никакого ни каменного, ни медного, ни железного века, а Бог сразу дал все кузнецу. Ну а потом кузнецы заложили основу всех ремесел, всех производств. Кузнецы и ковали, и сваривали металл, и, доведя до нужной температуры, плавили его, то есть изобрели литейное производство; кузнецы начали прокатывать металл на станах – прокатное производство, молотильное производство, слесарное производство. Ювелирное дело тоже отсюда же идет. Поэтому, в этом смысле, действительно кузнец заложил основу всей нашей промышленности.
И более того, почему говорят: кузнец счастья? Ни пахарь, ни пекарь, ни плотник, ни пчеловод? Ведь без этого тоже Россия не могла жить. Во время Великой Отечественной войны висели лозунги: «Страна кует победу» – не пашет, не сеет, не жарит. Заводы назывались кузницами победы, институты называются кузницами кадров, то есть фигура кузнеца и его дело дошли до уровня символа. Это лишний раз говорит о том, что кузнечное дело – это какое-то основополагающее, фундаментальное дело нашей цивилизации. И все, кто сюда приехал, вот они как раз и есть наследники этого уникального дела. Должно быть единение духа кузнецов, его-то и дают такие фестивали.