Лера Крышкина

© Babr24

 Источник: vostlit.info

ИсторияБурятия

19504

11.12.2019, 11:47

История Бурятии. Доклад о происхождении одинннадцати хоринских родов

I. Документы о первоначальном происхождении хоринских инородцев

Нойону, главному тайше 14 хоринских родов, председателю степной думы Ринчин-Доржи Дэнпилову

От заседателя Хоринской степной думы Докладная о генеалогии нынешних хоринских тайшей Дэнпилова, Павлова и прочих сайтов с народом, ведущих происхождение от Баргу Дайчина, жившего во время древнемонгольского Алтан-хагана.

Октября 14 дня 1839 года, № 186

Во исполнение Вашего распоряжения от 31 июля за № 376 , собрав письменные и устные сведения из донесений стенной думы, голов отоков и других людей, привожу преследующее:

1. Хоринцы. ведут происхождение от Баргу-дайчина, главного из трех сановников монгольского Алтан-хагана. Одиннадцать сыновей Хоридая, младшего из трех сыновей того Баргу, стали одиннадцатью праотцами одиннадцати отоков-родов. Поскольку с ними перемешались потомки других родов, их теперь невозможно различить. Потомки Хоридая были охотниками и вели кочевую жизнь. Впоследствии, говорят, они стали оседлыми. Если говорить о том, как они обратились в веру Шакьямуни, то давно во времена того древнего Алтан-хана из великой снежной страны, находящейся на Западе, пригласили ее хранителя, облаченного властью, сострадательного Хутухту-ламу, перерожденца Хоншим-бодисаттвы, всеведущего Соднам-Чжамцо , который усмирил всех шимнусов и разных духов монгольской земли.

Впоследствии у солонгутского хана Буубэй-бэйлэ-багатура, его сына, по имени Дай-хун-тайджи, и невестки Бальжин-Хатун почитаемым ламой был Хуухэн-гэгэн.

Буубэй-бэйлэ, отец Дай-хун-тайджи, во время сватовства невестки Бальжин-Хатун подарил своему сыну в качестве приданого 11 отоков-родов. Из-за тяжелой жизни некоторые из этих 11 отоков откочевали на земли русского хана и, доверившись, стали его подданными. Эти события с ламой Хуухэн-гэгэном и Дай-хун-тайджи произошли примерно в 1604 г. В 1648 г. уплатили Нерчинскому управлению русского хана первую подать от каждой из 160 достигших совершеннолетия душ, называемую "саадак", по 20 копеек.

Когда они прибыли в страну русского хана, у них были монгольские и тибетские ламы, которые, обучая их, передавали им знания и учение, распространяли буддийское учение. Говорят, в связи с распространением буддизма русские и китайские правители заключили в 1727 г. договор об установлении пограничных пунктов.

У хоринцев первым Дархан-ламой стал гэцул Жимба-Ринчен, получивший титул дархан Нансо. Так получилось, что сегодняшние хоринцы люди одной кости с баргу-бурятами, живущими на северном, побережье Байкала, и с баргу-монголами, обитающими на землях китайского императора.

2. Когда хоринцы кочевали по северной и южной сторонам моря Байкала, в 1743 г. от имени его величества императора Петра Первого им. была пожалована грамота на владение землями-кочевьями по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Уде, Тугную, Хилку, Ане, Кодуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, а в лесах и хребтах - охотой.

3. Обычай установления прямого родства у хоринцев таков: дети родных братьев до второго поколения называются uyelen, а родственники в следующих поколениях - qayaialan. Начиная от прародителя должны считаться братьями до седьмого колена. Это отражено в высочайшем указе от 14 марта 1718г., в статье, находящейся на 329-й странице первого тома. У людей, не имеющих наследников мужского пола (kobegun ugei), наследство переходит к дядьям, и внукам, по отцовой линии. Это относится к братьям и дядьям четырех ближайших поколений.

4. Согласно грамоте Иркутской провинциальной канцелярии, хоринским тайшам в 1749 г. был пожалован указ, разрешающий хоринцам жить и кочевать по любым удобным для них землям, на юг от Байкала до монгольской границы.

5. С 1727 по 1837 гг. нерегулярному войску хоринского народа государями императорами Петром Вторым и нынешним Николаем были пожалованы: первым - 11, вторым - 14 знамен.

6. До наших дней не сохранились записи, по которым, можно было бы увидеть, насколько увеличилось число хоринцев, кроме сведений переписей, предпринятых в 1795, 1811, 1816, 1831 гг. и приложенных к данной докладной, где отмечен каждый род по отдельности.

7. По ревизии 1795 г., хоринского народа насчитывалось до 17000 душ. Поскольку кочевья вдоль р. Ана делились на две части - западные и восточные, то три рода - харгана, хуацай и хубдут, каждый разделившись между собой, стали именоваться западными и восточными, и теперь поэтому стало 14 родов.

8. Многие из людей различных родов по собственному желанию стали носить кресты и приняли веру Христа. Для того чтобы их воспитывать, основали русские селения из них: в 1795 г. на Хилке у ручья Тотхоту - одно селение, в 1815 г. в Курбе, на двух ручьях -Унэгэтэе и Хасурте - было основано по одному селению. В то время в первом собралось 160, а во втором - 200 крещеных душ. Из них по указу начальства тотхотуйские с 1826 г. были приписаны крестьянами в ведение Куналейского волостного правления. Курбинские и хасуртайские доныне находятся в ведении степной думы.

9. По переписи 1831 г., хоринского народа стало 25000 душ. Затем, по решению губернского начальства, 7000 душ были отделены. в ведение Нерчинского округа. Но народ и начальство, находившиеся в ведении Верхнеудинского округа, не были с этим согласны.

10. Юридические дела хоринского народа, говорят, в прежнее время выполнялись Дайчином и людьми, имевшими [степень] тайджи, то теперь ими ведают тайши. В 1749 г. по распоряжению Иркутского управления создали на реке Ана Анинскую степную контору.

11. С 1711г. у хоринского народа появился чин засула, причиной этому является то, что войсковые засулы могут быть облавными засулами. Облавы совершались не только ради пользы или празднества, но и для обучения стрельбе из лука, стрельбе с лошади, ружейной стрельбе. У каждого из родов было по одному призывному кличу, называемому "ура". По нему роды. находили свое огнище. Первоначально у галзутов "ура" было "даа-хий". Подобно этому были и у других [родов], у каждого по отдельности.

12. В давнее время по какой-то причине галзуты, гучиты, хуацайцы и шарайты, возблаговолев друг к другу, породнились. И сегодняшнее поколение, продолжая этот обычай и правило, становятся сватами, роднятся. Мои разъяснения, так как это надо знать точно. Согласно указу Правительствующего сената от 1770 г., хоринский народ стал торговать, пригоняя скот и табуны через Кяхтинскую заставу на китайские торги.

Вместе с этим, нойон, препровождаю Вам описание деяний трех сыновей Баргу и Буубэй-бэйлэ, разъяснения степной думы, описание призывных кличей "ура", а также генеалогические списки двух тайшей и 14 голов с народом. Соединив все в дело на 41-м листе, преподношу. Пояснение мое таково: деяния Баргу-дайчина были ясно изложены в конце истории монгольских ханов. Деяния Хуухэн-гэгэна и Дай-хун-тайджи находятся в истории Бальжин-Хатун. Они были в Вашем деле.

Заседатель Доржи Дарбаев

II. Хоринской степной думы заседатель

О разъяснении происхождения хоринского народа и причинах его отделения

Послание от 17 дня августа 1839 года, № 133 Хоринской степной думе

Для исполнения запроса главного тайши 14 хоринских родов Дэнпилова нижайше прошу сообщить мне о следующем: от кого в древности произошел хоринский народ, как впоследствии стали подданными русского хана и вследствие чего размножились. Для чего использовать материалы из недавних записей, дел, устных сообщений, сделать краткие выписки нужных сведений и прошу отправить мне. Прошу также заверить в конце собственноручной подписью и казенной печатью.

Заседатель Дарбаев

III. 1. От кого произошел первоначально, в древности, хоринский народ?

Хоринский народ произошел в древности от лебедя. У хоринцев была березовая коновязь, их отцом был коршун, а матерью - Алунгоа. Существует устное предание о том, что от человека, по имени Хоридай, родились 11 сыновей. Согласно найденной рукописи, Хоридай был младшим сыном Баргу. В истории монгольских ханов упоминается человек - Баргу-дайчин.

2. Откуда и по какой причине отделился в древности хоринский народ и принял подданство русского хана?

Из страны китайского хана, из местности ламы, по имени Хуу-хэн-гэгэн, обитавшего в юго-восточной стороне во времена Солонгутского Буубэй-хана-батура, имевшего титул бэйлэ и бывшего ламой. Сыном Буубэй-бэйлэ был Дай-хун-тайджи. Отец во время сватовства сыну невесты, по имени Бальжин-Хатун, дал в приданое людей 11 родов. Сохранились записи устных преданий, сказанных стариками, что подданные Дай-хун-тайджи из-за неблагополучных условий жизни бежали в страну русского хана и приняли его подданство.

3. С какого года и как стали подносить подати русскому хану? Что касается этого, то примерно в 1604 г., говорят, где-то 160 душ поднесли по 20 копеек податей в Нерчинское ведомство.

4. В каком, году, какие земли и угодья заняли во владение?

22 марта 1703 г. галзутскому зайсану Бадану Туракину с друзьями была послана грамота из Москвы от Высочайшего имени о пожаловании ему земель для жительства. В Сибирском управлении сохранилась бумага, согласно которой и доныне живут хоринцы по следующим местам: западный берег Селенги, Уда, Тугнуй, Хилок, Ана, Кодун, Курба и вдоль впадающих в них рек и ручьев.

5. В котором году установили таможенные и пограничные "обо" на русско-китайских границах?

В 1727 г. граф Иллирийский-Рагузинский поставил пограничные "обо" от р. Аргуни до земель Хун-тайджи.

6. В котором году стали опять кочевать к югу от озера Байкал?

В распоряжении Иркутской провинциальной канцелярии от 3 марта 1749 г. за номером 1066 тайшам Ринчину Шодоеву и Олбори Дашиеву сказано: "Пусть хоринский народ живет, кочуя на любом подходящем месте к югу от озера Байкал до монгольской границы".

7. Каковы были обычаи и быт хоринского народа?

Это можно увидеть ясно из разъяснения, данного по требованию начальства в 1785 г. нойонам прежним главным тайшой Дамба-Дугаром Ринчиновым.

8. Когда были пожалованы хоринскому народу старые и новые знамена?

В 1724 и 1837 гг. были пожалованы их Величествами.

9. С какого времени хоринский народ сильно приумножился? По переписи 1750 г., ... душ. По ревизии 1785 г., - 14345 душ, по ревизии 1811 г. - 20891 душа, по ревизии 1816 г. - 21438 душ, по переписи 1822 г. - 23954 души, по переписи 1831 г. - 25064 души. Прирост в другие времена, поскольку переписи не предпринимались, ныне не известен.

10. В котором году и по какой причине разделился народ трех родов - харгана, хуацай и хубдут?

Согласно переписи 1795 г., они сильно размножились, поэтому разделились.

11. В каком году и по какой причине отделился агинский народ, имеющий одно происхождение с хоринцами?

После 1824 г. были различные переписи, во время которых агинскии народ не хотел быть с народом Верхнеудинского округа и по решению господ губернских начальников был в 1835 г. совершенно отделен.

12. В каком году и по какой причине отделились крещеные хоринцы?

Вследствие умножения и для того чтобы жить селением в одной местности, они после 1795 г., основав на Хилке селение Тотхоту, а позднее - одно селение на Курбе, отделившись, поселились. По распоряжению начальства тотхотуйские с 1826 г. были приписаны к крестьянам Куналейской волости.

С 1711 г. - следующие "ура": у галзутов - да-акэй, да-а-кэй; у харгана - буругуй; у хуацай - хандага; у хубдутов - бургут; у бодонгутов - шиу-а, шиу-а; у шираитов - хандагай; у худайцев - шиу-лу-а; у гучитов - хандагай, у батанай - шиу-а; у хальбинов - шиуу-а, у саганов - шиуу-а.

Записал со слов глав заседатель Доржи Дарбаев.

В давнее прежнее время жил один человек, очень именитый, могущественный и богатый, по имени Баргу-батор. Он вместе с народом своим перекочевал с юго-восточной стороны на южный берег Байкала. У Баргу было три, сына. Их имена: Уледэй, Бурят, Хоридай. Отец, чрезвычайным старанием и трудом своим возвысившийся, обучал их обычаям и, соединившись с богатыми, могущественными и родовитыми баторами того времени, без помехи брал и отдавал замуж. Тот Баргу обладал самыми лучшими конями, множеством рабов и был, говорят, метким стрелком.

Когда его сыновья возмужали и стало ясно, кто на что способен, грозный и мудрый Баргу, созвав своих сыновей, повелел старшему из них, Уледэю: "Ты, из этой местности выселившись и перекочевав в другую, живи в дружбе с хоринским народом, выбери себе понравившуюся местность и поселись там!"

Так, Уледэй повеление своего старика отца, почтительно одобрив, принял.

Отец, Баргу-батор, выбрав, взял из оружия панцирь, шлем, саблю, тугой лук со стрелами, и сыну, надев и привесив, произнес благопожелание: "Да не победит тебя никакой чужеземный враг". Выбрав коня, вместс со скотом, табунами и народом, чтобы в достатке хватило, отдав, благословил его на перекочевку. Уледэй, попрощавшись с отцом и братьями, отправился. Кочуя в западную сторону, просмотрев и пройдя мимо многих скал, горных рек, ручьев, озер и родников, остановился, наконец, у одной горы хр. Алтай-Хангай, с богатой хорошей травой, водой и деревьями. Та местность соединялась с одной пустынной землей. Там и поселился Уледэй для житья вместе со своим народом, скотом и табунами. Затем, покорив местный коренной народ, стал главой той местности и наименовал тот народ своим именем Уледэй. Впоследствии этот народ сильно размножившись, стал жить, совершенно обособившись от монгольского и туркестанского народа.

Второго сына Баргу звали Бурят. Был он нрава общительного, трудолюбивым, способным к любым домашним делам и очень любил своего престарелого отца. Отец его, не желая разлучать с собой, передал ему весь скот и имущество, решив жить в той же местности на южной стороне Байкала, подкрепляя одряхлевшее тело свое кумысом, перегнанным из кобыльего молока. "Да будут потомки твои жить, добывая пропитание скотоводством", - такое изрек благопожелание. С тех пор и доныне бурятский народ живет богато и изобильно.

Поскольку любимым занятием Хоридая, третьего сына, была охота, то отец его Баргу, подарив ему только лук, стрелы и колчан, произнес благопожелание: "Пусть ты и твои потомки бродят, охотясь с этим, пропитание себе увеличивают". С тех пор потомки Хоридая до сего времени, бродя по лесам, живут охотой.

Эту генеалогическую записку в Худайской инородной управе августа 23 дня 1839 года, поставив казенную печать, заверил голова Доржи Галзуд-ун.


"Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов", составленный в 1839 г. Доржи Дарбаевым по заказу Ринчин-Доржи Дэнпилова, главного хоринского тайши, является одним из наиболее ранних известных бурятских сочинений исторического характера. Этот доклад получил широкое распространение, сохранился во многих списках и копиях (Его списки хранятся в библиотеках Улан-Удэ, Улан-Батора, Санкт-Петербурга. См.: Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972. С. 52-55; Сазыкин А. Каталог монгольских рукописей и ксилографов. Л., 1982. С. 498-503). Он представляет собой ответы на двенадцать вопросов, заданных Дэнпиловым о происхождении, истории, жизни и быте хоринских бурят. Материалы, приведенные в докладе Дарбаева, были использованы последующими летописцами, в частности Тугулдуром Тобоевым и Ванданом Юмсуновым, в качестве источника для работ, хотя в самих хрониках упоминаний и ссылок на него нет.

При написании доклада Д. Дарбаевым были использованы сведения, затребованные и полученные им из хоринских инородческих управ. Как говорится в самой докладной, к докладу приложены генеалогические таблицы тайшей и родовитых людей родов, список облавных призывных кличей "ура" родов и ответы некоторых из голов инородческих управ, что объясняет повтор отдельных сведений.

Перевод докладной Д. Дарбаева выполнен по наиболее полному и раннему списку из личного архива Ц. Жамцарано, хранящегося в фондах Государственной публичной библиотеки Монголии, копии отдельных документов из которого находятся в архиве П. Б. Балданжапова (На полях первого листа, в верхнем левом углу приписано той же рукой eke bicig - оригинал). В архиве Ц. Ж. Жамцарано собраны разные материалы, в том числе документы Хоринской степной думы (Предварительное сообщение о содержании этого фонда см.: Пурбуева Ц. II., Энхтур Д. Материалы архива Ц. Жамцарано в Государственной библиотеке АН МНР // Докл. и тез. научной конференции "Цыбен Жамцарано: жизнь и деятельность". Улан-Удэ, 1991. С. 64-66). Из них особенно интересны личные документы Д. Дарбаева, автора переведенного нами сочинения, поскольку биографические сведения о нем почти неизвестны. Из них можно упомянуть его послужной список, аттестат, благодарности, похвальные грамоты, заявления, содержащие сведения о жизни и деятельности. Благодаря этим источникам удалось восстановить основные жизненные вехи его биографии, начиная от года рождения.

В его формулярном списке от 1840 г. и прошении Д. Дарбаева об освобождении от обязанностей, направленным на имя начальника Верхнеудинского округа 6-го октября 1832 г., указывается возраст на время составления этих документов, согласно которым определяется год его рождения - 1788. Свою служебную деятельность Д. Дарбаев начал с 24 лет в 1812 г. в должности писаря Хоринской степной думы, в 1815 г. получил чин зайсана, с 1825 г. был заседателем. Последний датированный документ, указывающий самую крайнюю дату его жизни - похвальный лист, выданный заседателю Хоринской степной думы зайсану Доржи Дарбаеву 17 марта 1843 г. иркутским гражданским губернатором за 30-летнюю безупречную службу. Данные документов свидетельствуют о разнообразии его деятельности: участие в разработке положений о хоринских инородцах от 1823 г. и о религии от 1831 г., организация почтовой и уртонной связи. Им была создана сеть магазинов в Хоринской степи, он способствовал развитию хлебопашества и животноводства, посылая неоднократные отчеты и прошения вышестоящим лицам, помогал снижению налогов и платежей.

Сведения, содержащиеся в его личном архиве, материалы канцелярии Хоринской степной думы имеют значение для изучения вопросов истории Бурятии, ее политико-экономического, административного устройства в XVIII - XX вв. и должны быть введены в научный оборот. Предлагаемый вниманию перевод является одним из шагов к этому.

Лера Крышкина

© Babr24

 Источник: vostlit.info

ИсторияБурятия

19504

11.12.2019, 11:47

URL: https://babr24.net/bur/?IDE=195575

bytes: 18298 / 18132

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Бурятии:
[email protected]

Автор текста: Лера Крышкина, журналист.

На сайте опубликовано 2229 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "История" (Бурятия)

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

21184

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

27134

28.06.2023

Инсайд. Буддизм, Бурятия и институт Хамбо лам

Буддизм в условную Бурятию пришел в период правления основателя империи Юань монгольского хана Хубилая. При нём буддизм стал государственной религией.

Пётр Нокс

ИсторияРелигияПолитикаБурятия Монголия Китай

49889

16.01.2023

Инсайд. Где страна Баргуджин Токум?

Интереснейший японский документальный фильм 1936 года о баргутах, части бурятского народа, живущей в Автономном районе Внутренняя Монголия КНР (округ Хулун-Буир). В фильме показаны обыденная жизнь, быт баргутов.

Пётр Нокс

ИсторияКультураПолитикаБурятия Монголия Китай

37283

28.12.2022

Инсайд. О вхождении Бурятии в состав России

Вхождение Восточной Бурятии в состав России Как выяснилось, вопрос до сих пор изучен не особенно хорошо, а еще хуже дело обстоит с популяризацией хотя бы того, что изучено.

Пётр Нокс

ИсторияБурятия

6700

12.09.2022

Блогнот. О феминистской революции в Бурятии

Феминистская революция в Бурятии . Или как объяснить парадокс матриархального патриархата у бурят? Формально у бурят семейные устои зиждятся на главенстве в доме мужчины, но если копнуть глубже оказывается наоборот.

Андрей Светлов

ИсторияКультураОбществоБурятия

24290

14.02.2022

Блогнот. Встречались ли Агван Доржиев и Соодой-лама?

Трудно сказать, встречались ли когда-либо Цыден Соодоев и Агван Доржиев? На сей счет, возможно, некоторую информацию могут дать архивные материалы из фондов местных дацанов?

Андрей Светлов

ИсторияРелигияБурятия Россия

9271

08.12.2021

Джида: мёртвые останки великой державы. Репортаж Бабра

Начиная с 2019 года, репортажная группа Бабра совершает экспедиции по всем районам Бурятии. О своих наблюдениях Бабр рассказывает в серии репортажей.

Лера Крышкина

ИсторияТуризмАрмияБурятия

21119

28.10.2021

Это подготовка к осмеянию Победы?

1 июля 2021 года президент России Владимир Путин подписал очередной закон, предписывающий как нам теперь понимать историю.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

64634

18.07.2021

Найдены детали, позволяющие разгадать тайны пирамиды Хеопса

Сотрудница шотландского университета в ходе разбора коллекций обнаружила пропавшие почти век тому назад фрагменты кедрового дерева, представляющие ценность. Фото с vsluh.

Есения Линней

ИсторияНаука и технологииМир

12673

29.12.2020

Врач Кирилов и его окружение

Вечность оказалась совсем не страшной и гораздо более доступной пониманию, чем мы предполагали. Валентин Катаев, «Святой колодец». Николая Васильевича Кирилова с молодости окружали люди незаурядные.

Дмитрий Андронов

ИсторияБурятия

16244

21.12.2020

Размышления о солдатских душах

История с предстоящим захоронением останков солдат для меня с самого начала полна размышлений. И основной вопрос – а правильно ли мы делаем? Правильно ли я делаю? Оценивать свои деяния с высоты своего возраста и просто, и невероятно сложно.

Дмитрий Андронов

ИсторияОбществоБурятия

10490

14.12.2020

Лица Сибири

Барсуков Александр

Гайкова Ольга

Григорьев Александр

Манаков Александр

Энхжаргал Жигмэд

Очиров Бато

Орачевский Евгений

Хартаев Валерий

Бенчарова Наталья

Юханов Николай