Одинокие отцы – лохи или орлы?
Мужчина и женщина - вечный союз и вечное противостояние. Времена и нравы вносят только незначительные коррективы в эти константы. Мать и отец для ребёнка – это целое. Но иногда приходится выбирать…
История вопроса
Шуточная фраза из кинофильма «Приключения Шурика» о том, что один из героев «готовится стать отцом» и поэтому не уступает беременной женщине место в троллейбусе, в свете последнего времени выглядит не так уж смешно. Мужчины-отцы все громче и все яростней заявляют о своих, отцовских, правах, практически на равных конкурируя в этом вопросе с женщинами. Впрочем, о том, чтобы самостоятельно вынашивать детей, речь пока не идет… ну, а во всем остальном, как говорится, «извините, подвиньтесь, дорогие женщины!».
Движение за права отцов родственно американскому движению за «освобождение мужчин». От кого? – спросит, возможно, иная въедливая читательница. – Да ни от кого, а от чего. А именно от бытующих в обществе стереотипов о том, что должен делать и как себя вести «настоящий мужчина». В преодолении оных видели свою социальную миссию, например, такие американские писатели, как Уоррен Фаррелл, Марк Фейген Фасто, Роберт Брэннон и другие. Главный источник всех мужских проблем и трудностей они видели в ограниченности мужской половой роли и соответствующей ей психологии, доказывая, что от сексистских (по-русски половых, не путать с таксистскими и сионистскими) стереотипов страдают не только женщины, но и сами мужчины. Как пишет известный сексолог Игорь Кон, по своему характеру типичные члены освободительного движения - это «…"мягкие" мужчины, чей телесный и психический облик порой не отвечает стереотипному образу "настоящего мужчины" - сильного и агрессивного мачо. Их интерес к мужским проблемам часто стимулируется личными трудностями (отсутствие отца, непопулярность среди мальчиков в классе, неудачный брак, трудности отцовства и т. п.) Для многих из этих мужчин общественно-политическая деятельность психологически компенсаторна». Борясь за возможность «свободно плакать» и проявлять другие слабости, участники движения за мужские свободы были далеки от конфронтации с женщинами, более того - они дружили с феминистками и не имели ничего против геев.
Антисексистская идиллия была нарушена с появлением «Движения за права мужчин». Разница в названии, казалось бы, незначительная. Ну, а по сути «свободные» мужчины, совсем не то что «уравноправленные». Более того, последние могли и по мордам надавать тем, кто потакал феминизму. Дело в том, что идеологи «Движения за права мужчин» сильно не любили феминизм и в растущем влиянии женщин видели серьезную угрозу обществу. В общем, участники движения за мужское равноправие первыми и догадались публично упрекнуть государство в том, что после развода в большинстве случаев дети остаются с матерями. «Движение за права мужчин» достаточно консервативно и находит свои идеалы в патриархатном прошлом (ну, т.е. в благословенном в царстве, созданном мужиками, и для мужиков). Можно было бы назвать их воплощением прежнего идеала «сильного мужчины», если бы не одно НО. Жертва не может быть сильной, она по определению слаба, тем более жертва феминизма. Возникает нетривиальный вопрос: наши, местные одинокие отцы – слабаки или все-таки супермужики (по аналогии с «суперженщинами», которые и на работу ходят, и детей воспитывают), лохи или орлы?
Ответ феминисток
Как мы уже сказали, западные феминистки когда-то неплохо уживались с участниками движения за «освобождение мужчин». Антисексистская идиллия позволяла женщинам быть лояльными по отношению к мужчинам-отцам. Некоторые из них откровенно восторгались мужчинами, которые посещали акушерские курсы и оставались дома с детьми. Как, например, Летти Коттин Погребин, редактор и основатель журнала "Мисс". Но с появлением мужчин, обвинявших феминисток во всех смертных грехах («Движение за права мужчин»), в том числе в моральном разложении общества, феминизм перешел, по словам феминистки Кэтти Янг, от концепции "обновленного папы" к "плохому папе" - доминирующему патриарху, чудовищу, которое бьет и насилует своих детей". Произошло это в 90-х годах прошлого столетия.
Именно тогда Нэнси Поликофф, бывший консультант Фонда легальной защиты женщин и профессор права одного из американских университетов, заявила: "Не является трагедией ни в национальном масштабе, ни в масштабе отдельной семьи, когда дети воспитываются без отцов", а некто Сьюзан Фалуди констатировала с восторгом, что общественное одобрение материнства вне брака ведет к тому, что "биологический отец все более оказывается ни при чем" в вопросах воспитания детей. Ох уж эти американские женщины, сексизм их побери!
Иркутянка Альбина Широбокова, президент Байкальского регионального союза женщин «Ангара», уже более десяти лет учит представительниц слабого пола (да простят меня феминистки!) бороться за свои права. Одна из центральных тем в работе ее организации - насилие в семье. Однако пока что Альбина Анатольевна не спешит равнять всех мужчин под одну гребенку:
- Я лично не сторонник того, что ребенка однозначно всегда нужно отдавать матери. Бывают ситуации, когда лучше отдавать отцу. Нередко отец может быть более ответственным, чем мать, если есть различного рода проблемы. Когда речь идёт о разумном решении в пользу ребенка, пол родителя не играет решающей роли.
Альбина Широбокова подчеркивает, что она всегда стояла на позициях равенства мужчин и женщин во всех жизненных сферах. Однако в области борьбы за равноправие иркутским женщинам все еще нет равных в мужской среде. В иркутской Ассоциации одиноких отцов всего-то около двадцати семей, при этом союз "Ангара" объединяет более двадцати женских инициативных групп в Байкальском регионе и сотрудничает со многими организациями российского и международного женского движения. Может быть, именно поэтому местные феминистки так лояльно относятся к мужчинам, борющимся за свои права. Мол, боритесь-боритесь, а если что, мы все равно вас числом задавим. И ведь могут задавить. Впрочем, это всего лишь наши домыслы.
Если в Америке «заигрывание с отцовством» прекратилось в силу политических причин, просто феминисткам на определенном этапе нужно было сохранить движение в его радикальном виде, то в России, и тем более в Иркутской области, такого политического фактора пока еще нет. И вряд ли будет. А значит, вопросы в отношениях между мужчинами и женщинами решаются с позиции быта, семьи. Что, в общем-то, вполне логично.
Людмила Свистунова часто сталкивается с семейными проблемами. Так уж выходит… И дело даже не в феминистских взглядах. Просто она – психолог. Как многие русские женщины, Людмила Петровна считает, что современные мужчины нуждаются жалости. А чем ещё женщина может помочь?
- В последнее время я очень жалею современных русских мужчин. Особенно сибиряков. Потому что средняя продолжительность жизни у них очень сильно уменьшилась. Их трагедия в том, что они, подчиняясь объективным и субъективным законам и предпосылкам, выбрали стратегией своей жизни уход. Уход из семьи, из отношений, из профессии, из жизни. Так им, наверное, проще.
По мнению Людмилы Свистуновой, мужчины гораздо сильнее переживают неполадки в семье, разводы. Стало быть, одинокий отец, ставший таковым в результате развода (статистика утверждает, что из 300 000 неполных «отцовских» семей в России 40% разведенных), практически переживает двойной удар судьбы. Тут уж, как говорится, пан или пропал, либо орел, либо лох!
О мужских слабостях и тяготах мужского существования Людмила Петровна знает немало. Но и она не может однозначно сказать, на каких позициях будет строиться русское мужское «освободительное» движение в ближайшем будущем:
- Сейчас идет очень мощный слом парадигмы. И Россию испытывают сильнее, чем кого-либо. Америка, Европа уже пришли к определенным берегам отношений. А у России сила мужчин поменялась на слабость в некотором плане. А слабость женская стала силой. Идет борьба.
Пока идет борьба, можно ожидать чего угодно. В том числе и выступлений в духе «жертв феминизма», иначе говоря, выкриков не вполне самодостаточных мужчин. Но тьфу-тьфу-тьфу, постучим по дереву.
Самоидентификация
Константин Моляров, председатель ангарского Совета отцов, едва ли назовет своим идеалом человека, который борется за право быть слабым. Скорее, его идеал - это бесстрашный, решительный, ответственный за свою страну и за свою семью мужчина. С кем только Константин не боролся: и с чеченскими бандитами, и с нечистыми на руку чиновниками, а вот с феминистками как-то не сложилось. Более того, по его словам, он их не разу не видел так, чтоб живьем. Однако если б увидел, наверняка, не растерялся бы и нашел нужные слова:
- Уверен на сто процентов, если в жизни такой женщины – «феминистки» - появится достойный мужчина, сильный, умный, заботливый, красивый, так называемый феминизм смоет очень быстро.
Смоет-то смоет, только вот мужчин в России и так мало, а уж сильных, умных, заботливых и того меньше. А если и найдется на голову иной феминистки такой «подарок», то ведь она его и зажалеть до смерти может. Наши, русские, феминистки, они ведь особые. Так что подобное разрешение муже-женского вопроса в России лично мне кажется утопией. Зато мне нравится, как Константин Моляров говорит об одиноких отцах:
- Одинокий отец для меня - однозначно герой. Это человек, принимающий всю ответственность за детей, понимающий, что другая женщина – не мать и никогда не сможет любить и воспитывать его детей как своих, какой бы замечательной она ни была. Если бы, не дай Бог, что-то случилось с моей женой, я никогда бы не доверил чужой женщине воспитывать своих детей. Другой мамы у них не было бы. Для прогулок и элементарного присмотра можно нанять няню, для обучения – репетитора. Но мать не заменит никто. И здесь просто перед мужчиной встает дилемма: кого он больше любит. Если себя – тогда он ищет новую жену. Если детей – будет их воспитывать сам. Хотя бы до 18 лет, когда они встанут на ноги. А потом уже займется устройством собственной жизни.
И все-таки хочется верить в то, что в деле воспитания новых поколений большее внимание будет уделяться все-таки детям, а не амбициям родителей. А понятие о геройстве пусть будет у каждого свое.
Докапывался до истины Артём Световостоков
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Доставляем журнал "Иркутские кулуары" нашим читателям. Стоимость доставки 100 рублей. Телефон службы доставки: 8-964-1257227.
Весь номер журнала в формате PDF: http://rubabr.com/kuluar/9.pdf