Юлия Сергеева

© "Конкурент" приложение к ВСП

ОбществоБайкал

2732

06.10.2007, 17:25

Кредит доверия Михаила Рожанского

Михаил Рожанский – классический советский гуманитарий. Не верят политикам, не слушают социологов, а ему верят и слушают.

Рожанский, в отличие от многих своих коллег, кредит доверия не утратил. Он создал уникальную команду, которая сейчас работает в Центре независимых социальных исследований и образования. Недавно центр выпустил второй сборник «Байкальская Сибирь: предисловие к 21 веку».

— Часто приходится слышать, как вас называют классическим иркутским интеллигентом. Вы какой смысл вкладываете в это слово?

— Слова «интеллигент» и «интеллигенция», наверное, не терпят никаких рядом определений… географических. Иркутский, московский, питерский… Обычно определения такого рода звучат либо с неким пренебрежением, либо как указание на какую-то типичность. Интеллигенция — это люди, для которых в их повседневной жизни и работе важны не только собственно интересы какие-то, но и некий идеал. Можно сказать даже так: для интеллигентов духовная жизнь не менее значима, чем материальная. И они понимают это, поэтому и выбрали своей профессией занятия в сфере духовной, идеальной.

Всмотреться в место

Советую — не ошибайтесь и не называйте центр Рожанского «социологическим». Не любит, проверено. Здесь нет привычных для социологии графиков, таблиц и цифр. Что есть? Есть команда — историки, филологи, социологи, которые пять лет назад выпустили книжку «Байкальская Сибирь: фрагменты социокультурной карты». Она была столь необычной, что ввела многих в недоумение. Это был не соцотчёт, не литературные очерки и не журнальные статьи. Нечто большее, что разрушило понятие «целевая аудитория». Читать такое было интересно всем — от учёных до механизаторов.

Идея альманаха была простой, но до этого никто не догадался её реализовать. «Это были наблюдения жизни региона, сделанные не в командировках, а людьми, которые живут в городах и посёлках. Так, как каждый видит своё место, свою родину», — рассказывает Михаил Рожанский. От первой книжки, которая вышла в 2002 году, в центре остался сейчас один экземпляр из тысячи. Вторая появилась осенью 2007. В сборнике почти 40 статей, каждая из которых посвящена определённому посёлку, городу Прибайкалья или Забайкалья. Сначала она задумывалась как логическое продолжение первой — те же города и посёлки через пять лет. Но получилось лучше: часть книги посвящена старым местам, другая — новым.

— Но ваши авторы — не профессиональные социологи. Разве книга может претендовать на серьёзное исследование?

— Статьи не претендуют на некую беспристрастность или исчерпывающий рассказ. Но в то же время это не журналистский и не литературный очерк. Это попытка всмотреться в то место, где ты живёшь, проследить, как оно меняется — представления людей, желания, планы. У каждого автора есть особый фокус, интерес, и это не скрывается. Это люди всегда достаточно талантливые, поэтому они легко берут на вооружение какой-то интересный метод. Самые увлекательные методы — междисциплинарные. То есть те, которыми пользуются не только социологи, не только историки, не только филологи. Есть, к примеру, очень интересный метод — история семьи, когда можно сопоставлять рассказы об одном и том же событии представителей разных поколений одной семьи. Есть методы, связанные с анализом речи или текста. Не с точки зрения литературоведения, а как представление о месте, в котором живёт человек. Поймите, статьи адресованы не только научному сообществу или политикам. А прежде всего тем людям, которые живут в этих или похожих посёлках, соседних городах. Социология имеет смысл только тогда, когда статья социолога читается не только социологами. Такие книги не предлагают каких-то вариантов развития, а показывают другой взгляд на жизнь.

Сейчас на подходе третий альманах. В отдельный том будут вынесены города Иркутск и Улан-Удэ.

— Судя по тем посёлкам, которые попали в первый и второй альманахи, взгляды людей изменились?

— Да. 90-е годы прошли под знаком выживания, особенно в посёлках и деревнях. Сейчас ситуация во многих местах стабилизировалась. Но это не значит, что настроение более оптимистичное. Потому что вместе с этой стабилизацией часто есть ощущение, что отсталость преодолеть невозможно. Уровень жизни человека слишком зависит от того места, где он живёт. А это не только образ жизни, но и сами возможности. Человек и его семья могут ощутить, что они уже находятся в некоей колее. И им очень трудно изменить не только свою жизнь, но и жизнь своих детей. Сколько бы они в это сил ни вкладывали. В понятие стабилизации, к сожалению, входит и это. И если стоять не на точке зрения государства, а попытаться встать на место конкретного человека, то общий и радостный фон стабилизации может обернуться для человека тем, что свои беды и радости он будет воспринимать особенно остро. Печально, что люди опять начали смиряться с тем, что от них мало что зависит. Это определённый исторический повтор, просто раньше они имели дело с однопартийной системой в СССР, а сейчас — с многопартийной. Результат один.

Необязательное чтение

Пять лет назад Михаил Рожанский создал при центре читательский клуб. Тот, кто приходит туда, не может быть только слушателем. В любом случае придётся рассказывать — о прочитанной книге или журнальной статье. Главное условие — чтобы она имела отношение к «социальному познанию».

— Вам не кажется, что такие клубы — нечто из прошлого?

— Вопрос в точку. Не потому, что это из прошлого. Сам клуб — реакция на то, что читать стали меньше. А очень важно иметь в том числе и необязательное чтение. Чтение, которое не востребовано твоим сегодняшним проектом. У нас даже люди, работающие по какой-то исследовательской теме, привыкли пользоваться Интернетом, а при нехватке времени выработалась и определённая стилистика. Когда вводишь понятие, выкачиваешь всё то, что написано по интересующей теме. А этого недостаточно, чтобы двигаться. Для того чтобы человек развивался, мог находить и говорить что-то новое, нужен гораздо более широкий контекст. Нужно быть человеком читающим. Раньше представить себе нечитающего гуманитария было невозможно. Не читающего того, что сейчас впору назвать «твёрдым носителем» — книг, журналов.

— Это плохо?

— Это плохо для профессионального уровня любого гуманитария. Сейчас нет привычки читать. И в этом ощущении мы сходимся со многими моими ровесниками. С одной стороны, это неизбежно — культура меняется. Слава Богу, она становится более визуальной, чем раньше. «Слава Богу» я говорю, потому что тексты — это часто ещё и некая идеология. Если человек очень сильно зависит от чтения, он может, так в своё время писал Бердяев, всю жизнь искать книгу-поводыря, которая откроет на всё глаза и поведёт по жизни. И хорошо, что сегодня этого гораздо меньше.

— А Интернет — не поводырь?

— Зависимость от Интернета — известная вещь. Но это ещё и иллюзия информированности. Когда идёт незаметное, ненавязчивое усвоение чужих позиций, мыслей. Эти мысли не так раздражают, как идеологические книги, когда человек претендует на то, чтобы тебя учить. В Интернете никто на это не претендует, но идёт впитывание чужих интонаций. Стеб, например, очень в ходу.

— Вам не нравится стеб?

— Нет, почему, нравится. Но это не может быть смыслом и единственной интонацией. Маленький стеб — это разнообразие жизни. Жизнь вообще иронична. И самые любимые мои писатели — ироничны. Я очень люблю иронию Стругацких, Довлатова, Конецкого, Житинского, Битова. Получилось так, что почти все любимые прозаики 70-х — питерские, которые в советские годы выделялись умением быть ироничными. Но, как говорил Жванецкий, есть остроумие, а есть острословие. Если идёт не более чем игра словами, не углубляющая смысла, то нет движения мысли, разве что — конвульсии.

Комплекс неудачника

Иркутск — город, где рождается масса новых идей. Однако для иркутян стало привычным разочарованно наблюдать, как проект уходит в другой регион и успешно воплощается там. Только один из примеров. Иркутский политех начал «двигать» идею инновационного вуза за четыре года до объявления государственного конкурса. Результат — два проигрыша подряд. Зато инновационные вузы появились в Томске, Новосибирске. Красноярску достался национальный университет. А почётный донор идей, кадров и проектов — Иркутск — лелеет комплекс неудачника.

— Это какая-то карма города?

— Да, это комплекс, который возник, на мой взгляд, недавно — когда стало ясно, что в Сибири есть города, которые бурно развиваются. И его надо преодолевать, не просто изменив психологию и отношение, но и поняв, что есть некие механизмы, без которых город развиваться не может. Сюда входит открытость города, способность принимать и даже призывать приезжих. Это поддержка проектов и инициативных людей. Это и существование независимой прессы и сильного телеканала. Ну, мы степень зависимости не будем обсуждать. Дело ещё в определённых установках профессионального сообщества журналистов. В начале 90-х оно как-то сразу сориентировалось на так называемого «массового» читателя и зрителя. Это такой миф! Нет никакого массового читателя и зрителя, а есть люди, которые читают и смотрят. И иногда интересы и вкусы этого самого массового зрителя придумываются, а потом и формируются. Ситуация, слава Богу, стала меняться — появились газеты иного толка. Другое дело, что они уже были во второй половине 90-х в Красноярске, Новосибирске, других городах.

— Во многом на ситуацию в регионе влияет наличие-отсутствие вменяемых управленцев. Разве не так?

— Здесь мы расплачиваемся за конец 90-х годов. Тогда исчезло какое-либо разделение властей. Сначала в городе, потом в области законодательная власть подминалась исполнительной. То же самое с прессой — тогда предпочитали или сотрудничать с властью, или не конфликтовать. Это ненормально для развития.

— Сейчас наблюдается некое противостояние между двумя ветвями власти. Однако реального развития нет.

— Противостояние и разделение — немножко разные вещи… Я не в курсе, о чём вы говорите, потому что настолько эта тема стала в своё время в Иркутске неинтересной. Развитие идёт, когда оформлены разные группы интересов, когда они открыты, их можно сопоставлять, когда они конфликтуют, а может быть, и взаимодействуют. Когда и те и другие хотят проводить какие-то проекты и при этом искать поддержку в обществе. Это не то же самое, что кулуарные противостояния, которые замыкаются в пределах одного административного здания.

— Как вы оцениваете эффективность системы «варягов»?

— Эти случаи всегда очень индивидуальны и конкретны. Если взглянуть на существующее положение вещей как на ситуацию, нуждающуюся в реформировании, то иногда для этого нужны люди со стороны. Чаще всего, кстати говоря. Но есть вторая вещь. Развитие может быть полезным, эффективным и естественным, когда оно опирается на какие-то особенности места. Грубо говоря, может некий туроператор прийти на Байкал и настроить европейских отелей, тем самым разрушив Байкал как туристическое место. Такие отели по всему миру, и на Байкал люди едут не за этим. Так же и в политике: человек приходит со своими моделями, которые для этого места могут и не годиться, но сразу этого не поймёшь. Очень важно найти баланс между новым человеком и пространством, это важно абсолютно для любого места.

— А у нас есть такое взаимодействие?

— Появилась надежда на него. В прошлом и позапрошлом году лично у меня было очень тяжёлое ощущение как у человека, выросшего в Иркутске. Ощущение города, потерявшего импульсы и потенциал для развития. Последний год это ощущение изменилось. Потому что вышло на поверхность реальное и гласное противостояние каких-то проектов, представлений о путях развития. И возникло ощущение, что как-то можно повлиять на выбор того или другого проекта. Например, споры вокруг совершенно недопустимой уплотнительной застройки в центре Иркутска. Когда я впервые увидел это года полтора назад, было ощущение — всё, город разрушают. Сейчас живёт некая надежда, что это не будет допущено. В общем же появилась публичная жизнь вокруг судьбы Иркутского региона, разные точки зрения есть. В том числе и во власти.

Культурный дозор

Иркутск родил феномен «культурных консервов». Когда яркое событие или личность обрастают некоей общественной «скорлупой», которая считает себя вправе нести охранно-миссионерские функции. Но когда формула «Не дышите на шедевры» возводится в абсолют, все дышащие становятся вредны априори.

— В регионе существует группа людей, активно ратующих за традиционную культуру. Как сказывается их лобби на судьбе города? В последние годы из Иркутска, к примеру, ушли очень интересные театральные проекты.

— Это серьёзная проблема. Я бы не стал говорить о деятельности или взглядах какой-то группы. Потери в театральной жизни, и не только, связаны не с традиционной культурой, а с тем, что в городскую культурную жизнь, в том числе и интеллигентскую среду, были в своё время привнесены нормы социального контроля, большому городу несвойственные и культуру разрушающие: деление на своих и чужих, моралистика, стремление и готовность поучать. Культура держится на разнообразии и на том, что один человек способен слышать другого. А когда непохожее не принимается вплоть до изгнания человека из города, как это происходило с Вячеславом Кокориным несколько раз, это разрушение основ культурной жизни.

— Кокорин, ходят слухи, человек с характером. Кстати, это один из основных аргументов, которые приводятся, когда говорят о том, почему многие талантливые люди покинули Иркутск. Шевченко неуживчив, Вырыпаев — неуживчив …

— Любой сильно талантливый режиссёр — человек неуживчивый. Я Славу достаточно хорошо знал и представляю его характер. Театральный педагог высокого класса, режиссёр, который берёт ребят на первом курсе, а на втором с ними ставит такие вещи, на которые весь Иркутск собирается. За четыре он года делает с ребятами необыкновенный театр, очень сильный профессионально. И при этом для такого театра не находят места в городе! Актёры разъезжаются по разным местам и делают имя другим театрам. Сам Кокорин уезжает в Екатеринбург, восстанавливает там спектакль с иркутскими актёрами и получает «Золотую маску». Ну, с кем Кокорин должен был в Иркутске уживаться? Конечно, у творческих людей разные характеры, но у этого конкретного человека деления на своих и чужих никогда не было. Этот человек был способен слышать и ценить слово. Слово того же Валентина Григорьевича Распутина. Для мыслящего человека важно — что сказано, а не кто это сказал. И какая разница, кто этот сказавший — по фамилии, происхождению, по друзьям.

— Но ведь получается, что именно представители традиционного крыла имеют поддержку и городских, и областных властей.

— Ситуация действительно сложная. У меня есть целая статья на эту тему, которую я несколько лет мучительно писал, пытаясь понять тех, кого вы назвали традиционным крылом. И рассматривал, как складывались конкретные политические выборные ситуации, когда происходил некий обмен взаимными услугами между этими идеологами культуры и мирской властью. Конечно, Валентин Распутин — талант признанный, написавший сильные вещи, повлиявшие на умы. Есть такое понятие, как «символический капитал». Другое дело, как им стремятся пользоваться. Сам творец этого капитала, люди, которые просто рядом с ним, и политики, в том числе местная власть.

Свой ландшафт

Сын Михаила Рожанского учится в иркутской вальдорфской школе. «Вокруг этой школы очень много мифов, но он сам принял такое решение, — рассказывает собеседник. — До этого он учился в обычной иркутской школе, но иногда среди педагогических методов есть методы, унижающие человека, например, воспитывать одноклассников на чьём-нибудь отрицательном примере. А Тима — парень с чувством собственного достоинства, слава Богу. И в вальдорфской школе он во многом нашёл себя, потому что ребята, которые там учатся — люди самостоятельные, которые учатся решать свои проблемы и обладают для этого определённой волей, умеют общаться на равных и с младшими, и со старшими. В школе, конечно, как и везде, есть свои проблемы, но эта атмосфера школы для Тимы совершенно естественна». Тимофей увлекается спортивной журналисткой.

Жена, Марина, тоже с истфака. Кстати, бывшая студентка Михаила Яковлевича. «Как студентку я её не очень помню, мы уже после познакомились», — улыбается Рожанский. 10 лет назад Марина создала собственный бизнес — иркутское кадровое агентство «Профессионал». «Получилось успешное и очень красивое дело», — считает Михаил Рожанский.

У каждого человека есть слова, которые открывают его другим. Его боль, интерес, загадку. У Михаила Рожанского это слово «место». Обострённое чувство пространства. Поиск «своего» ландшафта. Он полагает, что такое испытывают все сибиряки как потомки переселенцев, для которых эти места стали родными. Сколько в этом выводе личного, знает только он сам.

Рожанский «неплохо объездил» всю Сибирь и «ужасно мало» — Россию и зарубежье. Хотя признаётся, что ему легче сказать, где он не был, чем где был. «Практически не был на Кавказе, ещё в СССР успел «захватить» кусочек Средней Азии, на закате Союза успел чуть-чуть узнать Прибалтику, — говорит он. — Тогда казалось, что можно подождать. Я помню, как мы не доехали какие-то километры до Киргизии, отложили на будущее. А будущего уже не было. В этом смысле».

— Отдых — это для меня возможность поездить где-нибудь. Очень интересно ездить по Сибири, может быть, интереснее, чем за границу. Места очень непохожие. Есть старые и молодые города. А в этом году я в Поволжье побывал. Такие поездки меняют все представления о российской истории, когда видишь живые места. Очень хотел бы поездить по Русскому Северу, который знаю совсем по книгам. Единственно, что несколько лет назад смог посмотреть Новгород.

— А книги не дают вам такого представления?

— Книги готовят к встрече, что-то помогают понять и объяснить, но обязательно нужны визуальные представления. К сожалению, этого нет в ремесле историка, не только, кстати, советского. Есть привычка работать в библиотеках, и нет интереса, чтобы увидеть место. А это может влиять очень сильно на взгляды. Это и общение с людьми, и то, что видишь глазами — культурный природный ландшафт, архитектуру, отношение между городом и природой, панораму Волги. Чувствуешь, к примеру, как рядом живут два совершенно независимых города — Саратов и Энгельс, которые разделены только Волгой и соединены мостом. И не думают сливаться, хотя вместе составили бы миллионный город, — просто это два разных мира.

Биографическая справка

Михаил Яковлевич Рожанский родился в 1954 году в Иркутске.

В 1976 окончил исторический факультет Иркутского государственного университета (ИГУ). 8 лет преподавал историю философии и различные курсы по социально-философской тематике в ИГУ. С 1979 по 1982 год – аспирантура философского факультета Московского госуниверситета (МГУ). В 1983 защитил в МГУ кандидатскую диссертацию (методология исторических исследований массового сознания). С 1988 по 1992 год – научный сотрудник кафедры философии Иркутского научного центра СО РАН. После ликвидации кафедры работал с учителями, школьниками, студентами по авторской образовательной технологии («студия развития гуманитарного опыта»). Этот опыт лёг в основу кафедры философии и культурологии при Иркутском институте повышения квалификации работников образования.

В 2002 году создал автономную некоммерческую организацию «Центр независимых социальных исследований и образования» (ЦНСИО), который объединил исследователей Иркутской области, Бурятии, Читинской и Амурской областей. Осенью 2007 года эта группа выпустила второй альманах «Байкальская Сибирь: предисловие к 21 веку».

Круг интересов — аналитическая журналистика, документальная проза, путешествия.

Женат, сын Тимофей – школьник.

Юлия Сергеева

© "Конкурент" приложение к ВСП

ОбществоБайкал

2732

06.10.2007, 17:25

URL: https://babr24.net/baik/?ADE=40325

bytes: 19776 / 19566

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Юлия Сергеева.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Байкал)

Байкал без граффити: как добровольцы возвращают скалам первозданный вид

Байкал – это поистине уникальное место на нашей планете, известное своей потрясающей природой, прозрачной водой и величественными скалами. Однако в последние годы эта красота стала страдать от вандализма – различные надписи и рисунки на скалах портят первозданный вид побережья.

Анна Моль

ОбществоЭкологияИркутск Байкал

18520

26.08.2024

Олимпийские игры: по полам нацело не делятся

«То ли баба, то ли мужик» из Алжира Иман Хелиф таки официально выиграла женский турнир по боксу на Олимпиаде в Париже, предоставив сторонникам эсхатологической теории мира богатый материал для приготовлений к концу света.

Георгий Булычев

ОбществоСпортСкандалыМир

3664

14.08.2024

Новое возрождение адамитов

Пишут, что в Риге, на сцене музея театра им. Эдуарда Смильгя, кстати Народного артиста СССР, состоится спектакль венгерских постановщиков «Позвольте мне увидеть природу».

Дмитрий Верхотуров

ОбществоКультураИсторияМир

44787

11.06.2023

Конец конспирологии?

Любопытным последствием произошедших в последнее время событий стал сильный кризис конспирологии. В былые времена, да хотя бы еще лет десять назад, без конспирологии и без упоминания тайного мирового правительства не обходилось обсуждение ни одного серьезного вопроса.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоЭкономика и бизнесПолитикаМир

38337

07.01.2023

Затяжная великобританская деградация

В последнее время активизировались разговоры об особой тонкости и коварстве британской политики или британских спецслужб. Появилось даже целое сообщество людей, которые продвигают этот тезис всеми доступными средствами.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоИсторияПолитикаМир

46773

27.12.2022

Я выбираю жить: судьба маленьких деревень большой России

Россия – крупнейшее (территориально) государство на современной карте мира, сотканное из нескольких тысяч различных населенных пунктов. От обрывистого утеса в селе Алыгджер Нижнеудинского района до неоновых огней Москва-Сити – это все Россия.

Лилия Войнич

ОбществоЭкономика и бизнесТуризмИркутск Байкал Россия

33099

30.11.2022

Когда с томского военного госпиталя «снимут погоны»?

11 июля 1920 года Джордж Керзон, министр иностранных дел Великобритании обратился к советскому наркому иностранных дел Георгию Чичерину с предложением заключить с Польшей перемирие и обеим сторонам отвести войска по разным сторонам демаркационной линии.

Анна Леро

ОбществоЗдоровьеСкандалыМир Томск

7417

11.07.2022

Семья, уничтоженная коронабесием

Немецкая газета Berliner Zeitung рассказала на днях о жестоком преступлении, которое произошло в берлинском пригороде Зенциг. Небольшой поселок к 20 км к юго-востоку от Берлина, между лесом и озером, небольшие семейные дома. В общем, прекрасное место.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоПроисшествияМир

23398

12.12.2021

Жителям Бурятии негде жить: власти республики не торопятся ликвидировать паводки

Зима приближается, а пострадавшим от паводков в Бурятии негде и не на что жить. Бабр рассказывает, как деньги, выделенные для компенсаций, утекают сквозь пальцы глав районов. Сотни жилых домов были затоплены в Бурятии в летне-осенний период 2021 года.

Есения Линней

ОбществоПолитикаСобытияРоссия Бурятия Байкал

28181

23.09.2021

День Байкала состоится в Иркутске с ограничениями

В 1999 году в перечень государственных праздников России был включен День Байкала. Произошло это после того, как в 1996 году озеро включили в список объектов мирового наследия природы ЮНЕСКО. Байкал получил международное признание исключительности.

Миша Ковальски

ОбществоИркутск Байкал

8048

04.09.2021

Уровень Байкала: ситуация остается напряженной

По прогнозам специалистов Иркутского УГМС, уровень воды в Байкале будет повышаться до середины сентября. Из-за многоводья сброс воды через Иркутский гидроузел может быть увеличен выше среднемноголетних значений. Об этом рассказали на пресс-конференции 23 июля.

Александр Макаров

ОбществоИркутск Бурятия Байкал

11137

23.07.2021

Женское счастье: был бы мил... миллион в кармане и свобода

« - Поздравляем, у вас дочка! - Отлично, теперь мы можем с детства говорить ей о том, что она без мужчины – никто, и должна нам!» В современном обществе существует некая пропаганда замужества.

Соня Совушкина

ОбществоМолодежьКультураМир

33506

14.03.2021

Лица Сибири

Долгих Владимир

Родионова Екатерина

Мироненко Елена

Бальжиров Баир

Ерощук Светлана

Белеев Сергей

Шевченко Яна

Марковец Игорь

Костина Оксана

Носенко Ольга