Блатной «Золотой орёл»: «Чемпион мира», Михалкова и Наумов посмертно
Вечером 27 января в первом павильоне киноконцерна «Мосфильм» раздали «Золотых орлов». Организаторов кинопремии в лице Национальной академии кинематографических искусств и наук России не смутило ни, мягко говоря, не праздничное настроение в обществе в целом и в его творческой составляющей в частности, ни то, что коллеги из премии «Ника» не сочли уместным проводить праздничную церемонию в столь непростое для страны время.
Чувствовалось, что собравшимся на «Мосфильме» не совсем комфортно. Особенно без своего предводителя Никиты Михалкова, который недавно выписался из больницы и соблюдает предписание врачей не высовываться. К тому же в павильоне, судя по отзывам, было весьма прохладно, особенно для полуоголённых дам. Ответные речи лауреатов отличались лаконичностью, и церемония имела все шансы стать рекордно короткой, если бы не технические накладки. Но даже с ними ведущие Дарья Златопольская и Алексей Гуськов «раздали» более двух десятков «Золотых орлов» менее чем за 2,5 часа.
Не обошлось и без неожиданных казусов. Некоторые «Орлы» прилетели в руки актёрам с весьма противоречивой гражданской позицией, что тут же вызвало негодование среди патриотически настроенной части общества. Возникли вопросы у «патриотов» и к некоторым личностям, вручающим награды. Если бы это была «Ника» – никто бы не удивился, но от академиков михалковского «Золотого орла» подобного вольнодумства явно не ожидали.
Лидером по числу номинаций (12) в этом году стала спортивно-историческая драма Алексея Сидорова «Чемпион мира», снятая студией Никиты Михалкова «ТриТэ» при поддержке «Фонда кино». Ей и достался главный приз в номинации «Лучший фильм», а также ещё четыре статуэтки от ювелирной компании Mercury: за лучшую режиссёрскую работу (Алексей Сидоров), за лучшую мужскую роль (Иван Янковский), за лучшую операторскую работу (Михаил Милашин) и за лучшую музыку (Артём Васильев).
Примечательно, что фильм «Чемпион мира» был весьма холодно принят критиками, не смог окупиться в прокате и имеет посредственные рейтинги: зрительский 6,9 на портале «Кинопоиск» и рейтинг кинокритиков – всего 31 %. Вряд ли стоит сомневаться, что если бы картину сняла кинокомпания, не имеющая отношения к Никите Михалкову, то «Чемпиона мира» не было бы даже в номинантах.
Самый кассовый российский фильм 2022 года «Сердце пармы» получил четыре статуэтки при десяти номинациях. Лауреатами премии стали Владимир Трапезников (номинация «Лучшая работа художника-постановщика»), Екатерина Дыминская («Лучшая работа художника по костюмам»), Ростислав Алимов («Лучшая работа звукорежиссёра») и Евгений Миронов («Лучшая мужская роль второго плана»).
Драма Петра Тодоровского «Здоровый человек» выйдет в широкий прокат лишь в марте текущего года. При этом картина уже успела получить серебряного «Святого Георгия» Московского кинофестиваля в конце лета и трёх «Золотых орлов» в минувшую пятницу: за лучший сценарий (Пётр Тодоровский), за лучшую женскую роль (Ирина Старшенбаум) и за лучшую женскую роль второго плана (Дарья Балабанова).
Лучшим анимационным фильмом прошедшего года признан «Финник» Дениса Чернова.
Телевизионные премии достались проектам «Алиби» в номинации «Лучший телесериал» и «Художник» в номинации «Лучший онлайн-сериал», Евгению Стычкину («Алиби») и Никите Ефремову («Нулевой пациент») за лучшую мужскую роль соответственно на телевидении и в онлайн-сериале, а также Юлии Хлыниной («Елизавета») за лучшую женскую роль на телевидении.
Не осталась без очередной статуэтки «от папы и компании» и Анна Михалкова. На этот раз дочку основателя премии протащили на первое место в номинации «Лучшая женская роль в онлайн-сериале» за образ мамы главной героини в сериале «Алиса не может ждать». Чтобы в полной мере оценить степень ангажированности михалковских академиков, достаточно сказать, что Анна Никитична – рекордсменка среди актрис по числу номинаций и премий в истории «Золотого орла»: 12 и 5 соответственно.
Почётный приз «За вклад в кинематограф» посмертно присуждён режиссёру и сценаристу Владимиру Наумову, ушедшему из жизни в ноябре 2021 года. Статуэтку из рук Карена Шахназарова, само присутствие которого не могло не испортить настроения порядочным людям, получила вдова режиссёра, народная артистка РСФСР Наталья Белохвостикова.
Отметим, что прошедшая церемония – уже вторая после смерти президента Академии кинематографических искусств и наук. Видимо, год назад, по мнению академиков, ушедший из жизни Наумов ещё не был достоин награды.
В целом же атмосферу «Золотого орла» 2023 года как нельзя лучше передаёт выражение лица одного из самых именитых лауреатов, для которого статуэтка стала четвёртой в его блистательной карьере. Как говорится, ещё одна, и поднимется до уровня Михалковой.
Об итогах «Золотого орла» прошлого года читайте в материале Бабра:
Фото: Антон Новодережкин, Вячеслав Прокофьев / ТАСС, Сергей Куксин / РГ, Антон Великжанин / Москва 24, kinorium.соm