Кинопремия «Белый слон»: лауреаты без проката
В России вновь названы лауреаты премии «Белый слон». Многие из них по различным причинам не вышли в широкий прокат в России.
В прошлом году, несмотря на 25‑летний юбилей Национальной премии киноведов и кинокритиков России, координационной группой «Белого слона» было принято решение отказаться от распределения призов ввиду поставленной под сомнение «своевременности вручения премии фильмам 2022 года».
Среди причин были названы неактуальность фильмов, снятых до 24 февраля 2022 года, запрет к показу в России некоторых значимых картин, закрытие специализированных изданий, цензурные ограничения в СМИ, прекращение работы кинофестивалей «Кинотавр» и «АртДокФест», отсутствие возможности обмена мнениями из‑за запрета части социальных сетей.
Кинопремия «Белый слон» основана в 1998 году тогдашним президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России Мироном Черненко. До 2005 года вручалась под названием «Золотой овен». С февраля 2021 года – независимая премия киноведов и кинокритиков.
В этом году координаторы премии приняли решение провести голосование и опубликовать его результаты без проведения торжественной церемонии награждения, которая «неуместна в нынешней ситуации, когда давление цензуры в отечественном кино ощущается всё сильнее, фильмам отказывают в выдаче прокатных удостоверений (или отзывают ранее выданные), имена кинематографистов убирают из титров, а актёров вырезают из фильмов».
«Но именно в этой ситуации особенно важно обратить внимание современников на достижения отечественного кино», – говорится в заявлении координационной группы премии «Белый слон».
В голосовании при выборе лауреатов приняли участие 59 членов Экспертного совета премии из числа работающих киноведов, кинокритиков и киножурналистов, а также 13 молодых экспертов, входящих в профильные группы по разным видам кинематографа.
Главный приз в категории «Лучший игровой фильм» достался историко-фэнтезийной ленте Александра Сокурова «Сказка». Картина не была показана в российских кинотеатрах, поскольку не получила прокатного удостоверения от Министерства культуры РФ без указания конкретных причин.
Сразу три премии – в номинациях «Лучший режиссёр» (Резо Гигинеишвили), «Лучшая мужская роль» (Александр Филиппенко) и «Лучшая женская роль второго плана» (Инна Чурикова) – получила биографическая драма «Пациент №1».
Роль супруги «приговорённого к жизни» генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко стала последней работой в кино великой Инны Чуриковой. Сам же фильм, получивший восторженные отзывы критиков, не вышел в широкий прокат.
Не дошла до зрителя и драма Наталии Мещаниновой по её же сценарию «Один маленький ночной секрет», удостоенная премии «Белый слон» в категории «Лучший сценарий», и драмеди «Каникулы» Анны Кузнецовой, ставшей лауреатом в категории «Лучший полнометражный дебют».
«Хотя ни тот ни другой (фильмы) не затрагивают никаких острых социальных или политических тем, оба оказались нежелательными гостями для стерилизованного проката, избегающего всего, что не укладывается в узкие рамки новой культурной политики», – пишет на страницах «Ъ» кинокритик Андрей Плахов.
Премию в категории «Лучшая женская роль» поделили Анна Михалкова за главную роль в фантастической драме Анны Меликян «Чувства Анны» и Дарья Савельева за образ Киры в драме Или Малаховой «Привет, мама».
Лучшую мужскую роль второго плана, по мнению экспертов «Белого слона», сыграл Александр Робак в драматическом триллере Бориса Хлебникова «Снегирь».
Лучшим сериалом критики и киноведы признали нашумевшую криминальную драму Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». Лучшим анимационным фильмом – короткометражный мультфильм Светланы Андриановой «Хармс». Лучшим неигровым фильмом – «Предлагаемые обстоятельства» Никиты Ефремова.
В номинации «Лучшая операторская работа» премия присуждена Алишеру Хамидходжаеву (фильм «Снегирь»). В номинации «Лучшая работа художника» – Алексею Максимову (фильм Алексея Федорченко «Новый Берлин»).
Премию в категории «Лучшая музыка» разделили поп‑группа Shortparis (фильм «Чувства Анны») и Михаил Местецкий с Кириллом Белоруссовым, написавшие музыку к фэнтезийной комедии Михаила Местецкого «Год рождения».
«Мы надеемся, что обнародование результатов работы жюри независимого профессионального конкурса, которым является премия «Белый слон», поддержит подлинно талантливый кинематограф, поможет ему найти дорогу к зрителю и в итоге занять достойное место в современном историческом и кинематографическом процессе», – сказано в пресс‑релизе премии «Белый слон».
Фото: kinorium.соm