Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоРоссия

2618

14.09.2012, 20:12

Семён-Летопроводец

Преподобного Симеона Столпника на Руси издавна называли Летопроводцем, поскольку день его памяти – 1 сентября по старому стилю – соотносился с началом осени. С середины XIV в. и до 1700 года его также считали началом нового года.

У русских Семен-день был «срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей». С него обычно начинались и прекращались различные договоры, а также «отдавались внаем земли, рыбные ловли и другие угодья». Работникам полагалось «платить оброк ежегодно на срок по Семен день летопроводца». Русские государи некогда устраивали 1 сентября свой личный «Божий» суд для разбора тех дел, которые не могли решить наместники и пр.; челобитчики съезжались на такие суды из самых отдаленных мест, а не явившийся считался виновным. Судебная формула – «копиться жалобным людям на судебный день в Москву» – известна со времен великого князя Иоанна Васильевича, а в грамотах царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича значится, что «монастырским людям и крестьянам назначается три срока в году ставиться на суд царский, именно: Рождество Христово, Троицын и Семен дни».

В древности ко дню Симеона Летопроводца приурочивали обряд постригов – первой стрижки мальчиков трех-четырех лет: «На Семена дитя постригай, на коня сажай и на ловлю в поле выезжай!». Об этом обычае упоминают летописи, начиная с 1191 г.; сперва он практиковался в княжеских семьях, потом его переняли знатные бояре и дворяне, а затем он дошел и до простого люда. Над великокняжескими детьми постриг обычно совершал священнослужитель в церкви, а люди попроще (и в более поздние времена) приглашали к себе кума с кумой. После молебна отец подавал куму ножницы, тот выстригал у крестника «гуменцо», а кума передавала выстриженные волосы матери, мать же зашивала их в ладанку. После пострига кум с кумой выводили крестника на двор, где отец поджидал их с конем, а мать расстилала ковер; кум на ковре передавал крестника отцу, и тот, приняв с поклоном сына, сажал его на коня. Затем кум водил коня по двору за узду, а отец придерживал мальчика. У крыльца отец снимал сына с коня и снова передавал его куму, кум с поклоном отдавал его «из полы» куме, а та вручала его матери. После этого отец с матерью одаривали кума с кумой, а те – своего крестника. За праздничным обедом кум с кумой разламывали на голове мальчика именинный пирог с пожеланием всяческого богатства и счастья. В XIX в. ритуал постригов (хотя и не такой торжественный, как в старину, и часто только над первенцами) все еще соблюдался среди простого народа.

День памяти преподобного Симеона был некогда праздником псарных охотников. С этого дня начинался охотничий сезон, и бояре непременно устраивали выезды в поле – притравливать зайцев. Среди любителей охоты бытовало поверье о том, что «от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимою большие добычи». Выезды могли продолжаться до нескольких недель и обставлялись очень торжественно; для них специально готовились различные блюда, наливки и пр.

Поскольку ранее Семен-день считался началом нового года, встречали его весело, с народными гуляньями и гостеванием. С этого дня в городах и селах начинались осенние хороводы, устраивались проводы лета и встреча осени – «осенины». Богатые хозяева выставляли у ворот брагу и пиво, угощая хороводников. Молодые семьи в этот день перебирались в новые дома: «Переходи в Семен-день на новоселье – счастье и веселье!». Хозяин при этом лично ходил созывать гостей на угощение, а те являлись с разными подарками: в богатых семьях тесть с тещей присылали зятю коня и корову, кум с кумой приносили мыло и полотенце, а сваты - домашнюю птицу. Праздновать начинали с обеда, а заканчивалось пиршество уже поздно вечером, с большими проводами гостей.

Со дня преподобного Симеона Столпника во многих местах считали так называемое бабье лето, продолжавшееся обычно восемь дней (до Рождества Богородицы – 8 сентября ст.ст.). В народе говорили: «Святой Симеон лето провожает, бабье лето наводит», и 1 сентября иногда называли «бабиным днем». По погоде этого времени судили об осени: «Если Семен-день выдался ясным, то вся осень выйдет теплая и вёдряная», «Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла», «Сухая осень, коли на Семен день сухо», «На бабье лето много тенетника – к ясной осени и холодной зиме», «Гуси улетают на бабий день – жди ранней зимы», «если Семеновы осенины грязные вышли, то осень должна быть дождливой» и т.п.

С Семен-дня начинался новый цикл крестьянских работ. Яровой хлеб к этому времени убирали («на Семен день – семена долой, семена выпадают из колосьев») и начинался сев озимых. Земледельцы устраивали по этому поводу особый праздник – «запашки», ради которого сообща варили брагу, пекли пироги и забивали барана для совместного пиршества. В народе говорили: «В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони», «На Семена до обеда паши, а после обеда руками маши». Женщины приступали к работам со льном и коноплей, пряжей и пр.: «С Симеона Столпника – бабий праздник и бабьи хлопоты». По вечерам собирались на «засидки» («супрядки», «Семенинские вечера») – совместную работу в избах при огне, с угощением, песнями и даже играми в честь «бабьего праздника». Молодые парни в это время присматривали себе невест, поскольку приближалось время свадеб: «С Семена-дня до Гурия (28 ноября) – свадебные недели, для свадеб самое доброе время».

В некоторых местах начало осени и «супрядок» отмечали обновлением огня. Под Семен-день тушили в избах весь огонь, кроме лампадного, а рано утром добывали новое пламя по старинке: «старики и старухи садились середи двора и терли сухое дерево об дерево… молодая невестка или девица, или сын зажигали спицею новый огонь».

Около Семен-дня, по замечанию поселян, пускаются в отлет многие птицы и исчезают насекомые. Во многих местах в этот день совершали особый обряд – «хоронили» мух, тараканов, блох и прочую «нечисть». Крестьяне говорили: «Убьешь муху до Семина дня – народится семь мух; убьешь после Семина дня – умрет семь мух». «Похороны» обычно совершали девушки или дети: они вырезали из репы, моркови или брюквы маленькие гробики, сажали в них пойманных мух и торжественно (иногда с плачем, а иногда, напротив, с веселыми песнями) выносили из избы, чтобы предать земле. Во время выноса кто-нибудь все время гнал прочих мух из избы полотенцем или штанами, приговаривая: «Муха по мухе, летите мух хоронить», «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь» и т.п. Считалось, что после «похорон» прочие мухи и тараканы погибают.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоРоссия

2618

14.09.2012, 20:12

URL: https://babr24.net/msk/?ADE=108526

bytes: 6545 / 6545

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Россия)

Инсайд. «Чайлдфри» больше не будет

Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий «пропаганду чайлдфри». За документ единогласно проголосовали все 403 депутата.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

3601

19.11.2024

Инсайд. Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве

Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве. Как известно, проверками можно закрыть любое учреждение. Именно так и был закрыт музей ГУЛАГ — под благовидным предлогом несоблюдения каких-то нормативов числа тараканов на квадратный метр.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

5753

15.11.2024

Эн+ объявляет о начале нового сезона грантового конкурса «Города со знаком плюс»

Прием заявок продлится до 15 февраля 2025 года. В этом году бюджет конкурса составляет 100 миллионов рублей, что позволит поддержать проекты, направленные на создание современной и комфортной социальной среды в городах, находящихся под ответственностью компании.

Ярослава Грин

ОбществоСобытияИркутск Россия

5597

02.11.2024

Мемориальную доску писателю Валентину Распутину открыли в Москве при содействии сенатора Андрея Чернышева

В Москве открыли мемориальную доску знаменитому сибирскому писателю Валентину Распутину. Идея установки принадлежит его семье и землякам. Всю организационную работу провел благотворительный Фонд «Сибирский Характер», который учредил сенатор Андрей Чернышев. «Мы дружили с Валентином Григорьевичем.

Алина Саратова

ОбществоРоссия Иркутск

3706

22.10.2024

Инсайд. Чиновник не идиот? Ну извините...

Законопроект об оскорблении чиновников взорвал Рунет. В России готовятся ввести уголовное наказание в виде лишения свободы на два года за оскорбление чиновников в интернете или СМИ.

Николай Головин

ОбществоСкандалыРоссия

3459

25.09.2024

Олимпийские игры: по полам нацело не делятся

«То ли баба, то ли мужик» из Алжира Иман Хелиф таки официально выиграла женский турнир по боксу на Олимпиаде в Париже, предоставив сторонникам эсхатологической теории мира богатый материал для приготовлений к концу света.

Георгий Булычев

ОбществоСпортСкандалыМир

3648

14.08.2024

Каракорум vs Улан-Батор: россияне не прошли в финал конкурса проектов новой столицы Монголии

В Улан-Баторе прошел полуфинал конкурса проектов по созданию новой столицы Монголии. Как и ожидалось, ни один из двух российских коллективов не сумел пробиться в финал, уступив лидирующие позиции китайским, индонезийским и японским разработчикам. Первые два места заняли команды из КНР.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия Россия

15987

12.08.2024

Психологическая помощь: мейнстрим или настоящая потребность? Разбираемся в актуальной дилемме

В современном обществе сложилась своеобразная парадоксальная ситуация. С одной стороны, тема психического здоровья и необходимости профессиональной поддержки стала чрезвычайно популярной. Ходить к психологу считается признаком осознанности и развитости.

Анна Моль

ОбществоЗдоровьеРоссия

3973

05.08.2024

Краденая покорность: почему люди отдают миллионы мошенникам?

Жители Иркутской области добровольно отдали мошенникам полтора миллиарда рублей в 2023 году. Жертвами стали пять тысяч человек. Да и в 2024-м полиция уже несколько раз сообщала очередную калькуляцию (причем, видимо, никакой возможности вернуть деньги ни у кого под этим солнцем нет).

Георгий Булычев

ОбществоРоссия

3979

31.07.2024

С заботой от ФСИН: рейтинг тюремных книг

Не секрет, что контингент российских мест не столь отдалённых стремительно меняется в сторону превалирования ума, образованности и интеллигентности. Однако беспокоиться о том, что в случае лишения свободы в СИЗО или колонии будет нечем заняться, не стоит.

Филипп Марков

ОбществоКультураРоссия

26850

29.05.2024

Инсайд. Мир ждёт радикальная демографическая метаморфоза

Шутки про злых дедушек у власти во всех странах, они серьезнее, чем кажутся. Мир в целом ждёт радикальная демографическая метаморфоза. Дедушки (или скорее бабушки) станут абсолютным большинством.

Игорь Димитриев

ОбществоНаука и технологииРоссия Корея Китай

14202

05.04.2024

За независимость: как красные юрты приучили женщин-кочевниц к самостоятельности

8 марта, в Международный женский день, Бабр расскажет читателям о кочевых красных юртах, которые в свое время стали клубом для поддержки женщин, а также центром образования и культуры. Красные юрты – это настоящий символ новой эры в жизни кочевых народов.

Есения Линней

ОбществоПолитикаИсторияБурятия Россия

49444

08.03.2024

Лица Сибири

Шергин Роман

Рихванова Марина

Гришаков Владимир

Евладов Алексей

Климов Антон

Мадасов Игорь

Болотов Николай

Болонева Юлия

Зайцев Илья

Бунев Андрей