"Война" закончилась победой искусства
Уголовное преследование арт-группы "Война", известной своими радикальными акциями, которое началось около года тому назад и завершилось на днях судебным постановлением вернуть залог, внесенный за освобождение из заключения, представляется одной из самых необычных страниц взаимоотношений властей и протестных художников в истории не только российского, но и мирового искусства, полагают искусствоведы и адвокаты.
Всего за год активисты "Войны" - Леня "...нутый" (Леонид Николаев) и "Вор" (Олег Воротников) - оказались объявлены в розыск, побывали в СИЗО, получили деньги от знаменитого провокатора, стрит-арт художника Бэнкси, получили важную премию за искусство и были осовбождены с последующим закрытием дела.
Властям все чаще приходится разбираться в мере таланта и вандализма, и не всем это легко удается. Например, не так давно украинская милиция арестовала Анну Синькову, готовившую яичницу на Вечном огне, отличились и либеральные обычно британцы: лондонский художник стрит-арта Tox, в защиту которого Бэнкси на прошлой неделе создал скульптуру "Монополия", с июня находится под заключением, так как обвинение отказало ему в наличии художественных способностей, добавив, что "он не Бэнкси".
"Я рад, что это все закончилось, потому что резонанс у этого дела в мире был огромный. Я был только что в Лондоне: о "Войне" там говорят столько же сколько об Александре Литвиненко. Наконец, эта клякса стерта", - прокомментировал для РИА Новости снятие обвинений куратор Андрей Ерофеев, выдвинувший в этом году работу "Войны" на премию в области современного искусства "Инновация" и приговоренный в 2010 году вместе с Юрием Самодуровым к административному штрафу после трехлетнего скандала вокруг выставки "Запретное искусство".
Инновация за парадоксы
Участники "Войны" были арестованы по подозрению в причастности к акции "Дворцовый переворот", в результате которой перевернута милицейская машина около Михайловского дворца. Олега Воротникова и Леонида Николаева задержали в Москве 15 ноября 2010 года по обвинению в "хулиганстве, сопровождающемся применением насилия к гражданам или повреждением чужого имущества". За это им грозило заключение до пяти лет, причем, со стороны обвинения не раз звучали предложения рассматривать акцию как экстремистскую, что увеличило бы срок наказания.
В декабре 2010 прошел ряд концертов и митингов в поддержку заключенных, а Бэнкси объявил аукцион своих произведений и собрал для российских коллег около 4,5 миллиона рублей.
Пока лидеры "Войны" находились за решеткой, на премию "Инновация" была номинирована предыдущая акция "Войны" "Х.. в плену у ФСБ", когда активисты арт-группы нарисовали фаллос на Литейном мосту за несколько минут до того, как тот был разведен. Парадокс заключался в том, что на премию, учрежденную государственной институцией, были выдвинуты представители арт-сообщества, находящиеся в следственном изоляторе именно за свою художественную деятельность.
Освобождение под залог в 300 тысяч рублей за каждого, который заплатили из собранных Бэнкси денег, совпало с шумихой вокруг выдвижения на премию "Инновация". Художников из шорт-листа премии сначала исключили, а после протестов деятелей культуры - например, архитектор Юрий Аввакумов заявил, что в этом случае он тоже покидает список - включили обратно. Активисты "Войны" подчеркнули, что с государством они не сотрудничают, а выдвигать их работу может кто угодно; в конце концов, "Война" получила 7 апреля "Инновацию".
Всю суматоху вокруг этого решения - и споры о грани между вандализмом и искусством, и протест Общественной палаты, выраженный лично министру культуры Александру Авдееву, - можно представить как очередную акцию самой провокативной арт-группы страны.
"Это был очень важный и актуальный момент, что художники выступают в двух ипостасях. С одной стороны - внутри своего круга, среди посвященных людей, которые знают, что такое перформанс. С другой стороны, выйдя на улицы, они делают вещи, которые являются не авторскими произведениями, а голосом самих улиц. То есть художники начинают выступать от лица населения. Эта позиция - открытие, она заразительна: художник становится трибуном, носителем общественного мнения", - объяснил Ерофеев.
Понятие диссидентства, как отмечают многие теоретики, становится вновь актуальным - художника Ай Вэйвэя, который 80 дней находился под арестом за неуплату налогов, а на деле за критику китайских властей, весь мир признает самой влиятельной фигурой арт-сообщества, так как политический активизм стал неотъемлемой частью его творческой биографии.
Сами активисты "Войны" склонны видеть свою подоплеку во вручении премии: "Ерофеев сам заявлял, что это не столько наша победа, сколько экспертного сообщества, которое долго обвиняли в несамостоятельности, аффилированности, и вот оно впервые заявило о своей независимости", - заявлял ранее в интервью РИА Новости Воротников, который пообещал, что премиальные 400 тысяч рублей "Война" отдаст на помощь заключенным. Обещание свое группа старательно выполняет, регулярно выкладывая в блоге Плуцера-Сарно список с затратами и фамилиями.
Тонкая грань искусства
Все обвинения по "Дворцовому перевороту" были сняты с Николаева и Воротникова 12 и 13 октября.
"Правоохранительные органы исходили из того, что представители милиции являются социальной группой, и, следовательно, в действиях Воротникова и Николаева есть состав преступления по мотивам разжигания социальной розни. В рамках расследования органы обратились к экспертам, которые должны были прояснить эти вопросы. Когда выяснилось, что милиция не является социальной группой, а ущерб в ходе художественной акции был нанесен незначительный, суд признал, что активисты "Войны" не являются уголовно ответственными по реабилитирующим основаниям", - прокомментировал ситуацию для РИА Новости адвокат Николаева Дмитрий Динзе.
Суд также постановил вернуть залог и вещественные доказательства, что, по словам адвокатов, является обязательной процедурой при закрытии уголовного дела.
"Надо только приветствовать со стороны властей такое мудрое решение. Власть таким образом демонстрирует, что поняла разницу между художественной провокацией и политическим хулиганством, я уж не говорю про терроризм. Возможно, на это повлияло присуждение премии "Инновация", - считает Ерофеев.
Однако Динзе не склонен видеть в окончании уголовного преследования политический подтекст, он считает снятие обвинений успехом именно адвокатской деятельности.
"Я добивался правовой основы по этому делу, и мы ее получили. Это результат той работы, которую я вел по делу Николаева. Соответственно, по Олегу суд должен был принять такое же решение", - рассказал он РИА Новости.
История с продолжением
Но "Дворцовый переворот" не стал единственным делом. Против Олега Воротникова было возбуждено второе уголовное дело - "по подозрению в хулиганстве, оскорблении милиционеров и нападении на них" во время несанкционированного митинга, проходившего в Петербурге 31 марта этого года. Воротников, проигнорировавший судебные повестки, был объявлен в федеральный, а затем и в международный розыск. С конца июля активист "Войны" является по решению суда заочно арестованным.
На данный момент адвокат подал иск против государства о возмещении морального ущерба для бывших обвиняемых. Ранее арт-группа "Война" заявляла, что объектом следующей их акции может стать сама пеницитарная система. Динзе уверен, что любая последующая радикальная акция "Войны" будет рассматриваться судом заново без учета уже существующего опыта.
"У меня остаются некоторые сомнения в проявленном милосердии. Я ожидал худшего, зная историю нашей страны. Когда брались за расправу, то ее доводили до конца", - признался Ерофеев, для уплаты пресловутого штрафа которого - за "разжигание религиозной розни" - деньги собирали всем разгневанным преследованием куратора арт-миром.