Беседовала Наталья Зимянина

© Новая газета

КультураРоссия

7091

30.04.2010, 07:29

Теодор Курентзис: У нас в Сибири — намоленное пространство единомышленников

Теодор Курентзис, родом из Афин, — воплощенное подтверждение того, как глубоко родственны наши культуры. С четырех лет он сидел за фортепиано (мама — преподаватель Афинской консерватории) и вскоре был очарован русской музыкой.

Эта любовь решительно погнала его в Санкт-Петербург к великому педагогу Илье Мусину, из класса которого вышли и Юрий Темирканов, и Валерий Гергиев, и еще десятки знаменитых дирижеров. Курентзис стал для Мусина последним и любимейшим учеником.

В Петербурге небогатому греческому студенту жилось непросто: женился-развелся... В 2001 году приехал пытать счастья в Москву. Начал с гостеприимной «Геликон-оперы», откуда его никто не выживал как опасного конкурента (что вообще-то у нас в порядке вещей). Ныне 38-летний Курентзис — один из самых знаменитых дирижеров в России.

С 2004 года он — музыкальный руководитель Новосибирского театра оперы и балета. Создал в нем «свой» камерный оркестр Musica Aeterna, играющий старинную музыку в аутентичной манере, и хор The New Siberian Singers.

За последние годы Курентзис провел более двадцати мировых премьер новых сочинений. Очередная состоится 3 и 4 мая на сцене МХТ им. Чехова: «Реквием» Алексея Сюмака памяти жертв Второй мировой войны. Курентзис встанет за пульт одного из лучших оркестров мира — Российского национального.

— Как греку работается в Сибири? Казалось бы, у вас были такие возможности в Москве!

— В провинции люди более наивны, более старательны. Они еще не переели. Здесь, в Москве, 15 миллионов народу. А город-то — на 5 миллионов. Жило бы пять, было бы хорошо… И вот в таком столичном сумбуре ценные вещи пропадают, понимаете? Выбор огромный, но 95% мусора, а вместе с ним выкидывают жемчуг. В провинции не так. Именно поэтому там так чутко воспринимают современное искусство, не всегда легкое для понимания.

— Недавно вы провели в Новосибирске свой фестиваль Musicа Aeterna — в честь пятилетия вашего камерного оркестра. Антон Батагов, московский композитор и превосходный пианист, исполнял там партиты Баха…

— Я такого концерта никогда в жизни не слышал. Все сидели с открытым ртом… Гений!

— Но почему Батагов отказывается играть в Москве?

— Мне он ответил так: «Если я буду играть, что я захочу, никому это не будет интересно». Его сфера — чистое искусство. Расстояние от нынешней культуры Москвы до Антона — как от футбольных переживаний за «Манчестер Юнайтед» до психологии Райха с его учением о свободно текущей жизненной энергии.

В Москве такие люди, как Батагов, чувствуют себя беззащитными. А у нас в Новосибирске сорганизовалось намоленное пространство единомышленников.

— То есть вся надежда на провинцию?

— Я уверен, если мы ждем российского ренессанса в хорошем смысле слова, — он начнется с провинции. Все ставки должны быть сделаны на Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород. Это города, где живут очень талантливые люди. Там много молодежи, жадной до знаний. Государство должно дать возможность получить их.

— Вас не увидишь ни в театрах, ни на концертах. Вы куда-нибудь ходите?

— Летом всегда стараюсь побывать на Афинском фестивале, на Авиньонском; в Германии смотрю спектакли Димитра Гочева, Томаса Остермайера. В Москве любил ходить на спектакли Анатолия Васильева. Это мой любимый режиссер. Я рискую пойти на спектакль, только если уверен, что получу духовный заряд. А так ходить — время зря терять

— В октябре в Большом театре должна была состояться премьера моцартовского «Дон Жуана» в постановке Васильева, и вы там объявлены дирижером. Эту постановку очень ждали. Вы знаете, что Васильев недавно разорвал контракт?

— Очень жаль. Тем более что я теперь в подвешенном состоянии, что касается «Дон Жуана».

— Он очень сложный человек?

— Для меня совершенно не сложный.

— Есть другие режиссеры, с которым вы мечтали бы поработать?

— Гротовский. Но его уже нет в живых. Есть в Германии такая Андреа Мозес, оперный режиссер. С удовольствием поработал бы с Йосси Вилером и Серджо Морабито, они сейчас возглавили Штутгартский оперный театр. С Андреа Брет. Мы с ней и Морабито мечтаем поставить «Травиату», чтобы там были три разные Виолетты. Никак не совпадаем по времени.

— Вы теперь почти не бываете в Москве. Начали много работать за рубежом?

— Скоро у меня премьера «Кармен» в Баден-Бадене. На фестивале в Брегенце с режиссером Дэвидом Паунтни мы ставим оперу советского композитора Моисея Вайнберга «Пассажирка». Почему это выдающееся произведение никогда не шло в России, для меня абсолютная загадка (см. справку. — Ред.).

Осенью первый международный тур с лучшим в мире оркестром Густава Малера. И «Так поступают все женщины» Моцарта в Баден-Бадене.

А потом — вообще сумасшедший дом: четыре или пять постановок в Театро Реал в Мадриде: «Иоланта», «Макбет», опять «Пассажирка», «Тристан и Изольда», «Индийская королева» Пёрселла. В Цюрихе — «Леди Макбет Мценского уезда». В Мюнхене — «Макбет». Ла Скала приглашает подирижировать «Раймондой» Глазунова, Парижская опера — балетом «Орфей и Эвридика», знаменитой постановкой Пины Бауш.

Потом начнется второй тур с оркестром Густава Малера — надеюсь, подключим и Москву. В апреле 2011 года — премьера нового балета Десятникова в Большом. В Лионе буду дирижировать «Александром Невским» Прокофьева с демонстрацией фильма Эйзенштейна. В Мюнхенской филармонии у меня — Чайковский и Прокофьев…

— Расскажите о «Реквиеме», который будет исполняться в МХТ.

— Алексей Сюмак — талантливый композитор, немного моложе меня, я его давно приметил. Не хочу хвастаться, но это я выдвинул его на грант «Акция» по поддержке театральных инициатив, которым занимались Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. На фестивале «Территория» в 2008 году Серебренников поставил на «Винзаводе» оперу «Станция», которую я заказал Сюмаку. После этого я начал общаться с Серебренниковым, а он — сотрудничать с Сюмаком. Теперь — будет «Реквием». Это древний жанр, исконно — григорианская заупокойная месса. У нас будет не только современная музыка Сюмака, но и тексты, исполняемые выдающимися артистами: знаю, что приедет Джереми Айронс… Тексты — это не моя часть, но партитуру я видел и уверен в ней.

— Как вы все успеваете?

— У меня много контрактов и обязанностей. Но все они таковы, что каким-либо образом подпитывают и мой дух.

— Ваш младший брат, композитор Вангелино, так же творчески фонтанирует?

— Он пишет о-очень сложную электроакустическую музыку… Живет между Прагой и Берлином.

— А мама иногда приезжает на ваши премьеры?

— Она очень занята по работе, но была на спектакле «Дон Карлос», которым я дирижировал в Парижской опере. Этим летом наконец обещала приехать ко мне в Москву.

Справка «Новой»

Моисей Вайнберг (1919—1996) родился в Варшаве, в семье музыканта, бежавшей от кишиневских погромов. В 1939 г. вся семья погибла в нацистском лагере смерти Травники, а ему чудом удалось эмигрировать в СССР. Был женат на дочери Соломона Михоэлса Наталье. В 1952 г. был арестован по обвинению в «еврейском буржуазном национализме» и выпущен после смерти Сталина. Вайнберга высоко ценил Д.Д. Шостакович, посвятивший ему свой квартет.

Опера «Пассажирка» написана в 1968 г. по автобиографической повести Зофии Посмыш, которая рассказывает о случайной послевоенной встрече бывшей узницы Освенцима с надзирательницей на палубе корабля, плывущего в Бразилию. Шостакович считал «Пассажирку» шедевром. Но ее мировая премьера состоялась лишь в декабре 2006 г. в Доме музыки — в концертном исполнении солистов, хора и оркестра Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко под управлением Вольфа Горелика.

Беседовала Наталья Зимянина

© Новая газета

КультураРоссия

7091

30.04.2010, 07:29

URL: https://babr24.net/msk/?ADE=85471

Bytes: 7704 / 7528

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Премия BAFTA: Бронзовые маски «Конклава», Эдриана Броуди и Майки Мэдисон

Лидерами минувшего киносезона, по версии британских академиков, стали фильмы «Конклав» Эдварда Бергера и «Бруталист» Брэйди Корбе, получившие по четыре статуэтки BAFTA.

Филипп Марков

КультураМир

3296

18.02.2025

Видео дня. Крушение мира до последнего вдоха

Независимая кинопрокатная компания «Экспонента фильм» представила дублированные трейлеры триллеров, которые готовится показать весной в российских кинотеатрах. Испанский фантастический триллер Rich Flu («Грипп богатых») выйдет в российский прокат под адаптированным названием «Крушение мира».

Филипп Марков

КультураРоссия

5203

16.02.2025

Видео дня. День сурка в Жупе

Кинопрокатная компания «Атмосфера кино» представила трейлер новой комедии производства 1‑2‑3‑Production «Один хороший день», снятой при поддержке Фонда кино.

Филипп Марков

КультураРоссия

8632

14.02.2025

Уикенд турецкой любви: «Оставь это ветру» против «Войны и музыки»

В минувшем уикенде лидер проката сумел удержать первое место, а среди новинок турецкая мелодрама нанесла сокрушительное поражение отечественной военной драме. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

7728

13.02.2025

Видео дня. Жуткий вечер в Городе Ангелов

Независимая кинопрокатная компания Global Film представила дублированный трейлер психологического триллера Дэвида Яровески «Западня» (Locked). Этот вечер для Эдди сразу не задался: он решил угнать не ту машину. Владелец роскошного автомобиля Уильям взял закон в свои руки.

Филипп Марков

КультураРоссия

6804

12.02.2025

Видео дня. «Громовержцы»: не герои не сдаются

Marvel Studios представила новый трейлер супергеройского боевика «Громовержцы» (Thunderbolts*) – 36‑го фильма медиафраншизы «Кинематографическая вселенная Marvel» и последнего полнометражного эпизода пятой фазы франшизы. Дублированную русскоязычную версию опубликовал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

7761

11.02.2025

Божественный клоун Голливуда. К 100‑летию Джека Леммона

«В джазе только девушки», «Квартира», «Дни вина и роз», «Большие гонки», «Китайский синдром», «12 разгневанных мужчин»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9101

09.02.2025

Видео дня. Возрождение Юрского периода

Кинокомпания Universal Pictures представила официальный трейлер научно-фантастического экшн-триллера «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World Rebirth). Дублированную русскоязычную ВК‑версию опубликовал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

8303

07.02.2025

Инсайд. "Интервидение" как "Культурный щит"

Очередная попытка запустить конкурс «Интервидение» воспринимается не как изолированное явление, а как очередной шаг в давно начатом процессе смены культурных ориентиров. Что не удивительно в нынешних реалиях — и внешних, и внутренних.

Николай Головин

КультураОбществоРоссия

5550

06.02.2025

Злой уикенд: без шансов для комедий

Главная новинка минувшего уикенда в российских кинотеатрах не оставила шансов в борьбе за лидерство в прокате ни премьерным конкурентам, ни релизам, облюбовавшим пьедестал почёта неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

9594

06.02.2025

Видео дня. Памела Андерсон в «Шоугёрл» внучки Копполы

Кинопрокатная компания Capella Film представила официальный дублированный трейлер драмы «Шоугёрл» (The Last Showgirl), за роль в которой Памела Андерсон была номинирована на премии «Золотой глобус» и Гильдии киноактёров США. После тридцати лет закрывается известное шоу в Лас‑Вегасе.

Филипп Марков

КультураРоссия

9250

05.02.2025

Воздух Советского Союза: Сергей Безруков, Александра Урсуляк и другие лауреаты «Золотого орла»

Поздним вечером 31 января в первом павильоне киноконцерна «Мосфильм» прошла XXIII церемония вручения кинопремии «Золотой орёл», небезосновательно считающейся «карманной премией» Никиты Михалкова.

Филипп Марков

КультураРоссия

10099

04.02.2025

Лица Сибири

Наводников Дмитрий

Терпугова Елена

Лудупова Евгения

Деев Александр

Сулейменов Артур

Гришаков Владимир

Чалбышев Александр

Самойличенко Владимир

Хроменков Святослав

Савченко Евгений