Артур Скальский

© РИА-Новости

КультураРоссия

5658

20.06.2009, 21:37

Юрий Визбор - бард, чья песня первой прозвучала в космосе

"Милая моя, солнышко лесное", "Ты у меня одна, словно в ночи луна", "Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой"… Песни Юрия Визбора стали настоящими гимнами юности для нескольких поколений.

Он прожил всего 50 лет, но успел многое: стал одним из основателей авторской песни - "песней у костра", снял и снялся в нескольких фильмах, особенно запомнившись в роли Бормана в "Семнадцати мгновениях весны", работал журналистом, радистом, учителем, строителем и т. д. Сегодня ему исполнилось бы 75 лет.

Счастье прежних дней

Юрий Иосифович Визбор родился в Москве 20 июня 1934 года. Его мать Мария Шевченко - с Украины, отец Юзеф Визборас - литовец. В русском варианте непривычная фамилия потеряла две последних буквы, а имя стали писать как Иосиф.

"…Я наполовину литовец, наполовину украинец, и большая часть моего детства прошла под прекрасные украинские песни, - цитирует слова Юрия Визбора сайт vizbor.ru. - Я помню, как дед привозил две-три арбы лопающихся от солнца арбузов, собирались все родственники - человек сорок, ели эти арбузы и пели песни, которые способны тронуть за душу самого бесчувственного человека. Вот тогда, наверное, и возникла у меня тяга к народной песне".

Его отец был красным командиром, моряком и, как писал бард в автобиографии, - "неплохим художником - писал маслом картины в консервативном реалистическом стиле". В сталинские годы он был репрессирован, а в 1958-м - реабилитирован посмертно. Мать с сыном были вынуждены "путешествовать" по стране в поисках заработка.

"После многих мытарств мама (образование - фельдшерица) взяла меня, и мы отправились в Хабаровск на заработки. Я видел дальневосточные поезда, Байкал, лед и торосы на Амуре, розовые дымы над вокзалом, кинофильм "Лунный камень", барак, в котором мы жили с дверью, обитой войлоком, с длинным полутемным коридором и общей кухней с бесконечными керосинками. Потом мы, кажется так и не разбогатев, вернулись в Москву", - вспоминал бард.

В столице Визборы пережили Великую Отечественную войну. Потом последовали тяжелые послевоенные годы.

"…Время было голодное не только на крупу и на сахар, но и на песни. Замечательные песни военных лет уходили в прошлое, а равноценной замены им не было. Нет, песни-то были, даже много, только писались они для исполнения мощными оркестрами и не менее мощными хорами. <…> Нам, подросткам, хотелось петь чего-нибудь попроще - как сами живем, что чувствуем. <…> Всякое пели, в том числе и "блатные" песни, и воровские. Время, повторяю, была такое: слишком многие росли без отцов, жили трудно. Уроки у нас - у третьей смены - начинались в половине восьмого вечера, так что целый день во дворе. И непременно - с гитарой. Гитара а таких компаниях, как наша, была делом совершенно обычным", - цитирует интервью Визбора сайт vizbor.ru.

В 14 лет, когда Юрий Визбор работал в пионерском лагере помощником вожатого, он написал первое стихотворение "под влиянием "большой принципиальной любви". Оно начиналось так: "Сегодня я тоскую по любимой, я вспоминаю счастье прежних дней. Они, как тучки, пронеслися мимо, но снова страсть горит в груди моей".

Когда тетрадь с этими строками обнаружила его мама, "состоялось расследование насчет "прежних дней". На следующий день Визбор на своем столе нашел "случайно" забытую брошюру "Что нужно знать о сифилисе".

Тогда Юрий Визбор и не мечтал о "лирике", он хотел стать либо футболистом, либо летчиком и занимался в московском аэроклубе - летал на По-2 и на Як-18. После окончания школы переехал жить на аэродром в Тайнинку, но вернулся, когда мать развелась с отчимом.

Провалив экзамены в престижные вузы, по совету друга Владимира Красновского решил поступить в педагогический. Сначала эта мысль не пришлась Визбору по душе, но друг предложил хотя бы поехать посмотреть это "офигительное здание" на Пироговской. Внешний вид произвел на Визбора впечатление, а первым человеком, встреченным внутри, оказалась девушка, которая в пустой аудитории играла на рояле джазовые вариации. Позже с этой девушкой - Светланой Богдасаровой - Визбор написал много песен.

Тогда, в 1951 году, Юрий Визбор "неожиданно удачно" поступил на факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института им. Ленина.

Институт-песни, походы-песни

"Потом были - институт-песни, походы-песни, армия на севере, возвращение, дети, работа, поездки, горы, море и вообще - жизнь. Но обо всем этом - уже в песнях" - такими словами заканчивается автобиография Юрия Визбора.

"За кадром" осталась многое, в том числе судьба его первой песни, написанной на первом курсе института.

"Первую же песню я написал после своего первого похода, - цитирует Визбора сайт peoples.ru. - Это было суперромантическое произведение. Называлась песня "Мадагаскар", хотя, откровенно говоря, ни к острову, ни к республике Мадагаскар эта песня не имела отношения. Это была бесхитростная дань увлечению Киплингом".

Потом - сотни походов и десятки песен, оставленные для следующих поколений студентов и туристов. А самое главное - традиция: "визборовская волна "педсочинительства".

"И само собой получилось, что какая-то часть этого стихийного, стихотворного творчества стала превращаться в песни, потому что стихи-то эти были о нас, наших делах, мыслях, переживаниях, походах, то есть о том, о чем мы хотели и могли петь, - рассказывал бард. - Ну посудите сами, не могли же мы затянуть где-нибудь в лесу, у костра, например, такую характерную для того времени профессиональную песню: "Свою машину новую поставив у ворот, он с девушкой знакомою на лекцию идет"… Эта выдуманная и отлакированная модель мира никоим образом реальности не соответствовала. Вот и пришлось прибегнуть к "своим талантам".

Одна из таких песен, написанная для студенческого капустника в 1954 году с поэтом Юрием Ряшенцевым, впоследствии стала чуть ли не гимном института.

Космическая слава

После института Визбор поехал по распределению в поселок Кизема Архангельской области, где преподавал русский язык, литературу, географию, английский язык, физкультуру… Потом пошел в армию, служил в Карелии, впервые попробовал себя там в роли журналиста: в армейских газетах печатались его рассказы, стихи и даже "строевой гимн связистов", сообщает newsinfo.ru.

Затем, как писал он сам, "рыбачил, стоял с перфоратором смену, менял штуцера на нефтедобыче, подучивался навигаторскому делу, водил самолет, участвовал во взрывных работах, снимал на зимовках показания приборов, был киноактером, фотографии выставлял в Доме журналистов, прыгал с парашютом, стоял на границе в наряде, служил радистом и заработал I класс, ремонтировал моторы, водил яхту, выступал с концертами, чинил радиоаппаратуру, тренировал горнолыжников, был учителем в школе, работал на лесоповале, водил в горах и на севере альпинистские и туристские группы, строил дома, занимался подводным плаваньем. Вот, пожалуй, и все".

Но это, конечно, не все. За это время он стал известен на всю страну. Но самая, по его словам, неожиданная встреча с собственной песней произошла - в космосе. В то время с началом длительных космических экспедиций для космонавтов была создана группа психологической поддержки, в которую включали артистов, писателей, поэтов, композиторов, ученых, спортсменов. И его включили в эту группу.

"В приподнятом настроении я явился в студию, откуда шла передача в космос, - рассказывал Визбор. – И… увидел на экране, как космонавт Саша Иванченков взял в руки гитару производства Московской фабрики - захватил с собой в космос! - и запел: "Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой…" Можете себе представить, какой это стало психологической поддержкой - не для космонавтов, разумеется, а для меня: первая песня, исполненная в космосе под гитару, - моя!".

При этом у Визбора даже не было специального музыкального образования, играть его научили такие же самоучки, как он сам. Считал гитару самым демократичным инструментом: "Она легка, доступна, универсальна. Гитара как инструмент стоически терпит и дворовое бряканье, и пощипывание и позволяет исполнять возвышенную музыку самых сложных классических произведений".

И всегда испытывал "глубочайшее удовольствие", когда слышал или видел, как поет человек: "Не работает, не выступает, не зарабатывает на хлеб, а творит при тебе искусство - живое, волнующее, свое. Песня - и не только своя собственная, но и та, которую ты исполняешь, - наделена некой тайной познания другой души. <…> Больше всего я люблю слышать и видеть, как поет Булат Окуджава, хотя слово "исполнитель" вряд ли подходит к этому необыкновенному мастеру".

И еще сочинял песни

Но не только авторская песня прославила Юрия Визбора. В 1962 году он выступил инициатором создания молодежной радиостанции "Юность". С 1964 совместно с группой единомышленников издавал журнал "Кругозор" с вкладками в виде гибких пластинок с песнями-репортажами. Этот жанр Юрий Визбор придумал вместе со своим коллегой Борисом Вахнюком.

В 1966 по своему сценарию снял документальную картину "Тува - перекресток времен". Потом стал работать в творческом объединении "Экран" Центрального телевидения. Участвовал в создании 40 картин, среди которых - несколько художественных фильмов: "Год дракона", "Прыжок". Немало снимался - например, в фильмах "Возмездие", "Красная палатка", "Рудольфио", "Москва, проездом", "Семнадцать мгновений весны", "Нежность к ревущему зверю", "Белорусский вокзал", "Ты и я".

В одном из лучших фильмов хрущевской оттепели - "Июльский дождь" - Визбор исполнил песню Окуджавы "Простите пехоте" и собственную - "Спокойно, товарищ".

Юрий Визбор написал ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. В 1973 г. в театре им. Ленинского комсомола в Москве, например, была поставлена его пьеса, написанная в содружестве с Марком Захаровым, "Автоград-XXI", потом они же сделали сценическую версию романа Бориса Васильева "В списках не значился", которая была поставлена тоже в Ленкоме и в других театрах. Он писал повести и рассказы, которые в основном были опубликованы уже после его кончины.

Но, как сообщается на сайте vizbor.ru, главной своей профессией Юрий Визбор считал журналистику: "Все это я делал во имя своей основной и единственной профессии. Во имя и для нее". И добавлял: "И еще я сочинял песни, рассказы, пьесы, стихи".

Артур Скальский

© РИА-Новости

КультураРоссия

5658

20.06.2009, 21:37

URL: https://babr24.net/msk/?ADE=78678

Bytes: 10341 / 10224

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Премия BAFTA: Бронзовые маски «Конклава», Эдриана Броуди и Майки Мэдисон

Лидерами минувшего киносезона, по версии британских академиков, стали фильмы «Конклав» Эдварда Бергера и «Бруталист» Брэйди Корбе, получившие по четыре статуэтки BAFTA.

Филипп Марков

КультураМир

4552

18.02.2025

Видео дня. Крушение мира до последнего вдоха

Независимая кинопрокатная компания «Экспонента фильм» представила дублированные трейлеры триллеров, которые готовится показать весной в российских кинотеатрах. Испанский фантастический триллер Rich Flu («Грипп богатых») выйдет в российский прокат под адаптированным названием «Крушение мира».

Филипп Марков

КультураРоссия

6117

16.02.2025

Видео дня. День сурка в Жупе

Кинопрокатная компания «Атмосфера кино» представила трейлер новой комедии производства 1‑2‑3‑Production «Один хороший день», снятой при поддержке Фонда кино.

Филипп Марков

КультураРоссия

9395

14.02.2025

Уикенд турецкой любви: «Оставь это ветру» против «Войны и музыки»

В минувшем уикенде лидер проката сумел удержать первое место, а среди новинок турецкая мелодрама нанесла сокрушительное поражение отечественной военной драме. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8244

13.02.2025

Видео дня. Жуткий вечер в Городе Ангелов

Независимая кинопрокатная компания Global Film представила дублированный трейлер психологического триллера Дэвида Яровески «Западня» (Locked). Этот вечер для Эдди сразу не задался: он решил угнать не ту машину. Владелец роскошного автомобиля Уильям взял закон в свои руки.

Филипп Марков

КультураРоссия

7230

12.02.2025

Видео дня. «Громовержцы»: не герои не сдаются

Marvel Studios представила новый трейлер супергеройского боевика «Громовержцы» (Thunderbolts*) – 36‑го фильма медиафраншизы «Кинематографическая вселенная Marvel» и последнего полнометражного эпизода пятой фазы франшизы. Дублированную русскоязычную версию опубликовал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

8315

11.02.2025

Божественный клоун Голливуда. К 100‑летию Джека Леммона

«В джазе только девушки», «Квартира», «Дни вина и роз», «Большие гонки», «Китайский синдром», «12 разгневанных мужчин»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9291

09.02.2025

Видео дня. Возрождение Юрского периода

Кинокомпания Universal Pictures представила официальный трейлер научно-фантастического экшн-триллера «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World Rebirth). Дублированную русскоязычную ВК‑версию опубликовал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

8384

07.02.2025

Инсайд. "Интервидение" как "Культурный щит"

Очередная попытка запустить конкурс «Интервидение» воспринимается не как изолированное явление, а как очередной шаг в давно начатом процессе смены культурных ориентиров. Что не удивительно в нынешних реалиях — и внешних, и внутренних.

Николай Головин

КультураОбществоРоссия

5781

06.02.2025

Злой уикенд: без шансов для комедий

Главная новинка минувшего уикенда в российских кинотеатрах не оставила шансов в борьбе за лидерство в прокате ни премьерным конкурентам, ни релизам, облюбовавшим пьедестал почёта неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

9956

06.02.2025

Видео дня. Памела Андерсон в «Шоугёрл» внучки Копполы

Кинопрокатная компания Capella Film представила официальный дублированный трейлер драмы «Шоугёрл» (The Last Showgirl), за роль в которой Памела Андерсон была номинирована на премии «Золотой глобус» и Гильдии киноактёров США. После тридцати лет закрывается известное шоу в Лас‑Вегасе.

Филипп Марков

КультураРоссия

9559

05.02.2025

Воздух Советского Союза: Сергей Безруков, Александра Урсуляк и другие лауреаты «Золотого орла»

Поздним вечером 31 января в первом павильоне киноконцерна «Мосфильм» прошла XXIII церемония вручения кинопремии «Золотой орёл», небезосновательно считающейся «карманной премией» Никиты Михалкова.

Филипп Марков

КультураРоссия

10466

04.02.2025

Лица Сибири

Пивень Виктор

Удоденко Юрий

Кутергина Елена

Ботоев Борис

Хроменков Святослав

Бадмацыренов Жаргал

Ежова Ирина

Салацкая Диана

Преловский Владимир

Буянова Ольга