Скончался российский мыслитель Григорий Померанц
16 февраля после длительной болезни скончался выдающийся российский мыслитель Григорий Соломонович Померанц.
Григорий Померанц
Фото: "Новая газета"
Родился 13 марта 1918 года в Вильно. С семи лет живет в Москве. В 1940 окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы, занимался Достоевским. Студенческая работа о Достоевском была оценена преподавателями как антимарксистская, кандидатская диссертация уничтожена после его ареста в 1949 как “документ не относящийся к делу”. В 1941 пошел на фронт добровольцем, был ранен. В 1950–1953 в Каргопольлаге (ст. 58-10, осужден на 5 лет, освобожден по амнистии, в 1958 реабилитирован). В 1953 - 1956 сельский учитель в Донбассе. Вернувшись в Москву, избрал работу библиографа, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН, будущий ИНИОН). В 1959 умерла первая жена Григория Соломоновича, И.И. Муравьева, память о которой долгое время вдохновляла его философское и литературное творчество.
К 1953 – 1959 относятся первые эссе Григория Померанца (“Пережитые абстракции”) — работы, построенные в традиционной форме философского диалога, но аранжированные современными реалиями сталинского концлагеря.
Венгерские события 1956 и травля Пастернака произвели на Померанца. сильное впечатление, вызвав мысли о прямом, политическом противостоянии режиму. В 1959-60 вокруг него образуется нечто вроде полуподпольного философско-исторического и политэкономического семинара (“слегка законспирированного, но без всякой организации”). Среди участников семинара — многие активисты чтений на площади Маяковского, в частности — В. Осипов. Опыт этого философско-политического полуподполья был оценен Померанцем как отрицательный. Состоявшееся же в 1960 знакомство с А.И. Гинзбургом, Н.Е. Горбаневской, Ю.Т. Галансковым открывало иную перспективу: неподцензурную деятельность, главное в которой - “совершенная открытость и свобода от страха”. Новое настроение было связано с самиздатским журналом “Синтаксис”, с обществом художников-“лианозовцев” и др.
Большое значение для формирования мировоззрения Померанца имела встреча в 1961 с поэтом З.А. Миркиной, ставшей его второй женой. По словам мыслителя, его собственные “взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке и могут рассматриваться как одно целое”.
С 1962 Померанц публикует в научных изданиях статьи по востоковедению и сравнительной культурологии (в центре его интересов - духовная жизнь Индии и Китая), выступает с докладами и лекционными курсами в различных научных учреждениях и высших учебных заведениях. Одновременно он пишет ряд эссе на различные культурно-исторические и социально-политические темы, получившие широкое распространение в Самиздате. Сильный резонанс вызвали эссе “Квадрильон” и “Нравственный облик исторической личности”), вошедшие в издании “Феникс-66” Ю.Галанскова. В 1967- 68 оба эссе перепечатаны за рубежом, в журнале “Грани”.
Померанц поддерживал отношения с инакомыслящими различных направлений, участвует в неофициальных научных семинарах. В 1970 он посещал семинар, собиравшийся на квартире В.Ф. Турчина. Позднее А.Д.Сахаров говорил об этом семинаре в своих “Воспоминаниях”: “Наиболее интересными и глубокими были доклады Григория Померанца - я впервые его тогда узнал и был глубоко потрясен его эрудицией, широтой взглядов и “академичностью” в лучшем смысле этого слова..Основные концепции Померанца..: исключительная ценность культуры, созданной взаимодействием усилий всех наций Востока и Запада на протяжении тысячелетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры и тоталитаризма, их историческая бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности”.
В 1968, после того, как Померанц поставил свою подпись под “Письмом 224-х” в поддержку “Обращения к мировому общественному мнению ” Л.И. Богораз и П.М. Литвинова в защиту Гинзбурга и Галанскова, его лишают возможности защитить диссертацию в Институте восточных языков.
В 1972 в Мюнхене работы Померанца выходят отдельным изданием (“Неопубликованное”). С 1976 прекращается публикация его научных статей в советских изданиях. В то же время его работы широко распространяются в самиздате и перепечатываются в зарубежной эмигрантской печати, в т.ч. в журналах “Континент”, “Синтаксис”, “Страна и мир”. Во второй половине 1970-х Померанц публикует свои в самиздатском журнале “Поиски”,. Все написанное подписывает собственным именем, не прибегая к псевдонимам.
В своих публицистических работах Померанц защищал идеи личной свободы и европейского демократизма, выступая противником идолов “крови и почвы”, новой волны национализма. Последовательное и энергичное отстаивание этой позиции сделало его одним из наиболее заметных оппонентов право-консервативного течения в диссидентстве. Особенное значение имела многолетняя полемика с А.И. Солженицыным (“Человек ниоткуда”, “Страстная односторонность и бесстрастие духа”, “Сон о справедливости возмездия”, “Стиль полемики” и др. у Померанца; “Образованщина” и др. – у Солженицына). Расходясь с почвенниками, Померанц был близок кругу правозащитников. В “Информационном бюллетене ” №1 Комитета защиты Татьяны Великановой, выпущенном вскоре после ее ареста (конец 1979), было опубликовано его эссе “Накануне юбилея Молоха” (имеется в виду 100-летие со дня рождения И.В.Сталина). Оно завершалось словами: “наш общий долг – противостоять тени Сталина, которой приносятся в канун столетнего юбилея эти новые жертвы. Еще несколько голов на гекатомбу из 30, 40 или 60 миллионов”.
Фрагменты из книги Померанца “Сны Земли”, опубликованные в №№ 6-7 “Поисков”, следствием по делу “Поисков” были квалифицированы как клеветнические. В марте 1980 в Самиздат поступило эссе “Мой собеседник Виктор Сокирко”, в котором Померанц пишет о человеческих качествах одного из редакторов “Поисков”, приведших к его аресту.
Публицистика и политическое поведение Григория Померанца вызывали усиленное внимание со стороны КГБ. 14 ноября 1984 Померанц был предупрежден по Указу от 25.12.1972 в связи с публикацией своих произведений за границей. 26 мая 1985 на квартире у Померанца был произведен обыск, конфискован литературный архив. В том же году в Париже напечатан полный текст “Снов Земли”.
С конца 80 - х в российской периодике публиковалось большое число эссе Померанца; вышло в свет несколько философских и литературоведческих книг: “Открытость бездне. Встречи с Достоевским”, “Лекции по философии истории”, “Собирание себя”, “Выход из транса” (сборник эссе и культурологических статей за многие годы), “Образы вечного” (в соавторстве с З.А. Миркиной). П. получил возможность выступать с докладами и лекционными курсами, в том числе в вузах (Российский гуманитарный государственный университет, Университет истории культур).
Совершив переход “от марксизма к идеализму” (“Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а закончил толкованием Маркса по Достоевскому”), Померанц пришел к обоснованию религии и глубинной философии как основ человеческого бытия. Отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, “самостоянье” личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе – таков предложенный Померанцем выход из духовных и политических кризисов современности. “Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах ”.
Григорий Соломонович был участником проектов «Публичные лекции «Полит.ру»» и «Взрослые люди». Совсем недавно мы вместе с «Русским журналом» провели круглый стол в честь мыслителя.
«Полит.ру» скорбит вместе с родными и близкими покойного.
В тексте активно использована