«Декабристы» в ИМТ: Премьера с большой буквы

22 и 23 мая Иркутский музыкальный театр заставил вспомнить свои лучшие времена.

После закрытия занавеса зрителей, после предыдущей премьеры «Женихов» несколько настороженно заполнивших зал, посетило подзабытое чувство гордости, поводом для которой стал мюзикл «Декабристы», впервые показанный на иркутской сцене в эти два вечера. Кто‑то утирал слёзы, кто‑то теребил отбитые ладоши, кто‑то вспоминал столь же громкие премьеры минувших лет – «Юнону» и «Авось», «Русский фантом», «Поединок», «Секрет её молодости», «Алые паруса»…

Примечательно, что до 22 мая 2021 года событийные постановки в новейшей истории театра ассоциировались исключительно с фамилиями двух режиссёров – Натальи Печерской и Сусанны Цирюк. Теперь место в этом почётном списке по праву заняло ещё одно имя – 33‑летнего главного режиссёра Башкирского государственного театра оперы и балета Филиппа Разенкова. Впрочем, обо всём по порядку.

Мюзикл «Декабристы».

Композитор Евгений Загот.

Автор идеи и пьесы Карина Шебелян.

Автор стихотворных текстов Алина Байбанова.

Мировая премьера состоялась 14 декабря 2016 года на сцене Свердловского театра музыкальной комедии.

Начнём с главного в музыкальном театре – музыки. 44‑летний выпускник композиторского факультета Московской консерватории Евгений Загот – один из самых «ставящихся» сегодня в России современных авторов. Названия его мюзиклов «Винил», «Робин Гуд» и «Волшебник изумрудного города» красуются на афишах музыкальных театров Красноярска, Калининграда, Северска, Барнаула, Краснодара, Иваново, Хабаровска.

Более того, композитор уже дважды становился номинантом премии «Золотая маска» – за «Винил» в Красноярском музыкальном театре и за «Капитанскую дочку» в театре Алтайском. «Капитанскую дочку» нам видеть и слышать не довелось, а вот что нашли эксперты «Маски» в музыке «Винила» мы, честно говоря, так и не поняли.

Что касается «Декабристов», то в них Евгения Михайловича основательно пошвыряло по жанрам и стилям от Прокофьева и Хачатуряна до Уэббера и современной попсы. По ходу действия не покидает ощущение, что начинающий автор в одном из первых своих произведений решил вывалить на слушателя всё, что замыслил, обучаясь в консерватории. В результате жанр произведения неопределим – то ли это опера в стиле мюзикла, то ли мюзикл в стиле оперы. Разношёрстность музыки серьёзно утомляет, зато можно развлечь себя распознаванием цитат из других композиторов, благо недостатка в них нет.

И всё же, хоть опера-мюзикл Евгения Загота не производит впечатления цельного произведения, не отметить некоторые яркие и мощные моменты в музыке нельзя. Жаль только, что они торчат из спектакля, как жерди из аккуратного заборчика вокруг палисадника.

Для тех, кто не был на спектакле, сюжет пересказывать не будем – статьи Википедии «Восстание декабристов» и «Трубецкой Сергей Петрович» вам в помощь. Те же, кто в курсе произошедших 14 декабря 1825 года исторических событий, не могут не задаться вопросом – зачем посвящать спектакль весьма спорному персонажу, предавшему как своего государя, так и соратников по восстанию, виновному в гибели сотен людей и по непонятной причине столь почитаемому в Иркутске.

Судя по всему, режиссёр иркутской постановки Филипп Разенков предвидел подобные вопросы и попытался оправдать Трубецкого по максимуму. Вплоть до того, что чуть не оставил его в Сибири после амнистии. Почему чуть? Потому что финал спектакля открыт – зрителю предложено самому додумать, остался ли главный герой рядом с могилой жены, чтобы упокоиться рядом с ней, или вновь не сдержал слово и выбрал более комфортное окончание своего существования.

Основная ставка в постановке сделана на любовь – Каховского к Софи, неразделённость которой в результате и привела к трагедии, Екатерины к Трубецкому, благодаря которой последний остаётся в живых, ну и Трубецкого к Екатерине, которая не столь видна, но из‑за которой он, якобы, и «повернул оглобли» в сторону от Сенатской площади. Трактовка неоднозначная, поскольку не совсем понятно, для чего Трубецкой вообще полез в тайное общество, если так безумно любил жену, что не был готов ни потерять её, ни оставить вдовой.

Напомним, в анонсе предстоящего театрального сезона от августа прошлого года мы довольно скептически отнеслись к идее постановки «Декабристов» в Иркутске. Главной проблемой виделось то, что действие мюзикла разворачивается в Санкт‑Петербурге, заканчиваясь на моменте ссылки главного героя в Сибирь, и к иркутской истории декабристов отношения практически не имеет. Не знаем, наша ли публикация натолкнула руководство ИМТ и авторов на дополнения в пьесе, или сами догадались, но так или иначе неувязка была исправлена. Был дополнен текст, введён новый персонаж «Трубецкой в старости», добавлены сцены в Сибири, а режиссёр настолько мастерски переплёл время, сюжет и места действия, что сюжетная линия выглядит очень цельной и логичной.

Филипп Разенков в принципе продумал действие до мелочей. Спектакль на редкость грамотно выстроен и связан единой невидимой нитью от первой до последней ноты, а «скрытые смыслы» в виде разворачивающейся «через зал» пушки или непомерно высокого для Николая царского трона вызывают неподдельное восхищение.

За десять лет, прошедших после окончания ГИТИСа, режиссёр Разенков уже успел заявить о себе в полный голос. Мюзиклы «Римские каникулы», «Безымянная звезда» и «Фома» в Новосибирске, оперы «Орлеанская дева», «Царская невеста», «Дон Жуан» в Уфе, оперетты «Герцогиня. G» и «Бокаччо» в Уфе и Екатеринбурге, внежанровая «Жар‑птица. Песни о войне» в Северной столице…

Уже из названий постановок видно, что режиссёр не ищет лёгких проторенных путей и не зацикливается на каком‑либо одном жанре, а «Золотая маска» за лучшую режиссуру и ещё две за лучший спектакль говорят о признании не только у зрителей, но и в сообществе критиков.

Неотъемлемой частью успеха иркутских «Декабристов» стала сценография Елисея Шепелёва. И если от Разенкова, зная его постановки, мы ожидали качественной работы, то имя Шепелёва стало открытием. Да, его декорации смотрятся не столь богато и масштабно по сравнению с оформлением «Декабристов» в Свердловской музкомедии от заслуженного художника России Игоря Нежного. Но не в этом счастье «Декабристов» в Иркутске. Их счастье – в стильности, мобильности и потрясающем вплетении в спектакль.

Немалую роль в красоте картинки сыграл свет, о знаковой роли которого в Иркутске стали подзабывать. Заслуга ли в этом художника, режиссёра или всей команды, мы не знаем, но нас это и не интересует, мы лишь констатируем факт – получилось красиво.

Как ни странно, не будет у нас и критических замечаний по звуку, по крайней мере по первым двум премьерам. То ли звёзды сошлись, то ли и здесь режиссёрская магия подействовала. Если бы ещё и актёры всегда выходили на сцену с включенными микрофонами, но об этом пока можно лишь мечтать.

Кстати, об актёрах. Ещё один признак крепкой режиссёрской работы – равноценные составы исполнителей. Объясняется это просто – при постановках такого уровня, когда интересен материал, чувствуется масштаб и режиссёру удаётся увлечь коллектив, последний сливается в единое целое и на премьеру выходит одним мощным кулаком.

Поэтому выделять кого‑либо из актёров бессмысленно, за исключением, пожалуй, слишком уж выбивающихся одного из Трубецких и одной из вдовствующих императриц. В первом случае молодому Никите Мещерякову откровенно не хватило мужественности, глубины и характера, во втором заслуженная артистка Любовь Полякова с её бездушием и врождённой холодностью так и не заставила публику поверить в её материнские чувства, без которых смысла в появлении на сцене не было. К сожалению, при распределении ролей в театре не учли, что Любовь Ивановна рождена играть королев, но отнюдь не матерей.

Отдельные аплодисменты хормейстерам и артистам хора (особенно мужской его части), которые с блеском справились с нетривиальными задачами, поставленными композитором.

Что касается проблем с интонированием у одних вокалистов и непокорённых высоких нот у других, то почему‑то дирижёр-постановщик Виктор Олин пустил эти проблемы на самотёк по принципу «публика – дура, и так сойдёт». Семь месяцев прошло с момента начала репетиций до премьеры, но времени на решение своих непосредственных задач главному дирижёру ИМТ не хватило. Видимо, поклоны репетировал.

Впрочем, и здесь не всё столь трагично – со своей задачей оркестр справился на пять баллов.

Единственное действительно слабое звено спектакля без каких-либо оговорок – хореография Алины Мустаевой, выпускницы Уфимского института искусств и хореографа Башкирского академического театра драмы.

Похоже, молодой хореограф, до этого ставившая танцы и пластику исключительно в драматических театрах, просто растерялась от масштабов постановки перед толпой солистов, хора и балета. Может, поэтому режиссёр во время сцены бала вытащил артистов хора в зрительный зал? Потому что на сцене им не нашли применения? Другого объяснения этой «находке» нам найти не удалось, поскольку от происходящего на сцене (а там в этот момент находились три главные пары спектакля) зрители были напрочь отвлечены и впустую крутили головами, разглядывая хоровых красоток, вместо того чтобы следить за развитием отношений героев. Не говоря уже о зрителях балкона, которым происходящего в партере не видно, и которые так и не поняли, куда все подевались.

Впрочем, мы уже излишне придираемся к мелочам, без которых, наверное, не обойтись, но которые, будем справедливыми, меркнут на фоне общей мощи постановки.

Мы снимаем шляпы перед Филиппом Разенковым и Елисеем Шепелёвым, поздравляем театр с достойной работой и робко надеемся, что времена «Венских встреч» и «Барышень‑крестьянок» миновали навсегда, а перерывы между премьерами с большой буквы «П» в Иркутском музыкальном будут не столь продолжительными.

О спектакле Иркутского музыкального театра «Светлое будущее» читайте в нашем материале:

Без предрассудков, или «Светлое будущее» Музыкального театра

Фото: Eva_VK / vk.соm/irkutskmusicaltheater

URL: https://babr24.net/irk/?IDE=214743

bytes: 11262 / 10442

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3650 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

1628

21.11.2024

Мисс Вселенная 2024. Блондинка из Датского королевства и Валя в топовой дюжине

Поздним вечером 16 ноября в Мехико прошёл финал 73‑го международного конкурса красоты «Мисс Вселенная». В состязании первых красавиц планеты приняли участие представительницы 125 стран и территорий, что стало историческим рекордом. В финал вышли 30 участниц.

Филипп Марков

КультураОбществоМир

7339

18.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Кумиры ХХ века», квиз «Умники и умницы» и спектакль «Маленький принц»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 18 по 24 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты. Концерт «Кумиры ХХ века» 19 ноября все желающие смогут посетить концерт «Кумиры ХХ века» в Иркутской областной филармонии.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

6680

18.11.2024

Видео дня. «Миссия невыполнима»: после смертельной расплаты – финальная

Кинокомпания Paramount Pictures представила первый официальный трейлер шпионского боевика «Миссия невыполнима: Финальная расплата» – восьмого эпизода популярной медиафраншизы и сиквела фильма «Миссия невыполнима: Смертельная расплата».

Филипп Марков

КультураМир

8386

12.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: выставка «Семейные традиции», мастер-класс «Дары осени» и оперетта «Принцесса цирка»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10765

11.11.2024

Очарование европейского экрана. К юбилею Джованны Меццоджорно

Она не снялась ни в одном голливудском фильме и при этом была признана лучшей актрисой кинофестивалей в Венеции, Карловых Варах, Москве, Бангкоке, Чикаго и Дамаске и семь раз номинировалась на Национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9274

09.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: музыкальный квиз «Угадай мелодию», оперетта «Брачное агентство» и мастер-класс «Русская девица»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 ноября в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12266

04.11.2024

«Джаз на Байкале» прозвучал в Иркутске в девятнадцатый раз

Энергохолдинг Эн+, основанный промышленником Олегом Дерипаской, стал генеральным партнером Международного музыкального фестиваля «Джаз на Байкале». На протяжении девятнадцати лет это мероприятие собирает в Иркутске ведущих российских и международных музыкантов и благодарных зрителей.

Ярослава Грин

КультураИркутск

15965

01.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Звучащие эпохи», спектакль «Почему ты уходишь?» и литературный квест «В поисках утраченного»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 29 октября по 3 ноября в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и развлекательные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14281

28.10.2024

Сусака-мусака второй свежести. «Волшебник Изумрудного города» в Иркутском музыкальном театре

Я помню мир совсем другим, в нём было место волшебству... Из мюзикла «Волшебник Изумрудного города» 84-й театральный сезон Иркутский музыкальный театр решил открыть семейным мюзиклом.

Филипп Марков

КультураИркутск

25167

26.10.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Истории кота Филофея», мастер-класс «Фонарик» и познавательная беседа «Театральный этикет»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 22 по 27 октября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и познавательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15429

21.10.2024

Между капризом и любовью. Лучшее от Оскара Уайльда к юбилею автора

Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

9463

16.10.2024

Лица Сибири

Крючков Андрей

Деев Александр

Митусов Валерий

Казакова Татьяна

Иванченко Евгений

Алешина Надежда

Моисеев Владимир

Орноев Владимир

Солженицын Степан

Темгеневский Василий