Артур Скальский

© ЖЖ Лангобарда

КультураИркутск

3979

02.07.2006, 15:18

РепринтЪ: Отсутствие Цели Оправдывает Средства

С роком Иркутску не повезло, да и всей стране, видимо, тоже. Музыкальная жизнь нашего города оказалась достаточно способной к тому, чтобы более или менее правдоподобно воспроизводить знаки рок-н-рольности, но самого рок-н-ролла как-то не случилось.

Вечные кумиры местной публики "Принцип неопределенности", "Млечный путь", "Белый острог" подобны неразменному (наши все навсегда), но фальшивому рублю. Купить на него ничего нельзя, но даже если конфискуют - он все равно останется в кармане. Хотя музыку лучше с деньгами не сравнивать - слишком велика опасность тавтологии.

Однако то, что есть из подлинного - средненьким не назовешь. Известная многим тетралогия Романа Гаврилина ("Про белочку", "Про луну", "Про папу", "Про усталый месяц"; я намеренно не упоминаю другие песни той же самой сборки, даже гениальную, по мнению многих, "Девочку на воздушном шаре", так как они, на мой взгляд, выглядят более традиционными или даже банальными) - возможно, лучшее из того, что создавалось на иркутской земле. Песни, правда, были написаны то ли в Питере, то ли после Питера, но исполняются здесь, что важнее. Успех сопутствует почти всем выступлениям Гаврилина, хотя сам он, по-видимому, не очень разборчив в своей концертной деятельности. Так, например, просто комичной выглядит его фактическая солидаризация с прогрессивными идеями Филиппа Киркорова и прочих "мастеров эстрады". Я имею в виду его участие в концерте в поддержку бессменного "гаранта конституции" и самого демократического из всех возможных президентов. Это, правда, не может помешать заочному включению гаврилинских песен в "красную книгу Гиннесса" всего русского рока. В необходимости последнего мне признавались даже утонченные московские и ленинградские эстеты, которые, конечно, нам не указ.

Пользуясь удачнейшей терминологией Олега Медведева (автора другого направления), можно сказать, что Гаврилин настоящий волшебник, в отличии от прочих фокусников. У него действительно нет ни поэзии, ни музыки - одно волшебство. Что, в общем-то, правильно, ведь до того, как "вначале было слово", было какое-то волшебство. Хотя бы молчание, тишина, которые и позволяют слову быть произнесенным и изредка услышанным. Так рождается мир. Гаврилин выдувает мир (песни) в изящный еврейский нос, как в трубу. Широко раскрывая при этом рот. Вокал завораживает. Кто видел его поющим - поймет, что я имею в виду.

Так и хочется после этого сказать поэтам и музыкантам: за семь тысячелетий письменной и звуковой цивилизации было написано столько стихов и музыки, что давно пора начать создавать что-то другое. Без всякого авангарда, но другое. Гаврилин, видимо, уже приступил. "Утонченные" слушают и говорят: "Невозможно выносить такого издевательства над русским языком" (реакция одного из слушателей с последнего концерта). Понимаю. Чего стоит хотя бы такая фраза: "...летом битая посуда догоняет из-под ямок остальные ручейки..." Да уж, над языком Гаврилин издевается больше, чем над слушателями. "Шарманка" печатала с ним интервью и в качестве довеска текст песни "Про белочку". Искренне жалею тех, кто читал его, никогда не слыша гаврилинских песен. Вот уж накрутились вокруг виска. Действительно, ахинея полная. Речевой садомазохизм. Музыка - тоже, знаете, не Вивальди, не Маккартни, и не "Кронос Квартет".

Для начала можно сказать, что Гаврилин заставил язык служить себе, а не поэзии. Знаю, что Пушкин так бы никогда не поступил. Гаврилин не Пушкин, хотя друг у него с такой фамилией имеется. Со звуками и нотами он, впрочем, обращается столь же неклассически. Песни Гаврилина далеки от рокерского "бытового реализма", это не любовная и не философская лирика, и не свободная игра речевых единиц и культурных знаков. Они не выражают ни объективности мира, ни субъективности их автора. Видимо, они не являются и подробным пересказом наркотических видений, хотя последнее всегда нравится неспелому юношеству и незамужнему девичеству. Их основная черта, являющаяся одновременно и их основным достоинством, заключается в том, что они как бы не рождены какими-либо чувствами, что небезопасно в культуре, которая под поэзией подразумевает эмоциональную насыщенность, красивую жизнь чувств.

Вторая, вытекающая из первой, особенность этих песен - они предельно дегуманизированы. Они не снимают антропоморфный слепок с мира и с наших лиц, чем обычно занимается искусство. Речь идет, разумеется, о мертвом мире и мертвых лицах, ибо с живого не снимешь гипсовой маски. В них можно подчерпнуть сведения о том, как существует мир, когда в нем (уже, еще, пока) нет нас. В них нет привычного нам человека, субъекта действий и переживаний. Хотя сами тексты полны глаголов, они повествуют о том, что нечто происходит, случается, накатывается и растет как снежный ком от строки к строке, но без всякого участия автора, исполнителя, слушателя, вообще кого бы то ни было из субъективированных существ (тех, что говорят о себе "Я", кому говорят "Ты" или "Вы" и о ком говорят "Он" или "Она").

Это чистая реальность Со-бытия, которое длится вечно, ибо его участники вынесены за скобки, значит, никто не положит ему предел, никто не классифицирует, не поместит на неподходящее или подходящее место. Никто и не исключит. "Уедет папа под Полтаву" - хотя лично от него это уже не зависит. Общий порядок происходящего навязывает свои правила. При этом не покидает ощущение, что раз исключили желания, волю и самосознание мнимых участников этого самого происходящего, то скоро очередь дойдет и до нас. Оттого как-то жутко и весело одновременно.

Но только таким образом и бытийствует мир. Мир событий, а не субъектов, якобы наполненных "внутренней жизнью". Мир как "совокупность фактов, а не вещей" (Л.Витгенштейн). Мир, в котором не существует, допустим, чая, чашки или человеческой глотки, а есть только само чаепитие, которое одно и позволяет пребывать всему перечисленному, то есть тому, что мы готовы принять за главное и самодостаточное. Нельзя сказать: "Я гуляю", следует говорить: "Происходит прогулка". Именно так учил просветленный Шакьямуни. Этому ощущению и подчинен "гаврилинский шаманизм". И потому язык служит все-таки не самому Гаврилину, а миру, наполненному таинством происходящих событий. А мир начинается не с нас и не нами заканчивается, и потому в нем нет "венцов эволюции" и "божественных сосудов", нет и привычных для нас смыслов и целей. Гаврилин способен показать этот мир, обходящийся без "человеков" и свойственных им картин мира. А пресловутое "издевательство над языком" при этом можно расценивать как стремление использовать любые средства для того, чтобы ощутить столь недоступное для "гомо сапиенсов" отсутствие целей.

Артур Скальский

© ЖЖ Лангобарда

КультураИркутск

3979

02.07.2006, 15:18

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=31103

Bytes: 6602 / 6602

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Премия BAFTA: Бронзовые маски «Конклава», Эдриана Броуди и Майки Мэдисон

Лидерами минувшего киносезона, по версии британских академиков, стали фильмы «Конклав» Эдварда Бергера и «Бруталист» Брэйди Корбе, получившие по четыре статуэтки BAFTA.

Филипп Марков

КультураМир

3307

18.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: «Музыка под куполом звёзд», Рок‑четверг в библиотеке и психодрама «Молчание девчат»

Бабр представляет традиционную подборку самых интересных и захватывающих мероприятий предстоящей недели. С 18 по 24 февраля иркутяне и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и тематические вечера. Один удар! Четыре мнения...

Филипп Марков

КультураСобытияИркутск

4570

17.02.2025

Видео дня. «Громовержцы»: не герои не сдаются

Marvel Studios представила новый трейлер супергеройского боевика «Громовержцы» (Thunderbolts*) – 36‑го фильма медиафраншизы «Кинематографическая вселенная Marvel» и последнего полнометражного эпизода пятой фазы франшизы. Дублированную русскоязычную версию опубликовал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

7761

11.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Миска для любимца», зимний девичник и мюзикл «Русский фантом»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 11 по 16 февраля у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игры.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияИркутск

11032

10.02.2025

Божественный клоун Голливуда. К 100‑летию Джека Леммона

«В джазе только девушки», «Квартира», «Дни вина и роз», «Большие гонки», «Китайский синдром», «12 разгневанных мужчин»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9101

09.02.2025

Видео дня. Возрождение Юрского периода

Кинокомпания Universal Pictures представила официальный трейлер научно-фантастического экшн-триллера «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World Rebirth). Дублированную русскоязычную ВК‑версию опубликовал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

8303

07.02.2025

Видео дня. Двуликий Де Ниро в мафиозной драме Левинсона

Творческое объединение Iron Voice представило дублированную версию трейлера гангстерской биографической драмы «Мудрые парни» (The Alto Knights) от кинокомпании Warner Bros. с Робертом Де Ниро в двух главных ролях.

Филипп Марков

КультураМир

8559

03.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: ток-шоу «Новые горизонты», викторина «Тайны земли Иркутской» и спектакль «Собака на сене»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 4 по 9 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12235

03.02.2025

The Day the Music Died — памяти Бадди Холли

«Давным-давно... Я все еще помню Как та музыка заставляла меня улыбаться» Дон Маклин «American Pie» «День, когда умерла музыка» — так в Америке называют день авиакатастрофы, произошедшей во вторник, третьего февраля 1959 года, в Айове близ Клир-Лейка.

Эля Берковская

КультураИсторияМир

4411

03.02.2025

Голубоглазый бильярдист Голливуда. К 100‑летию Пола Ньюмана

Обладатель самых голубых глаз в истории кино и кумир миллионов женщин второй половины XX века...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7549

27.01.2025

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дудука звук целебный», спектакль «Белоснежка и семь гномов» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 28 января по 2 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13899

27.01.2025

Как личная обида стала культурной доктриной в Бурятии

Документальный фильм «Бурят в европейском кино» режиссёра Артёма Бурлова, посвящённый судьбе советско-французского актёра бурятского происхождения Валерия Инкижинова, стал лакмусовой бумажкой для проверки отношений власти и искусства в Бурятии.

Виктор Кулагин

КультураПолитикаСкандалыБурятия Иркутск

15282

25.01.2025

Лица Сибири

Дементьева Екатерина

Баймашев Дмитрий

Коренев Юрий

Дроков Евгений

Баталин Антон

Веселов Андрей

Леньшина Ирина

Позников Сергей

Алешина Надежда

Меринов Николай