Прорыв немилосердных Пилигримов. Основано на реальных событиях

Мы не хотим забывать и не можем молчать…
Из аннотации к спектаклю «Милосердие под запретом»

Театральный сезон в Иркутске открыт. Первыми после пандемии со своими зрителями встретились актёры Театра Пилигримов, если, конечно, не считать аудиоспектакль-прогулку по острову Конный от кукольного «Аистёнка».

Более того, для открытия сезона командой театра была представлена не одна из работ прошлого года, а новый спектакль «Милосердие под запретом», мировая премьера которого с успехом прошла 4 сентября на открытом воздухе во внутреннем дворе театра.

Отметим, что изначально постановка планировалась к выпуску весной к 75‑летию Победы. Что этому помешало – все мы прекрасно знаем.

Жанр спектакля – документальная рок‑баллада, повествующая о жертвах фашистских концлагерей. Ключевое слово здесь – документальная. Именно реальность историй иркутян, побывавших в немецком плену, приобщает зрителя к страшным событиям прошлого, сближает с героями, заставляет сопереживать и принимать происходящее на сцене близко к сердцу.

Если вникнуть в историю создания спектакля, то приходит осознание, что композитором Константином Артамоновым и режиссёром Анной Агапитовой (они же авторы либретто), постановочной группой и, конечно, труппой театра проделана огромная работа, начиная от подбора исторического материала с привлечением специалистов Музея истории Иркутска и заканчивая переносом спектакля на уличную площадку.

Как рассказали Бабру в пресс-службе театра, репетиции начались ещё весной в период самоизоляции. Разучивание вокальных, хоровых и хореографических партий проходило в онлайн-формате при помощи платформы Zoom. К полноценным репетициям коллектив перешёл лишь после снятия ограничений.

Отдельного упоминания заслуживает работа с куклами, которые наряду с живыми актёрами являются главными действующими лицами спектакля. Идею режиссёра пришлось воплощать актёрам, которым раньше с куклами работать не приходилось. Да и сама Анна Александровна, как мы поняли, не специализировалась на отделении режиссуры кукольного театра.

На помощь пришёл грант Союза театральных деятелей России на проведение лекции или семинара в режиме online. Выбор Пилигримов пал на художника столичного Театра кукол имени Образцова, лауреата «Золотой маски», заслуженного художника России Виктора Никоненко, к слову, нашего земляка и бывшего главного художника Иркутского ТЮЗа, советы которого пришлись как нельзя кстати.

Отметим, что подобный грант, дающий право на общение с известными деятелями искусства, кроме нашего Театра Пилигримов получили всего девять провинциальных театров страны.

Ещё одним специалистом, привлечённым Пилигримами из другого региона, стала балетмейстер-постановщик из Волгограда Светлана Яковлева, ведущая солистка балета и хореограф театра «Царицынская опера».

Результат этой масштабной и слаженной работы превзошёл многие ожидания, наши уж точно.

«Милосердие под запретом» из той категории постановок, которые берут призы фестивалей и конкурсов от регионального «Сибирского транзита» до федеральной «Золотой маски». Спектакль самобытный, убедительный, грамотно выстроенный, с продуманным и стилистически точным музыкальным сопровождением, нестандартной режиссурой, оригинальным использованием видеопроекции и яркими актёрскими работами.

Несмотря на сложную для восприятия военно-лагерную тему и отсутствие единого сюжета как такового, полтора часа действия пролетают на одном дыхании. И очень хорошо, что спектакль не прерывается антрактом, который был бы крайне неуместен.

Создатели спектакля проявили внутренний вкус и такт не только перед прошлым, но и перед своим зрителем, устояв на тонкой грани между передачей немилосердного духа времени и откровенной чернухой. Признаем, удержаться от соблазна «шокировать публику» сегодня удаётся далеко не всем режиссёрам.

Ну и, конечно, название, удачнее и точнее которого придумать было невозможно.

Выделять кого-либо из исполнителей бессмысленно. «Милосердие под запретом» от Пилигримов – это спектакль одной команды, вычленить из которой кого‑то одного невозможно.

Конечно, бросается в глаза малочисленность труппы для данного материала. Режиссёру пришлось думать не только о воплощении авторского замысла, но и выстраивать действие таким образом, чтобы актёры успели переодеться и выйти в следующей сцене. Однако и эта проблема была решена успешно.

Среди зрителей, пришедших на премьеру, мы встретили дирижёра Иркутского музыкального театра Михаила Тарасова и не упустили случая поинтересоваться его профессиональным мнением. В разговоре после спектакля маэстро отметил, что Театр Пилигримов в хороших руках и результат работы художественного руководителя налицо.

«Как автор постановки Константин успешно реализовал множество идей. В спектакле, безусловно, присутствуют сильные моменты, способные воздействовать на зрителя и слушателя. Проделана огромная работа, и данный материал должен послужить дальнейшему развитию труппы и её позитивному росту. Разумеется, при условии поддержки коллектива и его руководителя», – сказал дирижёр, не доверять мнению которого оснований нет.

Со своей стороны добавим, что Михаил Владимирович не одинок в своих оценках. После премьеры мы услышали ещё массу восторженных отзывов.

Теперь небольшая ложка дёгтя в огромной бочке мёда, если можно так назвать спектакль о концентрационных лагерях.

По ходу действия слух и автора данного текста, и, наверняка, других зрителей постоянно коробили многочисленные канцеляризмы в тексте либретто. «Медицинские работники», «музейные экспонаты», «местное население» и прочие далёкие от речи простых людей обороты. Порой создавалось ощущение, что со сцены зачитываются протоколы допросов, а не рассказываются живые истории словами их участников.

Литературная основа, вернее её язык, – то, на что непременно следует обратить внимание театру при следующих постановках, раз уж он идёт по пути самостоятельного создания не только музыки и стихов, но и драматургической составляющей произведений.

В заключение отметим, что премьера спектакля «Милосердие под запретом» должна стать тем Рубиконом, после перехода через который все досужие разговоры о том, нужен ли области Театр Пилигримов, не зря ли эти люди едят бюджетный хлеб и достойные ли руководители пришли на смену Владимиру Соколову, должны прекратиться.

На все эти вопросы команда «Пилигримов» 4 сентября 2020 года дала яркий, мощный и исчерпывающий ответ.

Фото предоставлены пресс-службой Театра Пилигримов

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=204746

Bytes: 7066 / 6452

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3711 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Видео дня. Двуликий Де Ниро в мафиозной драме Левинсона

Творческое объединение Iron Voice представило дублированную версию трейлера гангстерской биографической драмы «Мудрые парни» (The Alto Knights) от кинокомпании Warner Bros. с Робертом Де Ниро в двух главных ролях.

Филипп Марков

КультураМир

5949

03.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: ток-шоу «Новые горизонты», викторина «Тайны земли Иркутской» и спектакль «Собака на сене»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 4 по 9 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4483

03.02.2025

The Day the Music Died — памяти Бадди Холли

«Давным-давно... Я все еще помню Как та музыка заставляла меня улыбаться» Дон Маклин «American Pie» «День, когда умерла музыка» — так в Америке называют день авиакатастрофы, произошедшей во вторник, третьего февраля 1959 года, в Айове близ Клир-Лейка.

Эля Берковская

КультураИсторияМир

2926

03.02.2025

Голубоглазый бильярдист Голливуда. К 100‑летию Пола Ньюмана

Обладатель самых голубых глаз в истории кино и кумир миллионов женщин второй половины XX века...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6615

27.01.2025

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дудука звук целебный», спектакль «Белоснежка и семь гномов» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 28 января по 2 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

10745

27.01.2025

Как личная обида стала культурной доктриной в Бурятии

Документальный фильм «Бурят в европейском кино» режиссёра Артёма Бурлова, посвящённый судьбе советско-французского актёра бурятского происхождения Валерия Инкижинова, стал лакмусовой бумажкой для проверки отношений власти и искусства в Бурятии.

Виктор Кулагин

КультураПолитикаСкандалыБурятия Иркутск

11801

25.01.2025

«Золотая маска 2025»: «Восемь женщин», «Халхин Гол» и толпа дипломантов

Национальная театральная премия «Золотая маска» объявила номинантов сезона 2023‑2024 года.

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

13506

24.01.2025

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Примадонны», концерт «Барокко при свечах» и программа «Байкал космический»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 21 по 26 января у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и познавательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12789

20.01.2025

Блогнот. Об «исключительности» Пантыкина и вкладе «Экстравертов» в «Антигону»

Обычно я всякую ерунду обхожу стороной. Но сегодня мне попалось на глаза столь смешное в своей наивности заявление, что я, пожалуй, прокомментирую.

Филипп Марков

КультураИркутск

16580

16.01.2025

Бабродвиж в Иркутске: квест «Детали», концерт «Вселенные фэнтези» и спектакль «Ёжик и Медвежонок»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 14 по 19 января жители и гости Иркутска смогут посетить спектакли, концерты и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13547

13.01.2025

Мистер Одержимость. К юбилею Джея К. Симмонса

Маэстро Флетчер в «Одержимости», комиссар Гордон в «Лиге справедливости» и Джей Джон Джеймсон в «Человеке-пауке»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9445

09.01.2025

О воле народа в человеческом стаде. Лучшее от Карела Чапека к юбилею автора

Он начал публиковаться в 20‑летнем возрасте и за следующие 28 лет, отмеренные ему судьбой, оставил огромное библиографическое наследие, включающее романы, повести, пьесы, рассказы, сказки, фельетоны, эссе, публицистические и критические произведения.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

8688

08.01.2025

Лица Сибири

Шмонин Эдуард

Суркова Анна

Чупров Сергей

Аминов Ринат

Заречный Валерий

Неупокоев Петр

Толмачев Дмитрий

Большешапов Александр

Яшников Юрий

Каландаришвили Нестор