Марина Попова

© Babr24

КультураИркутск

13939

24.09.2018, 13:23

Собака на сцене. Испанские страсти в Иркутском музыкальном

Иркутский Музыкальный театр им. Загурского всегда занимал в моей душе особое место; и премьеру музыкальной комедии «Собака на сене» я ждала едва ли не с большим воодушевлением, чем собственный день рождения. Причин тому было несколько: любимый режиссер, который балует нас своими постановками не так часто, как хотелось бы, «эстетический голод», не проходящий с момента закрытия предыдущего сезона (не в кино же ходить, в самом деле), да и просто желание увидеть новое прочтение старого сюжета.

Перед спектаклем, казалось, ничто не может испортить мне настроение. Увы, чудес не бывает. Ожидая в фойе театра подругу, я была неприятно удивлена тем, что многие стоящие в очереди в кассу, брали билеты на «Собаку» прямо в день премьеры. Факт, просто немыслимый еще года три назад. Бывало, репертуар только выложили, а первые ряды уже кем-то заняты. Неделя-другая – и даже о балконе остается только мечтать.

Очевидно, ряд сомнительного качества «мировых премьер» не прошел бесследно для репутации театра. К счастью, руководство делает все возможное для восстановления былого реноме. Как говорится, если что-то не работает, надо перезагрузить. А что может быть лучшей «перезагрузкой», чем постановка классического произведения в исполнении режиссера с традиционными ценностями?

Вернувшись домой после премьеры (оглушенная и ослепленная), я еще больше суток не могла выдавить из себя ни строчки. Нет, мне уже приходилось писать рецензии – но в этот раз все было иначе. Перефразируя классика, все удачные спектакли одинаково прекрасны, в то время как неудачные ужасны каждый по-своему. А этот спектакль, несомненно, удачен. И любых, даже самых восторженных эпитетов казалось мало, чтобы рассказать о своих впечатлениях. Думаю, впервые я до конца поняла, как это тяжело, когда «слова движения лишены, их смысл стерт, банален, одинаков».

Долгое время, наблюдая за творчеством Ирины Мякишевой, я тщетно пыталась подобрать наиболее емкую характеристику ее работы - и после просмотра «Собаки на сене» мне, наконец, удалось. Это спектакль, на который не стыдно привести маму.

Есть такое выражение – абсолютный музыкальный слух. Если по аналогии с ним вывести понятие слуха «абсолютного эстетического», то эталоном его, бесспорно, стала бы Ирина Джамаловна. Каждый ее спектакль в меру острый, кое-где откровенно балансирующий на грани, но, в то же время ни в одном из них не найти ни намека на пошлость и вульгарность (чем иногда грешат ее коллеги-режиссеры).

Постановки Мякишевой отличает безупречный вкус во всем, что касается внешнего оформления, и «Собака на сене» - не исключение. Пестрые свежие декорации, с первой же минуты переносящие в жаркое испанское лето. Классическая севильская асьенда, словно выписанная акварелью: яркая цветистая днем, при «ночном» освещении она каким-то чудом превращается в таинственный «подлунный дворец», готовый растаять в утренней дымке. И костюмы: великолепные ровно настолько, чтобы притягивать к себе внимание, но при этом не затмевать собой персонажа, который их носит.

Кроме того, неоспоримым преимуществом Ирины Джамаловны как режиссера является ее умение выстраивать мизансцены. Многие постановщики, как бы они не старались «оживить» происходящее, все равно приходят к тому, что солисты поют, балет танцует, хор подпевает (иногда тоже танцует). И вроде бы каждый при деле, единая картинка есть, но чего-то не хватает.

У Мякишевой же каждый, кто занят в спектакле, от ключевого персонажа до статиста на заднем плане, живет своей жизнью, не нарушая при этом общей гармонии. На ее премьерах никогда не знаешь, куда смотреть – глаза разбегаются! Поэтому приходишь снова и снова, желая разглядеть все в мельчайших деталях. Мы с подругой, например, в ближайшее время снова пойдем на «Собаку…», так как ухитрились пропустить половину ссоры графа с маркизом – настолько нас увлекла драка слуг, блестяще исполненная артистами хора Романом Винокуровым и Иваном Петрушковым.

И особенно подробно хотелось бы остановиться на выборе актеров. Тут, что называется, в десятку. Конечно, показатель субъективный: как любой живой человек я невольно симпатизирую одним артистам больше, чем другим. Однако в данном случае подобралась просто команда мечты.

Во-первых, сбылось мое давнее желание увидеть совместную работу Александры Гаращук и Светланы Щерботкиной. Две опытные (можно сказать, маститые) актрисы схожего возраста и амплуа, мирно «уживающиеся» на одной сцене – это показатель высочайшего уровня режиссуры. Планка, «перескочить» которую решится далеко не каждый.

Кроме того не могло не радовать участие Евгения Алешина, которого, без преувеличения, давно не было видно. Последний раз он появлялся в новом образе два года назад, в спектакле «Мери Поппинс, до свидания». Очень жаль – ведь он один из немногих, кому одинаково хорошо удаются как трагичные, так и комичные роли. И его маркиз Рикардо – ярчайшее тому подтверждение.

Что касается Тристана в исполнении Егора Кириленко, то мне даже не хватает слов, чтобы описать как глубину созданного им образа, так и реакцию зала. Очень трудно одновременно и подмечать нюансы, и рыдать от смеха.

Словом, «Собака на сене» - это тот редкий спектакль, где даже на второстепенных ролях задействованы настоящие профессионалы. Не секрет, что в Иркутском Музыкальном театре есть артисты, которые потрясают своим вокальным даром, но в плане актерской игры откровенно проигрывают своим коллегам. А между тем, большинству зрителей плевать на пресловутое количество октав: они приходят в театр за эмоциями, которые в «Собаке на сене» бьют через край. И полный зал, в едином порыве восторженно аплодирующий стоя – лучшее доказательство того, что премьера удалась.

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

Марина Попова

© Babr24

КультураИркутск

13939

24.09.2018, 13:23

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=181301

Bytes: 6096 / 5775

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Марина Попова.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Премия BAFTA: Бронзовые маски «Конклава», Эдриана Броуди и Майки Мэдисон

Лидерами минувшего киносезона, по версии британских академиков, стали фильмы «Конклав» Эдварда Бергера и «Бруталист» Брэйди Корбе, получившие по четыре статуэтки BAFTA.

Филипп Марков

КультураМир

4536

18.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: «Музыка под куполом звёзд», Рок‑четверг в библиотеке и психодрама «Молчание девчат»

Бабр представляет традиционную подборку самых интересных и захватывающих мероприятий предстоящей недели. С 18 по 24 февраля иркутяне и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и тематические вечера. Один удар! Четыре мнения...

Филипп Марков

КультураСобытияИркутск

6153

17.02.2025

Видео дня. «Громовержцы»: не герои не сдаются

Marvel Studios представила новый трейлер супергеройского боевика «Громовержцы» (Thunderbolts*) – 36‑го фильма медиафраншизы «Кинематографическая вселенная Marvel» и последнего полнометражного эпизода пятой фазы франшизы. Дублированную русскоязычную версию опубликовал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

8306

11.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Миска для любимца», зимний девичник и мюзикл «Русский фантом»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 11 по 16 февраля у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игры.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияИркутск

11374

10.02.2025

Божественный клоун Голливуда. К 100‑летию Джека Леммона

«В джазе только девушки», «Квартира», «Дни вина и роз», «Большие гонки», «Китайский синдром», «12 разгневанных мужчин»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9288

09.02.2025

Видео дня. Возрождение Юрского периода

Кинокомпания Universal Pictures представила официальный трейлер научно-фантастического экшн-триллера «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World Rebirth). Дублированную русскоязычную ВК‑версию опубликовал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

8376

07.02.2025

Видео дня. Двуликий Де Ниро в мафиозной драме Левинсона

Творческое объединение Iron Voice представило дублированную версию трейлера гангстерской биографической драмы «Мудрые парни» (The Alto Knights) от кинокомпании Warner Bros. с Робертом Де Ниро в двух главных ролях.

Филипп Марков

КультураМир

8626

03.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: ток-шоу «Новые горизонты», викторина «Тайны земли Иркутской» и спектакль «Собака на сене»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 4 по 9 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12513

03.02.2025

The Day the Music Died — памяти Бадди Холли

«Давным-давно... Я все еще помню Как та музыка заставляла меня улыбаться» Дон Маклин «American Pie» «День, когда умерла музыка» — так в Америке называют день авиакатастрофы, произошедшей во вторник, третьего февраля 1959 года, в Айове близ Клир-Лейка.

Эля Берковская

КультураИсторияМир

4488

03.02.2025

Голубоглазый бильярдист Голливуда. К 100‑летию Пола Ньюмана

Обладатель самых голубых глаз в истории кино и кумир миллионов женщин второй половины XX века...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7612

27.01.2025

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дудука звук целебный», спектакль «Белоснежка и семь гномов» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 28 января по 2 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14110

27.01.2025

Как личная обида стала культурной доктриной в Бурятии

Документальный фильм «Бурят в европейском кино» режиссёра Артёма Бурлова, посвящённый судьбе советско-французского актёра бурятского происхождения Валерия Инкижинова, стал лакмусовой бумажкой для проверки отношений власти и искусства в Бурятии.

Виктор Кулагин

КультураПолитикаСкандалыБурятия Иркутск

15497

25.01.2025

Лица Сибири

Талюк Алексей

Сысоева Наталья

Седов Владимир

Парфенов Максим

Терещенко Николай

Жуковский Николай

Алексеев Борис

Лыгденов Виталий

Барташов Александр

Балданов Баир