Будда с нами, а не с ними: почему Хамбо лама молчит о сносе дацана на Урале?
Бурятские буддисты шокированы сносом единственного на Урале буддийского храма. Хамбо лама Дамба Аюшеев никак не прокомментировал произошедшее. Он готов высказываться только тогда, когда нужно поддержать действующую власть, а “незарегистрированные” буддисты для него не являются истинно верующими.
На горе Качканар в Свердловской области 18 марта начался снос буддийского комплекса “Шедруб Линг”. Он славился популярностью у верующих и туристов. Члены общины устраивали экскурсии, угощали гостей чаем, создавали условия для удобства посещения горы туристами и так далее. В итоге сарафанное радио разнесло вести о "снежном Будде" и на Качканар стали приезжать иностранцы. По их заявлениям, храм ежегодно посещали около десяти тысяч гостей.
“Час назад поднялась группа рабочих Евраза, взломали двери монастыря и отключили наше видеонаблюдение”, – сообщалось в соцсетях монастыря.
Начиная с 2014 года горнодобывающая компания “Евраз” пыталась выселить буддистов с вершины Качканара. Проблема в том, что гора расположена на залежах железа, а её территория находится в аренде у фирмы. Но переезжать на новый участок и оставлять монастырь, который строился два десятилетия, верующие не торопились. Они утверждали, что дацан не мешает разрабатывать месторождение. Однако храм попадал в зону взрывных работ.
Видимо, закон об оскорблении религиозных чувств не распространяется на крупные корпорации или работает только с православными храмами.
Уральские буддисты безуспешно пытались легализовать землю ещё с 2001 года, но суд встал на сторону “Евраза”. В защиту религиозного сооружения в 2016 году высказался знаменитый рок-музыкант Борис Гребенщиков, а интернет-пользователи массово подписывали петицию с просьбой спасти единственный на Урале дацан. К тому же, в 2019 году местные буддисты пошли на значительные уступки и согласились закрывать храм по будням и организовывать подъем туристов и паломников только в выходные.
Представители “Евраза”, находясь под общественным давлением, обещали не сносить сакральные объекты и оставить к ним доступ. Но сейчас внимание людей приковано к совершенно другим событиям, так что горнодобытчики решили разорвать достигнутые соглашения в одностороннем порядке. У компании не вышло разрушить дацан под шумок, и многие российские буддисты и туристы, любившие посещать храм, возмутились такой бесцеремонностью. Закон оказался сильнее морали.
Однако глава Буддийской традиционной Сангхи России, один из самых авторитетных буддистов в России Дамба Аюшеев хранит молчание, хотя с начала сноса храма прошло уже две недели. Возможно, он решил приостановить медийную активность после своих последних заявлений, которые оставили в недоумении многих верующих. “Мы живём в едином российском государстве и защищаем интересы нашей страны”, – говорил Хамбо лама. Видимо, снос дацана также произошёл в интересах России.
Уральская община не зарегистрирована в законном порядке и не состоит в составе Сангхи, так что её дела совсем не волнуют Аюшеева.
Кроме того, уральский монастырь имел все предпосылки на получение мировой известности в качестве туристического и религиозного места. Дамбе Аюшееву такая конкуренция явно бы не понравилась, часть туристов и паломников перестала бы приезжать восточнее Уральских гор, в Иволгинский дацан.
Бабр продолжит следить за событиями.
Ранее в Бабре:
“С нами Будда!”: нравственный “каминг-аут” хамбо ламы
Недостойным не беспокоить. У Хамбо ламы почти не осталось друзей в Хурале?
Сагаалха: “неологизм” хамбо ламы вызвал споры среди знатоков бурятского языка