Василий Тараруев

© Новая Бурятия

РелигияБурятия

11770

26.11.2014, 11:57

Нечистая сила в бурятском шаманизме

Шаманизм и в наши дни значим в жизни Республики. Менталитет жителей Бурятии сильно пронизан шаманизмом, даже если человек считает себя буддистом или православным.

К шаманам идут советоваться по проблемам с деньгами, здоровьем, личной жизнью. Считается, что неудачи могут быть вызваны порчей, влиянием недобрых сил. У дорог часто встречаются «обо» - кусты с повязанными ленточками, отмечающие обиталища духов, где принято бросать подношения и мелкие монеты. Не сделать это, по уверениям многих людей, в дальнейшей дороге чревато авариями и прочими неприятностями. Закономерен интерес, что думают бурятские шаманы об инфернальных сущностях, опасных для людей.

Как в любом мистическом учении, в шаманизме есть понятие злых духов, вредящих человеку. В бурятской традиции их называют «альбинами». Дословный перевод – «чёрт», наиболее опасными считаются сущности женского рода. Их пища – энергетика людей, они усиливаются, паразитируя на ней. Будучи бесплотными, как все духи, накопив силу, «альбины» становят видимыми и даже осязаемыми. Их описывали либо как антропоморфные фигуры в половину роста человека, либо как одно лицо без тела или руку с глазами. Присасываясь к энергии человека, злые духи вызывают упадок сил и болезни, порой со смертельным исходом. Каждый умерший усиливает «альбина», он становится более опасным, может материализоваться.

- У человека есть жизенная энергия, когда он умирает, она высвобождается и переходит в эту сущеность - рассказывает Баир Цырендоржиев, глава шаманского объединения «Тэнгэри» - Если злой дух одолел много людей: один человек захворал и умер, другой, он может проявлять себя на физическом уровне.

Злые духи опасны и тем, что вселяются в человека, толкая его на губительное поведение – пьянство, беспутная жизнь, конфликты с обществом. Либо вызвать просто дискомфорт, бессонницу, навязчивые видения. Также, злые духи могут привлекать несчастные случаи.

Чаще всего злые духи – просто неупокоенные умершие. Не так давно в бурятских СМИ проходила статья о призраке ребёнка, державшем в страхе население одной из деревень. Много неупокоенных душ бывает на кладбищах. Некоторые люди могут видеть там их астральные тела.

- Когда человек умирает, его душа в течении сорока девяти дней предстаёт перед Эрлик-ханом – рассказывает Баир Жамбалович - Там решается вопрос его дальнейшего перерождения. Но часто неупокоившиеся духи остаются на земле. Они набирают силу, и человек начинает их видеть, осязать. Задача религиозных деятелей – провести специальные обряды упокоения.

Другой вид духов, опасных для человека – потревоженные «хозяева местности». Часто причина – грубое вторжение во владения духа. Например, человек решил построить дом, вырубил участок леса, при этом не провёл необходимых ритуалов задабривания. Возмущённый дух начинает мстить. Приходится прибегать к помощи специалистов, будь то шаман или священник-экзорцист. В шаманизме потревоженному «хозяину местности» обычно даётся угощение, сопровождаемое молитвами о прощении.

Конфликт человека и духа может породить и неподобающее поведение в обиталище духа. Где-то на природе не следует громко кричать, особенно в ночное время, шуметь, мусорить, пьянствовать, предаваться разврату. Духи селятся обычно в малопосещаемых местах. Помимо природных объектов – лесов, гор, пещер, ущелий, это могут быть полуразрушенные здания, индустриальные руины. В светлое время суток лазить там можно, но после захода солнца это может быть опасно. Так что «сталкеры», обожающие лазить по «заброшкам», рискуют. Вообще, в старину в ночное время категорически запрещалось ходить в лес, отлучаться далеко от дома, выпускать на улицу маленьких детей. Ещё есть суеверие, что после захода солнца нельзя заносить домой пустое ведро – можно принести «бухулдэ» (мелкую нечисть).

Другое излюбленное место встреч духов – перекрёстки дорог, они двигаются обычно теми же путями, что и человек. Кстати, у русских есть поверье, что нельзя гадить на дорогах – «леший обидится». По словам Баира Жамбаловича, поверья о нечистой силе у всех народов очень похожи. Но следует сказать, что в шаманизме нет строгой категории «злых духов» как существ, чья суть нести зло человеку.

- Люди привыкли обелять себя, привыкли всё что не от Бога воспринимать как зло – говорит Баир Жамбалович – Но часто злых духов мы сами делаем злыми, вторгаясь в их покой. Люди часто ведут себя аморально, не помнят старинных обычаев и гневят этим «хозяев места». В таких случаях мы говорим о дисбалансе, нарушении гармонии. Много зла исходит от самих людей: зависть, грубость, проклятия.

Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]

Василий Тараруев

© Новая Бурятия

РелигияБурятия

11770

26.11.2014, 11:57

URL: https://babr24.net/bur/?ADE=130860

bytes: 4856 / 4633

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Василий Тараруев.

Другие статьи в рубрике "Религия" (Бурятия)

Шаманский маркетинг: новые реалии бурятского бизнеса

Слухи о влиянии шаманских ритуалов на рынок недвижимости Бурятии варьируются от забавных историй до серьезных утверждений о влиянии на цены и успешность сделок.

Виктор Кулагин

РелигияНедвижимостьПолитикаБурятия

13648

16.10.2024

Вселенская религия. Хамбо лама заявил об инопланетянах-буддистах в Бурятии

Дамба Аюшеев готовит межпланетный союз в честь возвращения Хамбо ламы Этигэлова. Видимо, с Анавад Далай, которую он считает отдельной планетой, из которой когда-то люди прилетели на Землю. В шутку или нет, но он сделал любопытное заявление в своем телеграм-канале.

Виктор Кулагин

РелигияСобытияНаука и технологииБурятия

28102

25.09.2023

Блогнот. Хамбо лама Аюшеев о боге смерти

Чтобы не быть голословным по поводу помощников ангела смерти, которых на монгольском языке называют Эрлэг ханай элч, хочу рассказать уникальную историю. Эта история произошла в Монголии в 1870 годах, во время наивысшего развития буддизма.

Пётр Нокс

РелигияМонголия Бурятия

14148

17.01.2023

Опрос: поддерживаете ли вы приезд Папы Римского в Монголию?

Папа Римский Франциск извинился перед бурятами, но открыло ли это ему дорогу в Улан-Батор? Бабр проводит опрос среди читателей.

Бабрдай Шударга

РелигияПолитикаМонголия Бурятия

41526

19.12.2022

Инсайд. Хамбо лама Аюшеев паразитирует на бурятском языке?

Мы привыкли идеализировать Хамбо ламу. Мы несколько десятилетий пытаемся понять нашего буддийского иерарха и разгадать, как нам казалось, его тонкие и важные посылы, призванные развивать и укреплять бурятское общество.

Пётр Нокс

РелигияКультураПолитикаБурятия Монголия

45217

16.12.2022

Ад пуст, все бесы здесь: РПЦ урегулирует экзорцизм

Русская православная церковь разработала проект документа для регулирования и приведения к единому порядку практик экзорцизма. Изгнание бесов — достаточно больная тема по всей России и, в частности, в Бурятии, поэтому Бабр решил разобраться в этой инициативе. Фото: patriarchia.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаПроисшествияРоссия Бурятия

43103

07.09.2022

Будда с нами, а не с ними: почему Хамбо лама молчит о сносе дацана на Урале?

Бурятские буддисты шокированы сносом единственного на Урале буддийского храма. Хамбо лама Дамба Аюшеев никак не прокомментировал произошедшее. Он готов высказываться только тогда, когда нужно поддержать действующую власть, а “незарегистрированные” буддисты для него не являются истинно верующими.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Россия

42563

31.03.2022

“С нами Будда!”: нравственный “каминг-аут” хамбо ламы

Заявления хамбо ламы Дамбы Аюшеева с поддержкой происходящего на Украине вызвали непонимание многих жителей Бурятии и других регионов. Буддийский иерарх, представляющий религию мира и согласия, ставит политические интересы выше религиозных.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаБурятия

64104

09.03.2022

Недостойным не беспокоить. У Хамбо ламы почти не осталось друзей в Хурале?

Депутаты Народного Хурала в очередной раз посетили Иволгинский дацан в рамках Великого молебна — Монлам Ченмо. Однако в этом году аудиенции удостоилось всего шесть человек — это антирекорд.

Андрей Светлов

РелигияПолитикаБурятия

42762

07.02.2022

Сагаалха: “неологизм” хамбо ламы вызвал споры среди знатоков бурятского языка

В сети разгорелись споры о правильном названии праздника Белого месяца. В 2018 году хамбо лама Дамба Аюшеев ввёл новое слово “Сагаалха” (перешагнуть время) вместо традиционного понятия праздника “Сагаалган”. Этим он пытается изменить понимание праздника, что не нравится многим жителям Бурятии.

Виктор Кулагин

РелигияКультураБурятия

45915

04.02.2022

Блогнот. Сагаалган или Сагаалха?

Я считаю, что ни то, ни другое не верно как название праздника.

Андрей Светлов

РелигияБурятия Монголия Забайкалье

13314

02.02.2022

В Иволгинском дацане объяснили, зачем нужны паломнические билеты

На днях в Instagram-паблике crimburyatia опубликовали пост жителя Бурятии, который возмущался тем, что для посещения дворца Хамбо Ламы Этигэлова необходимо приобрести соответствующий билет. «Хочу поднять важную тему: без этих розовых бумажек в храм к Этигэлову не зайти! Почему так?

Марк Яковлев

РелигияБурятия

7258

26.08.2021

Лица Сибири

Свинина Марина

Кожеуров Денис

Алешина Надежда

Геевский Олег

Усс Александр

Еловский Дмитрий

Семенов Дмитрий

Хорошева Ирина

Шахматов Александр

Ляхов Андрей