Артур Скальский

© Русский журнал

ПолитикаМир

5688

20.09.2009, 15:11

Плохая сказка дрянных учителей

Разумеется, демократия, если понимать под ней демократическую практику участия людей в политике и воздействия на власти предержащие, обусловлена культурными и религиозными традициями.

Целедостижение как внутренняя основа демократии

Однако эта обусловленность не означает полной детерминации, предопределения. Культура и религия в той или иной степени обусловливает все: от поведения в быту и привычек питания до стилистики телевизионных программ и образцов рекламы. Тем не менее полностью или даже в основном они большую часть обусловленных ими явлений не в силах предопределить. Они влияют на демократические и прочие политические навыки людей, но не в состоянии их ни блокировать, ни чудесным образом создать. Демократия, как и политика в целом, имеет свою собственную логику возникновения и становления. А влияет на нее все – и климат, и хозяйство, и торговля, и, конечно, религия с культурой. Но только влияет – порой очень значительно. А в основе всегда лежит своя политическая специфика. Она связана, если сказать одним словом, с целедостижением, с необходимостью согласованно осуществлять связывающие людей обязательства, то есть реализовывать интересы различных людей таким образом, чтобы они не впали в состояние войны всех против всех.

Современная политика, а затем и демократия как раз и начинают формироваться, когда собственная логика целедостижения, а значит, и согласованной реализации различных интересов выходит из тени религии, где скрывалась, прямо скажем, в довольно-таки искаженном виде. Эти «искажения», впрочем, были и даже остаются вполне естественными. Действительно, целедостижение обусловлено коллективным опытом, памятью, навыками. Это больше каждого отдельного человека, каждого правителя. Это нужно как-то понять и объяснить. Вот и появляются «заветы предков», а потом такие вещи, как Ветхий и Новый заветы. Политическая и не только политическая, но бытовая, хозяйственная и прочая прагматика предопределяются некой внешней волей и мудростью, которые превосходят волю и мудрость каждого из людей или даже совокупную волю и мудрость тех, кто ухитряется собраться и действовать согласованно.

Если упростить и без того грубую схему, то важнейшим симптомом эмансипации политики, экономики и прочих сфер жизни, началом модерна или, точнее, модернизации становится присвоение людьми высшего авторитета. Он переносится со всемогущего, вездесущего и всеведущего Господа на народ. В результате ценности сакральные превращаются в ценности демократические. Не все сразу и не для всех. В сердцах и головах людей все перемешано. Но ценности помогают оправдать, понять и принять те или иные модели политического поведения. Но функциональности в этих ценностях самих по себе без оправдываемых ими политических действий нет. А действия выстраиваются в связи с политической логикой целедостижения, которая закреплена в институтах.

Трудности усвоения демократических ценностей

Демократия возникает не ради себя самой, не как задуманный проект, а благодаря успехам в решении проблем. Эти успехи потом закрепляются в институтах. Следом появляются демократы. И, наконец, эти демократы начинают создавать свою идеологию и свои ценности.

Проблем с усвоением ценностей и идеологий нет ровно никаких. Нужно только усердно учиться языку, культуре, истории и множеству других вещей. Нужно вжиться в мышление и чувствования других людей. Это большой труд. К этому способны немногие, например, такие этнологи, как Клиффорд Гирц с открытым им «насыщенным описанием» (thick description) других народов. Нужно ли это в политике? Не уверен. Знаю, что половинчатое и фрагментарное усвоение плохо и вредно. Оно сбивает с толку.

Усваивать нужно не столько ценности, сколько опыт других. Такие уроки способны помочь открыть модели поведения, институты и принципы демократии заново. Следует отделять симуляцию, то есть воспроизведение полученного другими результата, от имитации, то есть усвоения алгоритма получения результата. В первом случае вы получите симулякр – пустую и безжизненную копию. Во втором случае – свою версию того, что другие делали иначе в иных условиях. Прямое навязывание ценностей, точнее, идеологических конструкций жизни ведет к созданию симулякров. Чтобы получить имитацию, да еще и более-менее успешно функционирующую, нужно совершить серьезные эмпирические исследования чужого опыта, как правило, осложненные историческими и эволюционными сравнениями.

Россия, безусловно, испытывает трудности в усвоении демократических ценностей. У нас слишком мало людей, которые способны читать на других языках и адекватно понимать прочитанное. Я уж не говорю о вживании в чужую культуру и о насыщенном описании. У нас даже элементарное страноведение в институтах РАН заметно деградировало за последние пару десятилетий.

Вопрос в другом. Нужно ли усваивать идеологические схемы и ценности в массовом порядке? Это нужно только идеологам да культурологам. А всем остальным, включая профессиональных политиков, нужно знать, конечно, но в рамках хорошего общего образования. И католические, и протестантские, и буддистские, и конфуцианские и всякие прочие ценности. Да и свои православные тоже. А то, глядишь, кто-нибудь и скажет, что Борис и Глеб сплоховали перед Святополком – слабые, мол, ребята были.

А брать ценности вообще, да еще и наполовину, а то и на четверть уловленные, и делать их руководством к действию не нужно ни в коем случае. Это вредно.

Вредно, кстати, и массированное распространение американцами и прочими шведами демократических ценностей. Ничего более вредного для формирования демократического поведения и институтов и придумать трудно. Все те безобразия, которые творятся сейчас в третьем мире, да и у нас, на девяносто процентов созданы за счет того, что второсортные идеологи и пропагандисты ликбезовского минимума «либеральных ценностей западной демократии» навязали этот примитив недоучкам в странах-реципиентах, а те в свою очередь, еще больше опошлив их, впарили неподготовленным, а то и вовсе непрофессиональным политикам, которые наваяли таких симулякров, что самая спонтанная дурь валом повалила.

Многообразие альтернативных моделей

Неверно, будто есть народы и культуры, которые неспособны к демократии или к свободе. Вопрос – какой демократии, какой политики, какой свободы? Нельзя требовать того, что и не может еще возникнуть. Западное христианство не в меньшей мере, чем ислам, чуждо демократии. Революция, которую учинили флорентийцы под водительством Савонаролы, удивительно напоминает революцию Хомейни в Иране. Та эмансипация народного действия, которая захлестнула Флоренцию в последнее десятилетие XV столетия, которая дала явно недемократические с нынешней точки зрения результаты, в снятом виде легла в демократическую традицию не только Италии, но и всего Запада. Давайте не будем пренебрежительно отбрасывать то, как пробиваются люди к участию в определении своей судьбы. Только из этого и вырастает демократия. А не из христианских ценностей Савонаролы или исламских ценностей имама Хомейни.

Кстати, великий ученый Чарльз Тилли, написавший книгу о демократии и принуждении, начинает ее с фразы, в которой предлагает взглянуть с точки зрения демократии на Западную Европу середины XVII столетия. Мы нигде не видим ни малейших ее признаков. Европейцам еще предстоят столетия болезненного и трудного открытия нескольких (!) альтернативных моделей демократии. Одна модель демократии для всего Запада и остального мира – это плохая сказка дрянных учителей для нерадивых школьников.

Михаил Ильин – доктор политических наук, профессор, президент Российской ассоциации политических наук, заведующий кафедрой сравнительной политологии МГИМО МИД

Артур Скальский

© Русский журнал

ПолитикаМир

5688

20.09.2009, 15:11

URL: https://babr24.net/?ADE=81010

bytes: 7669 / 7640

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Политика"

Прямой эфир губернатора. Томские пожарные на грани нищеты, развал здравоохранения и отсутствие транспорта

Прямая линия губернатора обнажила проблемы томичей, которые раньше замалчивались. Про дороги и сроках возведения поликлиник в микрорайонах Южные ворота, Северный парк и Левобережный лайф уже только ленивый не поговорил и не написал.

Анна Леро

ПолитикаТранспортЗдоровьеТомск

888

23.11.2024

А Дарвин уже не тот…

В городе Обь Новосибирской области есть свой Дарвин, достойный премии однофамильца. Депутата Совета депутатов Андрея Дарвина не первый раз задерживают из-за проблем с законом. В этом году – по подозрению в крупном мошенничестве.

Антон Старков

ПолитикаКриминалРасследованияНовосибирск

1504

23.11.2024

Сессия Заксобрания: принятие бюджета и защита Астафьева

Ноябрьская сессия для депутатов Заксобрания Красноярского края выдалась предельно насыщенной – народным избранникам пришлось рассмотреть 71 вопрос. Впрочем, главным предметом депутатского собрания стал вопрос о принятии краевого бюджета на следующие три года.

Александр Тубин

ПолитикаКрасноярск

2931

22.11.2024

Замороженный Уоян. Что стоит за отставкой главы поселения?

Осень 2024 года отметилась беспрецедентным политическим кризисом в поселке Новый Уоян Северо-Байкальского района Бурятии.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыРасследованияБурятия

5440

22.11.2024

Блогнот. Томская экс-неделя

На этой неделе чуть взволновала новость о добровольной отставке депутата Законодательной думы Томской области Марата Валеева, хотя сама новость, как выяснили мои подписчики, яйца выеденного не стоит. По закону избранный депутатом Валеев должен был прекратить адвокатскую практику.

Андрей Игнатьев

ПолитикаТомск

2473

22.11.2024

Не откладываем денежки на потом: разбор бюджета Иркутской области

На минувшей сессии Законодательного собрания Иркутской области, которая прошла 20 ноября, в первом чтении был принят бюджет региона на 2025 и плановый период 2026-2027 годов. При этом уже сейчас известно, что ко второму чтению ожидаются поправки, в первую очередь – на объекты капитального ремонта.

Глеб Севостьянов

ПолитикаЭкономика и бизнесИркутск

4179

22.11.2024

В списках не значился: вычеркивание памятников архитектуры

С 12 по 14 ноября на сайте Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области было опубликовано более 350 экспертиз исторических зданий.

Лилия Войнич

ПолитикаКультураИркутск

11423

21.11.2024

Лекарства вместо врачей, форумы вместо образования. На чем пытается экономить правительство Бурятии в 2025-2027 годах

Бабр подробнее ознакомился с проектом бюджета Бурятии на 2025-2027 годы, который принят депутатами Народного Хурала в первом чтении. Собственные доходы республики стремительно тают, опускаясь ниже 50%.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия

7576

21.11.2024

Инсайд. Банка с пауками по-красноярски

Сотрудники красноярского департамента градостроительства в растерянности. В понедельник красноярский градоначальник Владислав Логинов представил нового заместителя. Но представил так размыто, что никто и не понял, какую именно должность будет занимать приехавший из Москвы Алексей Тихомиров.

Кирилл Богданович

ПолитикаКрасноярск

3338

21.11.2024

Инсайд. Окладникова и ее «антикоррупционная оговорка»

Закончилась эпопея с выбором министра экономразвития региона. Как становится известно, не стоит ожидать перехода на данную должность амбициозного руководителя фонда Центр «Мой бизнес» Диляры Окладниковой. Ведь такая ротация создала бы для нее определенные сложности.

Ярослава Грин

ПолитикаЭкономика и бизнесСкандалыИркутск

6362

21.11.2024

Худшие главы Бурятии в октябре. Рейтинг Бабра

Октябрь 2024 года в Бурятии запомнился громкими отставками, коммунальными авариями и коррупционными скандалами. Бабр представляет трио глав муниципальных образований, чья управленческая некомпетентность граничит с преступной халатностью. 3.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

10022

21.11.2024

Сабрина Амо: «Активность наказуема». Интервью Бабра

Наталья Семенова, лидер бурятского отделения «Яблока», преподаватель этики, фронтвумен рок-группы «Аборт Мозга» — фигура противоречивая. В музыкальной среде она известна как Сабрина Амо. Политика, тяжелая музыка, психотерапевтические романы, каратэ — как это все сочетается в одном человеке?

Виктор Кулагин

ПолитикаКультураБурятия

5370

20.11.2024

Лица Сибири

Бердников Дмитрий

Куглянт Ольга

Забродская Лариса

Бакуркин Кирилл

Таевский Борис

Гаськов Владимир

Снарский Александр

Медведев Александр

Серышев Георгий

Бугай Антон