Артур Скальский

© Русский журнал

ПолитикаМир

5698

20.09.2009, 15:11

Плохая сказка дрянных учителей

Разумеется, демократия, если понимать под ней демократическую практику участия людей в политике и воздействия на власти предержащие, обусловлена культурными и религиозными традициями.

Целедостижение как внутренняя основа демократии

Однако эта обусловленность не означает полной детерминации, предопределения. Культура и религия в той или иной степени обусловливает все: от поведения в быту и привычек питания до стилистики телевизионных программ и образцов рекламы. Тем не менее полностью или даже в основном они большую часть обусловленных ими явлений не в силах предопределить. Они влияют на демократические и прочие политические навыки людей, но не в состоянии их ни блокировать, ни чудесным образом создать. Демократия, как и политика в целом, имеет свою собственную логику возникновения и становления. А влияет на нее все – и климат, и хозяйство, и торговля, и, конечно, религия с культурой. Но только влияет – порой очень значительно. А в основе всегда лежит своя политическая специфика. Она связана, если сказать одним словом, с целедостижением, с необходимостью согласованно осуществлять связывающие людей обязательства, то есть реализовывать интересы различных людей таким образом, чтобы они не впали в состояние войны всех против всех.

Современная политика, а затем и демократия как раз и начинают формироваться, когда собственная логика целедостижения, а значит, и согласованной реализации различных интересов выходит из тени религии, где скрывалась, прямо скажем, в довольно-таки искаженном виде. Эти «искажения», впрочем, были и даже остаются вполне естественными. Действительно, целедостижение обусловлено коллективным опытом, памятью, навыками. Это больше каждого отдельного человека, каждого правителя. Это нужно как-то понять и объяснить. Вот и появляются «заветы предков», а потом такие вещи, как Ветхий и Новый заветы. Политическая и не только политическая, но бытовая, хозяйственная и прочая прагматика предопределяются некой внешней волей и мудростью, которые превосходят волю и мудрость каждого из людей или даже совокупную волю и мудрость тех, кто ухитряется собраться и действовать согласованно.

Если упростить и без того грубую схему, то важнейшим симптомом эмансипации политики, экономики и прочих сфер жизни, началом модерна или, точнее, модернизации становится присвоение людьми высшего авторитета. Он переносится со всемогущего, вездесущего и всеведущего Господа на народ. В результате ценности сакральные превращаются в ценности демократические. Не все сразу и не для всех. В сердцах и головах людей все перемешано. Но ценности помогают оправдать, понять и принять те или иные модели политического поведения. Но функциональности в этих ценностях самих по себе без оправдываемых ими политических действий нет. А действия выстраиваются в связи с политической логикой целедостижения, которая закреплена в институтах.

Трудности усвоения демократических ценностей

Демократия возникает не ради себя самой, не как задуманный проект, а благодаря успехам в решении проблем. Эти успехи потом закрепляются в институтах. Следом появляются демократы. И, наконец, эти демократы начинают создавать свою идеологию и свои ценности.

Проблем с усвоением ценностей и идеологий нет ровно никаких. Нужно только усердно учиться языку, культуре, истории и множеству других вещей. Нужно вжиться в мышление и чувствования других людей. Это большой труд. К этому способны немногие, например, такие этнологи, как Клиффорд Гирц с открытым им «насыщенным описанием» (thick description) других народов. Нужно ли это в политике? Не уверен. Знаю, что половинчатое и фрагментарное усвоение плохо и вредно. Оно сбивает с толку.

Усваивать нужно не столько ценности, сколько опыт других. Такие уроки способны помочь открыть модели поведения, институты и принципы демократии заново. Следует отделять симуляцию, то есть воспроизведение полученного другими результата, от имитации, то есть усвоения алгоритма получения результата. В первом случае вы получите симулякр – пустую и безжизненную копию. Во втором случае – свою версию того, что другие делали иначе в иных условиях. Прямое навязывание ценностей, точнее, идеологических конструкций жизни ведет к созданию симулякров. Чтобы получить имитацию, да еще и более-менее успешно функционирующую, нужно совершить серьезные эмпирические исследования чужого опыта, как правило, осложненные историческими и эволюционными сравнениями.

Россия, безусловно, испытывает трудности в усвоении демократических ценностей. У нас слишком мало людей, которые способны читать на других языках и адекватно понимать прочитанное. Я уж не говорю о вживании в чужую культуру и о насыщенном описании. У нас даже элементарное страноведение в институтах РАН заметно деградировало за последние пару десятилетий.

Вопрос в другом. Нужно ли усваивать идеологические схемы и ценности в массовом порядке? Это нужно только идеологам да культурологам. А всем остальным, включая профессиональных политиков, нужно знать, конечно, но в рамках хорошего общего образования. И католические, и протестантские, и буддистские, и конфуцианские и всякие прочие ценности. Да и свои православные тоже. А то, глядишь, кто-нибудь и скажет, что Борис и Глеб сплоховали перед Святополком – слабые, мол, ребята были.

А брать ценности вообще, да еще и наполовину, а то и на четверть уловленные, и делать их руководством к действию не нужно ни в коем случае. Это вредно.

Вредно, кстати, и массированное распространение американцами и прочими шведами демократических ценностей. Ничего более вредного для формирования демократического поведения и институтов и придумать трудно. Все те безобразия, которые творятся сейчас в третьем мире, да и у нас, на девяносто процентов созданы за счет того, что второсортные идеологи и пропагандисты ликбезовского минимума «либеральных ценностей западной демократии» навязали этот примитив недоучкам в странах-реципиентах, а те в свою очередь, еще больше опошлив их, впарили неподготовленным, а то и вовсе непрофессиональным политикам, которые наваяли таких симулякров, что самая спонтанная дурь валом повалила.

Многообразие альтернативных моделей

Неверно, будто есть народы и культуры, которые неспособны к демократии или к свободе. Вопрос – какой демократии, какой политики, какой свободы? Нельзя требовать того, что и не может еще возникнуть. Западное христианство не в меньшей мере, чем ислам, чуждо демократии. Революция, которую учинили флорентийцы под водительством Савонаролы, удивительно напоминает революцию Хомейни в Иране. Та эмансипация народного действия, которая захлестнула Флоренцию в последнее десятилетие XV столетия, которая дала явно недемократические с нынешней точки зрения результаты, в снятом виде легла в демократическую традицию не только Италии, но и всего Запада. Давайте не будем пренебрежительно отбрасывать то, как пробиваются люди к участию в определении своей судьбы. Только из этого и вырастает демократия. А не из христианских ценностей Савонаролы или исламских ценностей имама Хомейни.

Кстати, великий ученый Чарльз Тилли, написавший книгу о демократии и принуждении, начинает ее с фразы, в которой предлагает взглянуть с точки зрения демократии на Западную Европу середины XVII столетия. Мы нигде не видим ни малейших ее признаков. Европейцам еще предстоят столетия болезненного и трудного открытия нескольких (!) альтернативных моделей демократии. Одна модель демократии для всего Запада и остального мира – это плохая сказка дрянных учителей для нерадивых школьников.

Михаил Ильин – доктор политических наук, профессор, президент Российской ассоциации политических наук, заведующий кафедрой сравнительной политологии МГИМО МИД

Артур Скальский

© Русский журнал

ПолитикаМир

5698

20.09.2009, 15:11

URL: https://babr24.net/?ADE=81010

bytes: 7669 / 7640

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Политика"

Аграрное лобби негодует: Борис Мельниченко требует увеличить финансирование

Проект бюджета Красноярского края на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов, который рассматривался на ноябрьской сессии регионального Заксобрания, заметно возбудил депутатов из так называемого агропромышленного лобби.

Александр Тубин

ПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск

1019

27.11.2024

Уголовное дело как «пендель»: следствие занялось разрушением Гостиных рядов в Улан-Удэ

Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту ненадлежащего содержания Гостиных рядов в Улан-Удэ.

Виктор Кулагин

ПолитикаБлагоустройствоБурятия

2776

27.11.2024

Алексей Кудрявцев. Не коли мне, кольщик, купола?

После того как дума Иркутска не нашла ничего предосудительного в действиях депутата от «Единой России» Алексея Кудрявцева (его даже благополучно оставили в комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике), на него завели уголовное дело.

Георгий Булычев

ПолитикаСкандалыКриминалИркутск

6847

26.11.2024

«У нас демократичный регион»: красноярский депутат рассказал о политике в крае

Депутат Красноярского городского Совета от ЛДПР Семён Сендерский считает, что Красноярский край является довольно демократичным регионом. Об этом он заявил во время беседы с красноярским журналистом.

Денис Большаков

ПолитикаОбществоКрасноярск

2456

26.11.2024

Нарушения на ₽10 миллионов: в Хакасии проверили губернаторское ТВ

Контрольно-счётная палата Хакасии проверила законность и эффективность использования средств республиканского бюджета, которые использовали для деятельности Автономного учреждения Республики Хакасия «Информационный телевизионный центр «Хакасия».

Валерий Лужный

ПолитикаСкандалыХакасия

3266

25.11.2024

Усть-Илимск: что ж ты, Анна, не легла на рельсы?

Занятная новость удивила Иркутскую область в начале последней ноябрьской недели 2024-го. Выяснилось, что в природе существует уголовное дело против экс-мэра Усть-Илимска Анны Щекиной по факту закрытия трамвайной линии в городе.

Георгий Булычев

ПолитикаСкандалыЭкономика и бизнесИркутск

6220

25.11.2024

Град растворенный. Нижнеудинск как муниципальный Спартак

В Нижнеудинском районе 22 ноября прошли четвертые публичные слушания по вопросу преобразования Нижнеудинска в городской округ и выделения его из состава района. Это инициатива думы Нижнеудинска. Процедур таких намечено пять в разных точках района, последнюю организуют 26 ноября.

Георгий Булычев

ПолитикаОбществоИркутск

7139

25.11.2024

Телеграм Красноярска за неделю. Логинов с подписчиками и второй арест Егорова

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 18 по 25 ноября включительно. Мэр и активные подписчики На прошлой неделе красноярский градоначальник Владислав Логинов встретился с активными подписчиками.

Анна Роменская

ПолитикаСкандалыКрасноярск

2943

25.11.2024

Инсайд. Замаскировавшийся Байжанов

Журналист Ерлан Байжанов сенсационно стал депутатом горсовета по 45-ому округу после поражений предыдущих лет. На сей раз под флагом КПРФ он заполучил депутатский мандат, удержать который будет гораздо сложнее, чем получить.

Ярослава Грин

ПолитикаНовосибирск

3183

25.11.2024

Телеграм Томска за неделю: прямая линия Мазура и уход Валеева

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 18 по 24 ноября 2024 года включительно. Прямая линия Мазура Губернатор Томской области Владимир Мазур провёл прямую линию. Стреляй, Глеб Егорыч!

Андрей Игнатьев

ПолитикаТомск

4005

25.11.2024

Коррупция в минсельхозе Бурятии: чиновники скрывали нарушения подкупом аудиторов?

Увольнение первого заместителя министра сельского хозяйства Бурятии Булата Цыренжапова «в связи с утратой доверия» и заместителя министра Евгения Цыбикова «по собственному желанию» стали очередным результатом распутывания масштабной коррупционной сети в ведомстве.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыБурятия

10861

25.11.2024

Телеграм Бурятии за неделю: чистка в Минсельхозе и бесполезная сессия Народного Хурала

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 18 по 25 ноября включительно. Сомнительные решения депутатов 18 ноября состоялась очередная сессия Народного Хурала, главной повесткой которой стал бюджет республики на 2025-2026 годы.

Есения Линней

ПолитикаОбществоБурятия

6249

25.11.2024

Лица Сибири

Свинина Марина

Кожеуров Денис

Алешина Надежда

Геевский Олег

Усс Александр

Еловский Дмитрий

Семенов Дмитрий

Хорошева Ирина

Шахматов Александр

Ляхов Андрей