Новосибирский художник должен быть голодным и... бездомным. За геноцидом мастерских в столице Сибири стоит Заксобрание?
«Изучайте правила как профессионал, чтобы вы могли нарушить их как художник», – советовал коллегам Пабло Пикассо. В Новосибирске правила пока нарушают представители власти – в отношении художников, которые в столице Сибири, безусловно, профессионалы. Правда, как большинство творческих людей, не имеющих «кожи», новосибирские творцы защитить себя от беспредела сильных мера самостоятельно не могут.
О чем, собственно, речь? О том, что в начале марта художники Новосибирска, а также руководство Новосибирского регионального отделения Всероссийский творческой общественной организации «Союз художников России» (СХР) и Новосибирского отделения общественной организации «Творческий Союз художников России» получили «письма несчастья». По-другому это послание просто не назовешь.
Здравствуй, рынок, новый год
Письмо пришло от директора Муниципального бюджетного учреждения культуры Новосибирска «ЦК19» Инны Остроменской – отличницы, спортсменки и просто красавицы с точки зрения новосибирских властей, как выяснилось. К примеру, в 2021 году чиновница стала лауреатом премии «#Есть мнение», в номинации «Культура». ГТРК «Новосибирск» выделяет этой наградой наиболее востребованных специалистов в разных сферах деятельности в регионе.
В письме Инна Ивановна сообщила, что 28 марта 2023 года заканчивается срок действия договоров аренды на творческие мастерские и нужно заключить новый договор. Правда, на новых, драконовских условиях. Поэтому если от властей не поступит поддержки – а они ее обещали, о чем позже, культура, о которой так печется Инна Ивановна, почит в бозе. Во всяком случае, в лице новосибирских художников.
«В настоящее время МБУК «ЦК19» может заключить договоры аренды только по рыночной оценке стоимости аренды, которая будет ориентировочно в среднем в 8–10 раз превышать установленную действующими в настоящее время договорами аренды. В связи с изложенным прошу направить в срок до 10.03.2023 года в МБУК «ЦК19» согласие (отказ) на заключение договоров аренды на новых условиях», – написала директор.
По сути – это ультиматум почти для ста творческих мастерских. Хотя и не виновата она – рынок к Инне Ивановне сам пришел. Сейчас в столице Сибири работают больше 90 мастерских, 65 из которых относятся к местному отделению Союза художников России. Это мастерские на улицах Новогодней, Геодезической, Блюхера, на Широкой, Невельского, на Курчатова. Имеются и помещения, приспособленные под мастерские, они находятся на улицах Советской и Дуси Ковальчук. Остальные курирует региональный Творческий союз художников России. Но легким движением руки достать из тумбочки порядка ста тысяч рублей и непринужденно внести их за оплату творческих квадратных метров не смогут ни авторы из Союза художников России, ни их коллеги из Творческого.
Ветер с Думы дул
При этом, по словам председателя Новосибирского отделения Союза художников России Вадима Иванкина, претензий к Инне Остроменской у него лично нет.
«У меня к собственнику вопросов вообще никаких нет, потому что они поставлены в те же условия, что и мы, просто они одну функцию исполняют, а мы другую. Договоры продлять на прежних условиях никто не будет, потому что прежних условий не существует, а новые условия предполагают только рыночную оценку недвижимости и коммерческую арендную плату. Чтобы решить эту проблему кардинально, это должен делать Совет депутатов», – поделился он с журналистами НГС.ру.
Именно так. Собственный источник Бабра из регионального Творческого союза художников России подтвердил думскую причастность к этой темной истории.
«Новосибирск во многом уникальный город, и политическая составляющая тут не исключение. Без участия Заксобрания региона ни один лист не упадет с дерева, они решают все. Вообще, они постоянно играют в разные игры, не только в политические. Что касается нашей ситуации, то мы с коллегами пытались выяснить, кто именно из депутатов затеял этот очередной квест со стократным увеличением стоимости за мастерские, но концов не нашли. Проще говоря, никто ничего не знает, даже наши депутатские «источники» информации пожимают плечами. Но, повторюсь: без отмашки парламента никто не посмел бы такое письмо составить и разослать его адресатам. Сейчас идут разговоры о том, чтобы мы платили только 20 процентов от рыночной стоимости, но это все равно много», – рассказал нашей редакции Игорь Ельченко, председатель Творческого союза художников России.
Добавим, что хорошо организованного рынка сбыта работ в Новосибирске сегодня нет, а общий долг по мастерским только от Союза художников составляет больше двух миллионов рублей! С апреля начнется новый «долговой» отсчет и тогда, как сказал Вадим Иванкин, на «развитии профессионального изобразительного искусства в Новосибирской области можно будет поставить жирный крест». А еще, по его словам, повышение аренды повлечет за собой увеличение совокупных расходов по содержанию творческих мастерских минимум на 220%, что, в свою очередь, станет последним гвоздем в крышку гроба творческо-производственной базы новосибирского изобразительного искусства.
Спасение утопающих
В защиту художников пока выступил единственный депутат Горсовета – Наталья Пинус. Правда, как всегда, на своей странице ВК, где она, как правило, публикует самую разнообразную информацию – от просьбы скинуться на подарок до воззваний к властям во имя справедливости.
«Да, действительно, в некоторых российских городах художники совсем не платят за аренду мастерских. И да, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы в Новосибирске художники тоже не платили за аренду мастерских. В моем понимании, это дело чести для столицы Сибири. Решение есть. Для его реализации в бюджете Новосибирска необходимо предусмотреть около шести миллионов рублей в год. Это совсем небольшая сумма в масштабах города. Я искренне надеюсь, что бюджетный департамент сможет изыскать такую сумму. Со своей стороны буду способствовать этому», – написала Пинус.
Как она будет способствовать, сказать сложно. Если одиночным пикетом, то толку будет мало. Анатолий Локоть тоже пообещал свое покровительство, посулив компенсацию роста стоимости аренды мастерских. По словам градоначальника, он уже поручил департаменту и финансовому блоку разработать программу субсидирования художников за счет городской казны. Но, во-первых, все знают цену обещаниям Локтя, а во-вторых, после отмены прямых выборов в Новосибирске заниматься добрыми делами ему совершенно ни к чему, так как выхлопа в перспективу имиджа – ноль. Поэтому – не верим. А что губернатор? А он ходит по выставкам художников, только не новосибирских. В своем телеграм-канале намедни отметился, что познакомился с российским скульптором, всемирно известным художником, ювелиром Даши Намдаковым.
«Выставка с его уникальными работами впервые представлена в Новосибирске. В своих работах мастер представляет национальные традиции в современной интерпретации. Необыкновенные скульптурные композиции автора поражают разнообразием и нестандартным воплощением. Творчество Даши построено на контрастах. Очень впечатляет! Советую новосибирцам посетить выставку и познакомиться с неповторимым стилем самобытного скульптора», – восхищается Травников.
Посетить посоветовал, а вот про настоящую беду художников собственного региона – ни гу-гу. Хотя, конечно, Травников не коренной сибиряк, он родом из Череповца, поэтому сидит в «домике Вологодской области». Так что тоже – незачет. Остается уповать на то, что слова и надежды Натальи Пинус да попадут Андрею Шимкиву в уши. Потому что именно за его «ведомством» будет последнее слово.
Кому выгодно?
Что имеется в сухом остатке? Художники не знают, откуда взялись такие цены на аренду мастерских, мэр с губернатором вообще пребывают в счастливом неведении относительно масштабов и серьезности проблемы, депутаты, кроме отважной Натальи Пинус, отмалчиваются. Но одной отваги мало. Мастерские – это, прежде всего, недвижимость, и недвижимость очень недешевая. Новосибирск, вообще, город дорогой, а цены на «квартирный квадрат» не так уж и отличаются от столичных. Кстати, в Москве беспредел с отъемом мастерских находится в полном расцвете.
Ведь эти метры в группе риска и в поле недоброго глаза риелторов, бизнесменов и вообще всех, кого интересуют добротные большие помещения. Недавно появилась новая информация о московских художниках, которых в буквальном смысле вышвырнули на улицу. На двери мастерских поставили новые замки, а работы, обстановку и материалы выкинули прямо на улицу. Пришла очередь регионов?
«Сейчас речь идёт об элементарном выживании изобразительного искусства. Не важно, в городе Москве, Новосибирске, в Сибири или России. Мастерские строились в советское время. Ни за 90-е годы, ни за новый век художники не получили ни одной новой мастерской. За исключением пары человек, которые купили их на собственные средства. Это писатель может работать дома за столом, а у художника – определённое производство, которое требует и места, и определённых условий. Мастерская может быть в подвале, в мансарде, на первом этаже. Люди приспосабливаются работать где угодно. Как-то я был у одного художника, который работает в холоде, практически как мамонт – и ничего, выживает с десяток лет», – пишет «Версия» со ссылкой на председателя Новосибирского отделения Союза художников России Вадима Иванкина.
Напомним, сумма оплаты только за одну мастерскую, на секундочку, составит порядка 80-100 тысяч рублей! Нет, правда, чем руководствуются чиновники, когда составляют подобные исторические послания? Там действительно верят, что художники смогут оплатить подобную аренду? А если уверены, что не смогут, то какова настоящая цель этой акции? Пинком под зад, чтобы не мешали мастерские на куски за бесценок рвать, а потом с молотка втридорога пустить?
И еще. До сих пор не существует положения о творческих мастерских, поэтому юридически все они остаются некими нежилыми помещениями, в которых художники сидят на птичьих правах. В Новосибирске – точно. В соседнем Томске не то что о выселении, даже о проверках на предмет целевого использования мастерских речи не идет. Такая же ситуация в Омске, Красноярске, Кемерове. Новосибирск – Золушка Сибирского федерального округа, что ли? А кто тогда «недобрый фей», превращающий мастерские в тыквы, – Андрей Шимкив?
Пока художники, скульпторы и керамисты Новосибирска создали петицию, адресованную министру культуры России Ольге Любимовой. В ней говорится, что это решение «несправедливо, бесчеловечно и несет угрозу тотального уничтожения художественных традиций Сибири». Творческие коллективы предлагают закрепить пожизненное право бесплатного пользования мастерскими.
Если не поможет и это, придется, видимо, к Михаилу Александровичу Врубелю обращаться за поддержкой. И его «Демону летящему». Бабр следит за развитием событий.
Фото: Бабр, dhsh-azov.eis3.ru