Андрей Немзер

© Московские новости

КультураМир

8512

16.04.2011, 12:33

«Я читаю стихи драконам, водопадам и облакам»

125 лет назад родился Николай Гумилев.

Убийство

В августе 1921 года шайке захвативших Россию разбойников понадобилось пустить кровушку. ЧК придумала и разоблачила контрреволюционный заговор, нареченный по имени «руководителя» таганцевским. Тех, кого назначили заговорщиками, арестовали, осудили и пустили в расход. Так — «посредине странствия земного» — был убит поэт Николай Гумилев.

Втянули его в провокаторскую игру или взяли без каких-либо оснований — проблема для историков большевистских бесчинств. Борцом с каннибальской властью бывший офицер не был — иначе не вернулся бы он в мае 1918 года из Европы в Петроград, не провел бы там все годы Гражданской войны, сотрудничая в дозволенных большевиками изданиях, служа переводами просвещению народа, энергично воспитывая молодых стихотворцев и неуклонно отстаивая свое первенство в литературном сообществе.

Он, как и прежде, грезил о наступлении новых времен, когда власть над миром перейдет к поэтам — наследникам древних волхвов и магов. Он чаял чудесных метаморфоз: Сердце будет пламенем палимо/ Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,/ Стены Нового Иерусалима/ На полях моей родной страны. Он по-мальчишески радовался: Много их, сильных, злых и веселых,/ Убивавших слонов и людей <...> Верных нашей планете,/ Сильной, веселой и злой,/ Возят мои книги в седельной сумке,/ Читают их в пальмовой роще,/ Забывают на тонущем корабле.

Среди этих читателей нашлись умники, смекнувшие, как эффектно будет смотреться Гумилев в роли врага. Сильного (воин с двумя Георгиями, путешественник, побывавший на краю света, заклинатель стихий и ужасов), убежденного (здесь годились и строки о капитане, что бунт на борту обнаружив,/ Из-за пояса рвет пистолет, и русско-православные мотивы, приметные уже в «Колчане» и сильно зазвучавшие в «Костре» и «Огненном столпе»), готового к смерти (тут вспоминай и трактуй в «нужном ключе» хоть «Гондлу», хоть «Шестое чувство», хоть «Рабочего», хоть «Заблудившийся трамвай») — и все равно поверженного железной диктатурой пролетариата. Его пример — другим наука. Сломаем любого конквистадора и бровью не поведем. Когда вернейшего (обреченного на самоуничтожение) певца атакующего класса спрашивали, хороший ли поэт Гумилев, тот отвечал, по сути, оправдывая убийство собрата: «Хороший контрреволюционный поэт».

Миф

Маяковский лгал не только для пользы общепролетарского дела — убийство поэта было своеобразной «литературной акцией», началом мифа, быстро вырвавшегося из-под контроля палачей-интеллектуалов. На жизнь и поэзию Гумилева легла тень расстрельного августа. Он стал не только жертвой красного террора, но и символом сопротивления большевизму, стал русским двойником Андре Шенье, к слову, тоже мифологизированного. Факты (биографические и тем более собственно поэтические) аннигилировались мифотворческой машиной, работавшей всю большевистскую эру и не сильно сбавившей обороты в новейшие времена.

При советской власти стихи и проза Гумилева должны были находиться под запретом, а их автор обвешиваться клеветническими ярлыками. Потому как ни за что у нас не расстреливают. Так Гумилев стал «монархистом». Словно не он, вообще-то мало о политике думавший, угадал зловещую суть рокового возвышения и жуткого конца Распутина, пророчащих скорую гибель обезволенного царства. В гордую нашу столицу/ Входит он — Боже, спаси! — / Обворажает царицу/ Необозримой Руси // Взглядом, улыбкою детской,/ Речью такой озорной, — / И на груди молодецкой/ Крест просиял золотой. // Как не погнулись, — о горе! — / Как не покинули мест/ Крест на Казанском соборе/ И на Исакии крест? Не погнулись, не покинули, и расправа с хтоническим пришельцем от черной беды не уберегла. Что ж, православные, жгите/ Труп мой на темном мосту,/ Пепел по ветру пустите.../ Кто ж защитит сироту? // В диком краю и убогом/ Много таких мужиков./ Слышен по вашим дорогам/ Радостный гул их шагов.

Ладно, «монархист-националист» — все-таки, чтобы расслышать гумилевскую щемящую печаль обреченности (не только в «Мужике», но и в стилизованных «Старых усадьбах» и в «Городке»), нужен точно настроенный слух, ловящий семантические обертоны, которыми живет поэзия. Но типовое обвинение в «империализме», влекущее за собой обязательное приравнивание к Киплингу, совсем уж ни в какие ворота не лезет. Для Киплинга Индия и британские владения в Африке — реальность; это ценность одновременно геополитическая и по-настоящему интимная, жизненная в самом точном смысле.

Дальние страны Гумилева — фантастические миры, где поэт-воин вершит невозможные в пространстве цивилизации подвиги ради самих подвигов и/или обретения пути в Индию духа. (Не говорю уж о зримых симпатиях Гумилева к коренному населению Черного континента, любовании тамошним варварством и наивно-романтической антиколониалистской позиции в вопросе о независимости Абиссинии.) Киплинг — поэт-политик с конкретными, всерьез продуманными и выстраданными идеями. Его слово помогает нести тягостное «бремя белых», крепит дух галерных рабов великой империи, одним из которых ощущает себя сам поэт.

Гумилев — одинокий искатель приключений, равно страстно отдающийся стычкам с воинственными туземцами, охоте на зловещих хищников (в том числе мстительных оборотней) и приобщению к древней колдовской мудрости. Он повествует (вещает, поет) о своем экстравагантном опыте, осознавая его игровую природу (даже если пройденные испытания не на шутку рискованны!), а потому непременно сочетает патетику (иногда чрезмерную) с артистической иронией. Если бы Киплинг прочел Гумилева, он скорее всего счел бы его одним из тех хилых вырожденцев, чьи безответственные искания и утонченные выверты губят старую добрую Европу и торят дорогу отвратительному варварству. Это, конечно, недоказуемая гипотеза, но есть бросающийся в глаза (коли их не зажмуривать) факт: Гумилев, умевший находить свое у поразительно разных поэтов и вдохновенно перелагавший их творенья на русский, Киплинга не переводил.

Поэт

Не было ни «монархизма», ни «национализма», ни «империализма». Не было и сколько-нибудь стройной идеологии. Кажется порой, что и «акмеизма» никакого не было. Трагические судьбы трех великих поэтов, верность Мандельштама и Ахматовой памяти Гумилева, их диалог с ушедшим другом и трансформирующее старые сюжеты горькое мифотворчество Надежды Мандельштам нагрузили по-ребячески задорную — и чуть вздорную — полемическую выдумку целым ворохом противоречивых метафизических смыслов.

Была поэзия. «Православные» мотивы у зрелого Гумилева легко чередуются (а то и совмещаются в рамках одного опуса) с «масонскими», «исламскими», «языческими» или «индуистскими». Самое странное, что эта прихотливая до беззаконности игра стилями, мифами и масками «лирического я» выглядит совершенно естественной и внутренне оправданной. Когда в «Памяти» Гумилев исчисляет свои ипостаси, ни одна из них не уничтожает другую. Колдовской ребенок, словом останавливавший дождь, живет в претенциозном (но и чутком к повсюду звучащим лирам) поэте, что хотел стать богом и царем, в избраннике свободы, ведомом музой дальних странствий, в православном воине, творящем светлое величавое дело (а не вязнущем в кровавом месиве европейской бойни) и готовом отдать врагу братский поцелуй, в угрюмом зодчем, возводящем загадочную башню. Вопреки формальному сюжету это не череда разных душ, а их слаженный оркестр, ведущий единую — при завораживающем великолепии центробежных вариаций — мелодию.

Подобно лермонтовскому больному ребенку, Гумилев, тоже остававшийся до конца жизни мальчиком, знал одну, но пламенную страсть. Не к отнятой свободе — как у Мцыри. Не к таинственной, пугающей и влекущей экзотической чужбине — как у еще больше похожего на Гумилева чеховского гимназиста Володи Чечевицына (Монтигомо, Ястребиный Коготь тож). Не к вечно ускользающей Прекрасной Даме — как у Дон Жуана или Рыцаря Тогенбурга, лики которых мерцают в гумилевской любовной лирике. Не к иным мирам — как в остроумных интерпретациях стихов Гумилева о звездном ужасе, древних ящерах, концах и началах здешнего бытия. Всего этого не отменишь (как и «акмеизма»), но по-настоящему владела автором «Шестого чувства», «Леса» и «Заблудившегося трамвая» страсть к совершенной поэзии, к магически всевластному слову, способному выявить суть дольнего мира. Мира, безусловно, прекрасного и в ощутимом нами бытии, но ждущего фантастического преображения. Его-то и должен осуществить поэт, коему на роду написано быть вечным ребенком, служителем красоты, путником, воителем, беглецом, бунтарем, безумцем, изгоем, магом, жертвой — монетой, которой Создатель/ Покупает спасенье волков.

Слово Гумилева вошло бы в состав русской поэзии и без большевистской пули. И читать его стихи лучше без оглядки на август 1921 года. Только вот забыть никак не получается. И потому, что убийство есть убийство. И потому, что — как при безвременном уходе всякого художника — бесконечно жаль невоплощенного (и неподвластного нашим догадкам). И потому, что ленинцы дело знали: жизненное дело Гумилева действительно противостояло (и по сей день противостоит) мороку бесчеловечности. Ибо делом этим была поэзия.

Андрей Немзер

© Московские новости

КультураМир

8512

16.04.2011, 12:33

URL: https://babr24.net/?ADE=93044

Bytes: 9114 / 9020

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Андрей Немзер.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Бабродвиж в Улан-Удэ: «Своя игра», питерский «Парфюмер» и премьера «Утиной охоты»

Бабр представляет традиционную подборку самых интересных и захватывающих мероприятий Улан‑Удэ на предстоящую неделю. С 20 по 26 февраля жители и гости столицы Бурятии смогут посетить спектакли, экскурсии, мастер-классы, викторины и даже читку пьесы.

Филипп Марков

КультураСобытияБурятия

3126

19.02.2025

Бабродвиж в Новосибирске: «Блин да масло», Queen с оркестром и «Цветы для Элджернона»

Бабр представляет традиционную подборку самых интересных и захватывающих мероприятий Новосибирска предстоящей недели. С 19 по 25 февраля жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и даже музыкальную лотерею.

Филипп Марков

КультураСобытияНовосибирск

4838

18.02.2025

Премия BAFTA: Бронзовые маски «Конклава», Эдриана Броуди и Майки Мэдисон

Лидерами минувшего киносезона, по версии британских академиков, стали фильмы «Конклав» Эдварда Бергера и «Бруталист» Брэйди Корбе, получившие по четыре статуэтки BAFTA.

Филипп Марков

КультураМир

4552

18.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: «Музыка под куполом звёзд», Рок‑четверг в библиотеке и психодрама «Молчание девчат»

Бабр представляет традиционную подборку самых интересных и захватывающих мероприятий предстоящей недели. С 18 по 24 февраля иркутяне и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и тематические вечера. Один удар! Четыре мнения...

Филипп Марков

КультураСобытияИркутск

6160

17.02.2025

Видео дня. Крушение мира до последнего вдоха

Независимая кинопрокатная компания «Экспонента фильм» представила дублированные трейлеры триллеров, которые готовится показать весной в российских кинотеатрах. Испанский фантастический триллер Rich Flu («Грипп богатых») выйдет в российский прокат под адаптированным названием «Крушение мира».

Филипп Марков

КультураРоссия

6117

16.02.2025

Видео дня. День сурка в Жупе

Кинопрокатная компания «Атмосфера кино» представила трейлер новой комедии производства 1‑2‑3‑Production «Один хороший день», снятой при поддержке Фонда кино.

Филипп Марков

КультураРоссия

9395

14.02.2025

Бабродвиж в Красноярске: викторина «Игры сквозь время», мастер-класс «Алые паруса» и спектакль «Смерть Тарелкина»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 15 по 21 февраля жители и гости города смогут посетить мастер-классы, игры и спектакли.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

8875

14.02.2025

Уикенд турецкой любви: «Оставь это ветру» против «Войны и музыки»

В минувшем уикенде лидер проката сумел удержать первое место, а среди новинок турецкая мелодрама нанесла сокрушительное поражение отечественной военной драме. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8244

13.02.2025

Бабродвиж в Томске: концерт «Истории любви на органе», программа «О чём говорят звёзды» и спектакль «Он и Она»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 14 по 20 февраля жители и гости города смогут посетить концерты, спектакли и мастер-классы. Экскурсия «День влюблённых… в науку!

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

7558

13.02.2025

Байкал — в каждый дом, культуру — потом. Пушкинская карта по-бурятски

12 февраля правительство РФ исключило программу «Пушкинская карта» из списка инициатив социально-экономического развития. Формально — из-за перераспределения приоритетов. Фактически — после серии скандалов, связанных с коррупцией и нецелевым использованием средств.

Виктор Кулагин

КультураТуризмЭкономика и бизнесБурятия Байкал

5670

13.02.2025

Видео дня. Жуткий вечер в Городе Ангелов

Независимая кинопрокатная компания Global Film представила дублированный трейлер психологического триллера Дэвида Яровески «Западня» (Locked). Этот вечер для Эдди сразу не задался: он решил угнать не ту машину. Владелец роскошного автомобиля Уильям взял закон в свои руки.

Филипп Марков

КультураРоссия

7230

12.02.2025

Бабродвиж в Улан-Удэ: урок «Морские обитатели», концерт «Музыка от сердца к сердцу» и спектакль «Мистер Икс»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 13 по 19 февраля жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и игры. Познавательно-экологический урок «Кто живёт на болоте?

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

9294

12.02.2025

Лица Сибири

Немировский Олег

Лыгденов Виталий

Шабанов Гейрат

Иванов Аполлон

Головина Екатерина

Коренев Юрий

Степанов Александр

Жуковец Антон

Ханхалаев Александр

Собканюк Екатерина