Артур Скальский

© Газета

КультураМир

6393

16.02.2011, 00:42

В Белгороде запретили ставить пьесы Гришковца и Вырыпаева

Белгородскому театру запретили ставить современных российских драматургов.

В Белгороде вслед за отменой празднования Дня всех влюбленных запретили постановки по пьесам современных российских драматургов. В День святого Валентина в театре Белгородского института культуры и искусств должны были показывать «Планету» Евгения Гришковца, однако администрация вуза, опасаясь губернаторской «полиции нравов», отменила спектакль. Нарушающими местный «закон о духовной безопасности» сочли пьесы Ивана Вырыпаева, нобелевского лауреата Дарио Фо и других известных авторов. Гришковец, узнав о случившемся, обвинил губернатора Савченко в невежественности и назвал запрет «мракобесием, дикостью, безумием».

В студенческом учебном театре «Новая сцена» Белгородского государственного института культуры и искусств (БелГИКИ) удалили из репертуара все спектакли по пьесам современных российских авторов. Произошло это 7 февраля после премьеры спектакля по пьесе «Луна и трансформер» уральского драматурга Андрея Крупина, лидера арт-группы Offart.

Премьера спектакля состоялась в пятницу, 4 февраля. Это был режиссерский дебют третьекурсника БелГИКИ Максима Юрина. Преподаватель кафедры театрального творчества Оксана Погребняк, курирующая в театре постановки современных драматургов, рассказала GZT.RU, что уже в понедельник, 7 февраля, решение о запрете постановки принял так называемый художественный совет театра во главе с проректором по творческой деятельности БелГИКИ Маргаритой Литвиновой по указанию ректора данного вуза Ирины Игнатовой.

«На худсовете нам объявили, что мы нарушили законодательство Белгородской области, а именно— „закон о духовной безопасности“. Спектакли и пьесы объявили „духовно опасными“, а всех участников постановки обвинили в пропаганде педофилии»,— рассказывает Оксана Погребняк.

В «художественный совет» входят все проректоры БелГИКИ, ряд преподавателей с разных кафедр. По словам Оксаны Погребняк, никто из членов совета на премьере не присутствовал, «постановку не видел и пьесу не читал».

«Был полный зал, пришло много молодежи, местное телевидение сделало репортаж, а после спектакля было обсуждение со зрителями. Худрук театра Валентина Дубянская сочла премьеру успешной. Она вообще всегда поддерживала современный репертуар и защищала нас на худсовете, но ее никто не слушал»,— рассказывает Оксана Погребняк.

Спектакли сняли, чтобы сохранить «свои рабочие места»

Заведующая кафедрой театрального творчества Валентина Дубянская по состоянию на 14 февраля несколько иначе трактует ситуацию.

«Я действительно поддерживала постановки по пьесам современных авторов. Но это перешло все границы. Чтобы сохранить свое рабочее место и рабочее место Оксаны я приняла решение прекратить показ этих спектаклей. Вы, наверное, уже знаете, что Евгений Степанович (Савченко,— губернатор Белгородской области.— GZT.RU) ввел в области „полицию нравов“. На 14 февраля был назначен спектакль „Планета“ Гришковца, но его мы тоже сняли. Руководство области вообще не поддерживает спектакли, где много мата и откровенных сцен»,— рассказала Валентина Дубянская.

«Губернатор Савченко не читал моих пьес»

Драматург Евгений Гришковец заявил, что не слышал о запрете спектакля по своей пьесе и сталкивается с этим впервые.

«Это мракобесие, дикость, безумие. Действия белгородских чиновников, администрации вуза опережают время. Они все, как и губернатор Савченко,— невежественные люди, которые не читали мою пьесу и пьесы других авторов. Поэтому они не знают, что в „Планете“ нет ни одного матерного слова — это пьеса о любви, а мои произведения входят в школьную программу. Впрочем, наличие мата не повод закрывать постановки, в любом случае»,— заявил Евгений Гришковец.

«Эти слова не могут звучать со сцены нашего театра»

Что касается спектакля «Луна и трансформер», то Валентина Дубянская охарактеризовала его как «несоответствующий нормам, которые приняты в институте».

«Меня сначала радовали современные тексты, которые ставили наши студенты, но потом пыл пропал. Стилистика и приемы, которые используются в этих пьесах,— аморальны. И пьеса „Луна и трансформер“ стала последней каплей. Естественно, такие слова, как „черножопый“, и такие обороты, как „вставит тебе свой чебурек“,— не могут звучать на сцене института культуры и искусства»,— объяснила политику вуза Дубянская.

Заведующая кафедрой театрального творчества также заявила, что пьесы современных российских авторов в театре больше ставиться не будут.

«Чернуха и порнуха»

14 февраля в институте снова прошло заседание «художественного совета». Проректор БелГИКИ Александр Бердник заявил, что члены совета сейчас решают «этот сложный вопрос», но заявил, что «никто ничего не запрещал».

«Мы должны рассмотреть границы экспериментаторства, которые возможны в нашем учебном заведении. Но в любом случае чернуха и порнуха не пройдут»,— декларировал GZT.RU Александр Бердник.

«Никакой пропаганды педофилии там нет»

Сам автор пьесы «Луна и трансформер» Андрей Крупин заявил, что он писал пьесу о своем детстве.

«Это текст об одиночестве, о любви. Отчасти автобиографичная вещь и никакой пропаганды педофилии там, естественно, нет»,— рассказывает Андрей Крупин.

В тексте пьесы описываются переживания девятилетнего мальчишки из небогатой семьи, уже «вкусившего прелести дворовой жизни». Испытывая страх перед насилием, «подаренный» выпусками новостей, ребенок вылавливает из памяти самые интересные воспоминания своего детства. Например, эпизод, когда он случайно оказывается запертым в гараже с взрослым мужчиной-армянином. По сути, пьеса извлекает на поверхность проблему насилия над детьми. Пьеса вошла в шорт-лист нескольких авторитетных драматургических конкурсов: «Евразии» и фестиваля «Свободный театр». Пьесу также несколько раз показывали в Екатеринбурге, в том числе на сцене Союза театральных деятелей.

«Госмонополия на театральную деятельность»

Ситуация прокомментировал критик, арт-директор Центра Мейерхольда Павел Руднев:

«Театр Оксаны Погребняк знаю давно и очень рад, что в средней полосе России существует живой театр, говорящий современным языком о современных людях. Моральные запреты в искусстве нелепы хотя бы потому, что государственная власть или церковь, пытающаяся наложить подобные вето и тем самым выставляющая вперед своё чувство неотразимого морального превосходства, могут быть сами обвинены в сколь угодно более серьезных преступлениях против общественной нравственности. В этом смысле нравственным полицейским может быть только праведник. Не нравственность защищают, а свои места— это ясно и очевидно. Ведь в зале ни один человек не возмутился, чиновники же поспешили возмутится авансом, побежали впереди паровоза. На самом деле проблема была бы решена, если бы в России не существовала госмонополия на театральную деятельность. Вся беда развития отечественного театрального дела— в фактической невозможности частного театра. Театр может выжить только тогда, когда есть что-то обеспеченное государством: площадка, дотации, статус. Если театр связан с государственными структурами, он вынужден мириться с подобными нелепыми моральными запретами. Все решилось бы тихо и мирно, если бы театр Оксаны Погребняк мог найти в городе свободный подвал или клуб, но кто может помочь здесь — неизвестно. Боюсь, что в Белгороде – никто»,— заявил Павел Руднев.

Артур Скальский

© Газета

КультураМир

6393

16.02.2011, 00:42

URL: https://babr24.net/?ADE=91714

bytes: 7358 / 7304

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Памяти ренессанса бурятского балета. «Корсар» Морихиро Иваты на развалинах БГАТОиБ

9 и 10 ноября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова произошло знаменательное событие: на сцену вернулся балет «Корсар» в постановке Морихиро Иваты.

Филипп Марков

КультураБурятия

3991

26.11.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Севильский цирюльник», мастер-класс «Стежок за стежком» и лекция «Новосибирск поэтический»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 27 ноября по 3 декабря жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

2736

26.11.2024

Нотка позитива, или Нацпроект «Культура»

Нацпроект «Культура» реализуется в Новосибирской области с 2019 года. За это время программа стала колоссальной возможностью для реализации творческого потенциала.

Адриан Орлов

КультураНовосибирск

1928

26.11.2024

Цена победы за кулисами войны. «Халхин Гол. Тангариг» в Бурятском театре драмы

Взаимопонимание между театром и зрителем нарушается, если в театре ставятся маловажные проблемы. Андрей Гончаров, «Мастерство режиссера» Бурятский драмтеатр ставит чаще всего важные проблемы. Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» ярко иллюстрирует эту тенденцию. Но нахлынувшие чувства проходят.

Виктор Кулагин

КультураИсторияБурятия Монголия

3781

26.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4793

25.11.2024

Бабродвиж в Красноярске: экскурсия «Сны Сибири», мастер-класс «Заветная шкатулка» и спектакль «Хождение по мукам»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 23 по 29 ноября жители и гости города смогут посетить игры, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

8744

22.11.2024

Деревенский уикенд. «Манюня» возглавила прокат, «Еретик» – третий

Манюня без особых хлопот отправила Ангелину Стречину с её «Любовью Советского Союза» на вторую строку чарта и единолично возглавила российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8464

22.11.2024

Афонтова гора Ивана Савенкова: итоги викторины Бабра

В прошлые выходные Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) проводил очередную викторину. Настало время подвести её итоги. В 1884 году на этой территории археологом Иваном Савенковым была открыта первая из стоянок древних людей эпохи палеолита.

Анна Роменская

КультураНаука и технологииОбществоКрасноярск

10820

22.11.2024

«Стихи о Красноярске»: торопитесь, осталось недолго

Спешим напомнить, что в нашем телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) продолжается конкурс «Стихи о Красноярске». Конкурс длится с 3 сентября, но к настоящему моменту в красноярскую редакцию прислали только два произведения.

Анна Роменская

КультураОбществоКрасноярск

4999

22.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6189

21.11.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Край одуванчиков», мастер-класс «Мелодии на ткани» и выставка «Посвящение»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 22 по 28 ноября жители и гости города смогут посетить игры, мастер-классы, спектакли и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

9045

21.11.2024

Спицын vs Астафьев. Это вам не кули ворочать, или Кто здесь гнида?

Вокруг огромное поле проходимцев, называющих себя историками.

Филипп Марков

КультураСкандалыКрасноярск Россия

12180

20.11.2024

Лица Сибири

Шестаков Андрей

Константинов Кирилл

Цыденов Баяр

Игнатенко Сергей

Вырупаева Екатерина

Оськина Вера

Калабин Геннадий

Стрельченко Мария

Преловский Владимир

Веселкова Елена