Артур Скальский

© Сохраним Тибет!

ОбществоМир

4413

01.01.2011, 13:00

Мы должны снять с буддизма ярлык "религия"

В индийской Дхарамсале, где сегодня располагается центр тибетского буддизма в изгнании, многие полагают, что 17-й Кармапа по имени Оргьен Тинлей Дордже - это будущее в том числе и тибетской политики.

Он чрезвычайно популярен у молодых тибетцев, отчасти потому что сумел ускользнуть из рук китайцев в 1999 году, но так же и по причине своей редкой харизмы. Большую часть своего времени Кармапа проводит на охраняемом верхнем этаже монастыря Гьюто, неподалеку от Дхарамсалы, под охраной полиции и офицеров спецслужб, которые неусыпно следят за его занятиями. Он загружает себя учебой, становясь все более осведомленным в вопросах охраны окружающей среды.

Индийское правительство, буквально с самого прибытия Кармапы в Дхарамсалу, всеми силами старалось не раздражать китайцев, а потому лишало его беспрепятственной свободы перемещений, хотя и разрешило посетить США в 2008-м. Почитаемый как один их трех основных духовных лидеров тибетского буддизма, Кармапа бежал из Тибета, вызвав гнев китайцев, полагавших, что сумеют вырастить из него послушного представителя тибетской религии.

В прошлом году он основал группу по защите окружающей среды «Кхорьюг» (что в переводе с тибетского означает «окружающая среда»), сеть тибетских буддийских мужских и женских монастырей, взявших на себя совместное обязательство содействовать защите природной среды гималайского региона. Входящие в состав организации кагьюпинские буддийские монастыри проводят природоохранные проекты под его руководством в Индии, Непале и Бутане.

Инициатива 25-летнего тибетского монаха, получившая название «эко-буддизм» и осуществляемая под девизом «Чистое устремление, деяния Бодхисаттвы и будущее с безопасным климатом», рассматриваются как буддийский ответ на глобальное потепление. Тибет, третье по запасам хранилище льда на Земле, называют «третьим полюсом». Оказавшиеся под угрозой ледники гималайского региона - источник питьевой воды на большей части Азии. Кармапа призывает своих последователей прилагать усилия для возрождения экологической сознательности тибетского народа.

«Чтобы спасти Гималаи и Тибет от таких угроз, как обезлесивание, изменение климата и загрязнение природной среды, нам нужно преисполниться мужества и всеми силами верить в то, что наше предприятие будет успешным, - говорит он. - Иного и помыслить нельзя».

В конце июля мы встретились с Кармапой в его временной резиденции в Дхарамсале, чтобы побеседовать о его жизни, занятиях, недавно введенных ограничениях на его зарубежные поездк, а также об их необходимости. Мы приводим фрагменты этого интервью.

- Ваше углубленное изучение природоохранной деятельности, психологии и иностранных языков вызывает большой интерес. Это ограничения, наложенные на ваши зарубежные поездки, заставляют вас направлять свою энергию на освоение таких предметов? Как они связаны с буддизмом?

Вообще-то, многие люди говорят на разных языках, и их изучение необходимо для того, чтобы преодолеть языковой барьер и добиться ясности в общении со всеми теми людьми, что сюда приезжают. Печально, когда в общении с людьми, которые прибыли к нам издалека, остается недопонимание.

Поэтому я прилагаю все усилия, чтобы суметь поддержать хотя бы формальную беседу. Изучение современной психологии и тибетского буддизма, - когда древнее идет рука об руку с современным, - помогает мне углубить и прояснить свои познания. Что же до природоохранной деятельности, то окружающая среда относится к числу важных вопросов, а потому знания в этой области необходимы. Я занимаюсь всем этим добровольно, стремясь выполнять свои личные и общественные обязанности как лидера сообщества. Это отнюдь не какая-то новая тема, которой я посвятил себя из-за зарубежных поездок.

- Вы возглавляете группу по охране окружающей среды. А что эта группа сделала - каковы достижения?

Эта группа занимается базовыми вопросами, такими как повышение осведомленности об окружающей среде; обсуждение этих тем; разработка и обширное применение средств и методов защиты окружающей среды; утилизация отходов, очистка окружающей среды, использование солнечной энергии для энергосбережения и посадка деревьев. Говоря в целом, мы сумели вывести осведомленность тибетского сообщества в вопросах экологического характера на новый уровень. Пока мы занимались только базовыми вопросами, мы еще не достигли высоких стандартов в деле охраны окружающей среды.

- Попытаетесь помочь Тибету и Китаю решить проблемы загрязнения среды?

Я считаю важным призвать - и надеюсь, что нас услышат - к рассмотрению таких экологических вопросов, как изменение природных русел рек, нарушение речных экосистем, недостаток воды и наводнения во множестве мест, вызванных сооружением гидроэлектростанций на реках Тибета. Два государства, Индия и Китай, самые густонаселенные в мире, сталкиваются с проблемой нехватки воды и наводнений. Это превращается в большую проблему.

Совершенно неуместно относить вопросы, от которых зависит само существование человечества, к политическим. Экологические вопросы не должны приобретать статус политических, я призываю всех ради блага человечества рассматривать их со всей искренностью и ответственностью.

- Недавно вам отказали в разрешении для поездки на Запад, куда вы должны были отправиться по приглашению ваших дхарма-центров и последователей, которые просили вас дать учения. Расскажите, как это отразилось на вас и что бы вы хотели передать тем преданным вам людям, которые испытали разочарование из-за ограничений, наложенных политиками на ваши перемещения?

Если говорить о недавних планах, то я должен был посетить Европу, а затем Соединенные Штаты. Этой поездки некоторые люди ждут уже 20 лет. И когда она была отменена, это разбило им сердце. Поэтому я прямо и косвенно пытался их утешить; духовными средствами я пытался вернуть их уму покой и стабильность. Я сказал им, что надеюсь на то, что этот визит произойдет в самом ближайшем будущем. Похоже, они по-прежнему возлагают на это огромные надежды.

- Вам назвали какую-то конкретную причину, почему эти поездки были отменены? Если нет, испытываете ли вы чувство безысходности от того, что большинство ваших поездок, тщательно подготовленных вашими последователями, отменяются в последнюю минуту без каких-либо объяснений со стороны индийского правительства?

Думаю, вам стоит задать этот вопрос правительственным чиновникам и другим представителям власти. Может быть, это произошло от того, что на европейский тур запрашивался слишком долгий срок - целый месяц. Возможно, причина в этом. Но это вторичная причина, а если хотите знать основную, то лучше спросите их.

- Все из-за давления со стороны Пекина?

Не знаю. Нам лишь сказали, что это невозможно. О подробностях вам следует справиться у соответствующих правительственных чиновников.

- Когда в апреле ваш европейский тур отменили, ваши ученики в Америке начали собирать подписи, чтобы привлечь внимание к сложившемуся положению дел. Как вы отнеслись к тому, что ваши ученики взяли на себя активную роль в попытке обратить внимание общественности на то, что происходит с вами?

Насколько я это понимаю, в отличие от нас, людей восточных, у западных людeй сильная воля, большие надежды и ожидания. Это заставляет их предпринимать подобные действия. Что касается фактической информации, связанной с отменой этих поездок, то мы официально опубликовали документы с соответствующими разъяснениями. Без четкого понимания сложившейся ситуации и разъяснения причин, многие на Западе стали бить тревогу, видя, что мне запретили совершить эти поездки.

- Можете объяснить, почему вам так важно путешествовать и рассказывать о буддизме и исследованиях в области окружающей среды [буддийским] центрам за пределами Индии и Тибета?

Из всех тибетских буддийских наставников 16-й Кармапа, пожалуй, был первым тибетским учителем старшего поколения, который посещал западные страны и основывал там буддийские центры. Он был первым, кто основал дхарма-центры для распространения учений Ваджраяны в странах Запада. Поскольку 16-й Кармапа неоднократно посещал западные страны для распространения учений, то я чувствую за собой ответственность следовать этому пути и, поскольку дхарма-центров теперь гораздо больше, чем прежде, то повышается и необходимость совершения таких визитов.

К тому же, меня приглашают не только буддийские центры, я получаю приглашения и от университетов; от общественных организаций, работающих в области тибетской культуры и религии; от групп, продвигающих диалог между представителями разных религий, а также от организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды. Поскольку меня считают лидером сообщества, я намереваюсь использовать эти приглашения как платформу для выражения своих взглядов и напоминания людям о важности таких вопросов, как охрана окружающей среды.

В Тибете в давние времена у нас не было необходимых условий для путешествий в отдаленные места, такие как Запад, но у линии Кармап с ее долгой историей, насчитывающей 900 лет, было правило осуществлять свои деяния в разных местах Тибета. Не оставаться в монастыре, но находиться в постоянном движении, живя в палатках.

Такой образ жизни и осуществления деяний - уникальная характеристика последовательных воплощений Кармап. Не оставаться на одном месте, но находиться в движении и общаться со своими учениками лицом к лицу - это стало правилом, которому следовали Кармапы.

- Будете ли вы играть какую-то роль в обнаружении подлинного воплощения Далай-ламы, его истинного преемника?

По традиции Далай-ламы и Панчен-ламы выбирают последующие воплощения друг друга. Если Далай-лама уходит из жизни, пока Панчен Ринпоче еще жив, то последний определяет новое воплощение Далай-ламы. А если Панчен Ринпоче уходит, когда еще жив Далай-лама, то Далай-лама выбирает новое воплощение ушедшего Панчена Ринпоче. Так работает процесс обнаружения новых перерождений.

- А что бы высказали о растущем влиянии избранного Китаем Панчен-ламы, Гьялцена Норбу?

Я встречался с ним много раз, когда он был еще очень молод. И видел несколько видеозаписей с ним, уже в пору его зрелости. Он спокойный и смиренный. Недавно я читал в одной газете, что нынешний Далай-лама связывает с ним определенные надежды. Для нас он - человек, родившийся тибетцем и получивший титул Панчена Ринпоче от китайского правительства, и я надеюсь, что он воспользуется предоставленными ему преимуществами для того, чтобы изменить положение дел внутри Тибета.

- Как вам кажется, в каком направлении будет развиваться Дхарма в 21-м столетии? О духовных учениях и священных текстах порой говорят как «о живом слове». Отмечаете ли вы рост и развитие буддийских учений?

C моей точки зрения, в 21-м веке покой ума превращается в вещь первой необходимости, его ищут еще больше, чем прежде. Мне кажется, в этом столетии каждый стремится к покою в душе гораздо сильнее, чем раньше; и этот поиск не привязан к различным религиозным верованиям.

Являясь глубоким и обширным в своих практиках, связанных с умом, буддизм обладает всеми возможностями привести человека к счастью на уровне ментальном. Однако, поскольку буддизм - это религия, то для некоторых людей сложновато воспользоваться благами, предоставляемыми буддизмом.

С одной стороны, можно искренне следовать буддизму, являясь истинным верующим, а с другой - в 21-м веке, на мой взгляд, важно внести изменения в буддизм и придать ему статус общественного образования, снять с него ярлык «религия», чтобы и не-буддисты смогли изучать буддийские учения о достижении внутреннего покоя и взращивании сострадания.

Я думаю, важно не налагать ограничений, отсекающих тех, кто не исповедует буддизм. Например, в древние времена йога относилась исключительно к религиозной сфере и держалась в тайне. Практиковать ее могли не все. Но сегодня она открыта и доступна как метод, способствующий физическому здоровью. Некоторые из навыков, которыми обладаем мы, буддисты, например методы достижения внутреннего умиротворения и воспитания любви и сострадания, могут быть использованы в общем образовании.

- Далай-лама живет в изгнании уже больше 50 лет, и наши надежд на то, что он вернется в Тибет, становятся все более призрачными. А у вас есть надежда на то, что вашей жизни в изгнании однажды придет конец?

Как постоянно говорит Его Святейшество Далай-лама, - и я в это верю, - правда восторжествует. Мы, тибетцы, надеемся на то, что Его Святейшество вернется в Тибет, и в стране наступит мир и счастье. Если же Его Святейшество не успеет вернуться в Тибет, но мы все же обретем какую-то степень независимости, то этот день станет для нас днем и радости, и грусти. Ведь исполнится только часть наших чаяний.

Я очень надеюсь на то, что Его Святейшество вернется в Тибет, а поскольку я молод, то верю и в то, что и сам я смогу вернуться в Тибет. Даже если мне придется ждать еще 50 лет, я подожду.

- Какой совет вы могли бы дать тем молодым буддистам, которые обеспокоены [пагубным] воздействием недавних природных катастроф?

Дистанция между людьми и окружающей средой становится все шире и шире, а мы, в свою очередь, приносим все больше и больше вреда окружающей среде, беспорядочно используя ее ресурсы. Вообще-то, до того как использовать природные ресурсы, следует подумать. Очень важно думать о последствиях огульного разрушения природной среды. Недостаток осознанности влечет за собой множество проблем.

Поэтому очень важно отдавать себе отчет в том, чем мы пользуемся и откуда берутся эти ресурсы. Например, сладкозвучный щебет птиц и густые зеленые леса - это красота, сотворенная не нами. Это красота, созданная природой.

Мы же вырубаем леса, убиваем животных и тем самым лишаем самих себя всей этой природной красоты. Мы словно собственными руками уничтожаем те прекрасные звуки, запахи и вкусы, которыми наслаждаемся. Вот почему очень важно сохранять осознанность.

Саранш Сегал (Asia Sentinel)

Фото с сайта www.kagyumonlam.org

Артур Скальский

© Сохраним Тибет!

ОбществоМир

4413

01.01.2011, 13:00

URL: https://babr24.net/?ADE=90757

bytes: 14043 / 13774

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Общество"

Инсайд. Новосибирский миграционный отток населения

Новость о том, что впервые с 2005 года в Новосибирске зафиксировали миграционный отток населения, поразила многих. Все уже привыкли к тому, что население мегаполиса обязательно увеличивается, а о том, что происходит это в основном за счет миграции, предпочитали молчать.

Ярослава Грин

ОбществоНовосибирск

1340

22.11.2024

Блогнот. Как решают проблемы коренных малочисленных народов Севера?

Новости, связанные с жизнью коренных малочисленных народов Севера (КМНС), редко попадают в краевую информационную повестку.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск

2930

21.11.2024

Транспортное развитие столицы Монголии: в числе проектов канатная дорога

Улан-Батор сталкивается с серьезными инфраструктурными проблемами, ключевой из которых является транспортная перегруженность. Ежедневные пробки, нехватка общественного транспорта и сложности с развитием дорожной сети значительно снижают качество жизни горожан.

Эрнест Баатырев

ОбществоТранспортЭкологияМонголия

7199

21.11.2024

«Морской флот хана Хубилая»: богатая история на одной монете

Выпуск памятной монеты «Морской флот хана Хубилая», посвященной 750-летию первого монгольского вторжения на японские острова, стал значимым событием в монголо-японских отношениях.

Эрнест Баатырев

ОбществоИсторияМонголия

924

20.11.2024

Инсайд. Чёрный вторник. Томский обзор

Губернатор Владимир Мазур будет держать ответ перед избирателями. Правда, в заранее проработанной форме, с конкретным сценарием и подготовленными вопросами, которые прошли многоступенчатую модерацию – в четверг, 21 ноября, состоится «прямая линия».

Ярослава Грин

ОбществоПолитикаТомск

4594

19.11.2024

Инсайд. «Чайлдфри» больше не будет

Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий «пропаганду чайлдфри». За документ единогласно проголосовали все 403 депутата.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

3636

19.11.2024

Международная экология: мотоциклы для Бутана от Монголии

Монголия в последние годы активно развивает экологические инициативы, которые выходят за пределы ее границ. Одним из ярких примеров стала программа Rally for Rangers, организованная Монгольским экологическим центром (МЭЦ).

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия

3017

19.11.2024

Телеграм Томска за неделю: уход Руппеля, лишение Ярмоша мандата и поездка Мазура в Узбекистан

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 11 по 17 ноября 2024 года включительно. Уход Руппеля Николай Руппель покинул пост заместителя губернатора Томской области по строительству и архитектуре.

Андрей Игнатьев

ОбществоПолитикаТомск

9659

18.11.2024

Телеграм Красноярска за неделю. Гвардейцы кардинала и скандальное высказывание «историка» Спицына

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 17 ноября включительно. Гвардейцы кардинала и Д’Артаньян Часовитин На прошлой неделе местные телеграм-каналы искали в красноярской власти Д’Артаньяна.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

3937

18.11.2024

Монголия в рейтинге миролюбия: от исторической воинственности к современному миру

Монголия, занявшая 45-е место в Глобальном индексе миролюбия, демонстрирует баланс между историческим наследием и современными приоритетами.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаМонголия

6766

18.11.2024

Инсайд. Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве

Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве. Как известно, проверками можно закрыть любое учреждение. Именно так и был закрыт музей ГУЛАГ — под благовидным предлогом несоблюдения каких-то нормативов числа тараканов на квадратный метр.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

5776

15.11.2024

Инсайд. Хилокский фактор

Одной из своеобразных визитных карточек Новосибирска долгие годы была знаменитая барахолка, но теперь эта роль похоже перешла к Хилокскому рынку, или к Хилку, как его назвают горожане. Хилокский рынок один из самых крупных плодовоовощных рынков во всей Западной Сибири.

Ярослава Грин

ОбществоЭкономика и бизнесНовосибирск

5685

15.11.2024

Лица Сибири

Астахов Михаил

Погудин Дмитрий

Макаров Алексей

Хоменко Валерий

Мащицкий Виталий

Красовский Григорий

Бураев Федор

Кузнецов Сергей

Хамаза Николай

Войличенко Сергей