Волхвование в строю
Российские неоязычники-радикалы верят, что только "дохристианская арийская идеология способна сплотить белую расу во имя национальных революций во всех индоевропейских странах".
Русские неоязычники объявляют себя приверженцами дохристианской славянской, «русской» или «славяно-арийской» веры. Они убеждены в том, что только национальные боги могут принести удачу и счастье. «Настоящий национализм невозможен без своей национальной религии, без связи со своими родными Русскими Богами», – пишет «академик Арийско-русско-славянской академии» Владимир Истархов.
На беду, сведений о дохристианской религии славян сохранилось немного. Приходится черпать информацию из исландских саг и индийской ведической литературы, изучать руническую магию и литовские заговоры. Мало соответствует мечте о самобытности? Ничуть: неоязычники используют наследие индоевропейских народов, уверяя и себя, и других в том, что все они происходят из единого корня, что их отдаленные предки поклонялись одним богам и обладали общими священными знаниями. Мало того, по мнению русских неоязычников, лишь славяне – прямые потомки «первонарода», а все остальные – боковые ветви, а значит, «младшие братья».
Арийский миф рисует исход древнейших предков с некоего затонувшего острова Арктиды, после которого они якобы и расселились по всей Евразии. «Арии – древнейшее имя русских», – заявляет один из адептов. И, к изумлению археологов, энтузиасты, не жалея сил, ищут следы «предков-гипербореев» на Кольском полуострове (там в 1997–1998 гг. работала экспедиция под руководством московского философа Валерия Демина), а то и на Таймыре. Они придумывают дохристианские гиперборейские, русо-арийские или славянские цивилизации, доказывая, что именно от них современный мир получил все свои знания.
Главным источником этих откровений служит поддельная «Влесова книга» , сфабрикованная эмигрантами к началу 1950-х гг. В ней говорится о далеких передвижениях скотоводов под водительством «первопредка Оря», о необходимости крепить единство, что по своему пафосу подозрительно напоминает «Слово о полку Игореве». Подозрения усиливаются, когда «дохристианская летопись» объявляет: «Нет ни гуннов, ни эллинов».
Впрочем, неоязычники яростно отвергают намеки на возможные заимствования из христианских источников. Восходящее к иудаизму, христианство вызывает у них резкое неприятие: ведь оно посягнуло на мудрость предков, подорвав живительную силу местной духовности. Радикальному крылу неоязычников не чужды политические интересы, и тогда псевдоязыческая идеология становится инструментом борьбы. «Нравственно и оправданно то, что на благо нашему Богу и нам – русским, славянам, арийцам» , – заявляет один из руководителей Русской национальной социалистической партии Александр Елисеев. Общечеловеческие гуманистические ценности отметаются. Идеологи радикального русского национализма стремятся воздействовать на массы с помощью героических образов. Но эти образы они ищут не в русской истории, а в ницшеанской идее сверхчеловека, нещадно эксплуатировавшейся когда-то нацистами. Говорят о «героическом стиле», которому должна следовать новая русская национально ориентированная элита.
В устах радикалов арийская идея окрашивается в расистские тона. Они заявляют: «Арийцы являются авангардом человечества (в первую очередь, конечно, белого человечества)». Свастика объявлена исконным славянским арийским символом. В своих «молитвах» радикалы просят «гнать черных с Русской земли» и все беды объясняют «этнической экспансией афро-азиатского юга», вызывающей «размывание арийского массива». Отсюда призывы поставить предел смешанным бракам. «Необходимо решительно как путем убеждения, так и принудительным путем не допускать размножения гибридов», – пишут идеологи питерского «историко-культурного просветительского общества» «Союз венедов».
Выдвинув лозунг «От национализма к расизму», неоязычники призывают к «пробуждению расового чувства» и сплочению «белой расы». Основатель «Союза венедов» философ Виктор Безверхий (бывший преподаватель военного училища, уволенный в конце 80-х за попытку создания среди курсантов военизированной профашистской организации) даже привлекался в январе 1995 г. к суду за публикацию двух статей в журнале венедов «Волхв», где делил человечество на две категории: «белые люди» и «темно-белые ублюдки – жиды, цыгане». Впрочем, был оправдан.
Наднациональность христианства, «расколовшего арийский мир духовно», – еще одна причина, по которой некоторые неоязычники-экстремисты решительно его отвергают (другие, правда, считают, что православие хранит ведические ценности и является высшей ступенью развития язычества). Они верят, что только «дохристианская арийская идеология» способна сплотить «арийцев» во имя «национальных революций во всех индоевропейских странах».
Виктор Шнирельман