Любовь Сухаревская

© Байкальские Вести

КультураМир

5977

10.10.2007, 14:32

Расскажет новая выставка Александра Самарина

В галерее «Палитра» работает выставка нашего земляка, известного живописца Александра Самарина, открывшаяся несколькими днями раньше. Экспозиция - радостная, красочная, тепло светящаяся всеми цветами спектра - обступает вас, едва вы подниметесь по деревянной лестнице в выставочный зал галереи.

Тихо играет музыка, мягко льется свет на полотна, переходят от одной работы к другой гости.

В вечер вернисажа хозяйка галереи Лина Ермонтович говорила:

- Мы открываем выставку нашего любимого художника… Для меня это прежде всего - красота. Когда мы еще только развешивали картины, я поймала себя на том, что все это время я пела Гребенщикова «Под небом голубым». Для меня Сашины картины - как тот «город золотой». Хотя на самом деле здесь все, возможно, гораздо серьезнее - это жизнь, с ее грустью и печалью, с минором и мажором. Но есть и тихая радость в каждой работе. Я каждый раз удивляюсь и восхищаюсь, спрашиваю Сашу: откуда, как это приходит? А он пожимает плечами: я просто работаю.

…Александр Самарин - художник, не обойденный вниманием: его работы включают и в групповые выставки в области и на выезде, и персонально он выставляется, и в масштабных проектах участвует.

На этот раз его выставку можно назвать достаточно камерной - такие у него тоже бывали. Хотя эта камерность вовсе не предполагает легкомысленности в отборе работ или в формировании экспозиции.

Глядя на плоды трудов этого художника, невольно думаешь: как удалось ему сохранить незамутненную детскость восприятия? Эту трогательную наивность, эту манеру, схожую с рисунком ребенка? Иногда эта детская стилистика наводит на мысль о предназначении работ для детской аудитории, для какого-то дошкольного издания, и это не лишено оснований - Александр Самарин несколько лет сотрудничал с журналом «Сибирячок». Но работы художника отнюдь не являются только иллюстрациями на журнальных страницах, напротив - при всей их кажущейся простоте они самодостаточны и полны глубокого, часто - философского смысла.

Начать небольшой обзор хочется с новой серии работ (тетраптиха), выполненных в несколько иной для Самарина манере. Они тоже сказочны и тоже метафоричны, объединены общей идеей и родственностью персонажей, но отличаются от прежних некоторой монохромностью и, если можно так сказать, символичностью. Вся серия посвящена «покорителям»: здесь есть мотылек - «Покоритель всепожирающего огня», улитка - «Покоритель неимоверных расстояний», рыбка - «Покоритель несусветных глубин» и птичка - «Покоритель запредельных высот».

Глубины, высоты, расстояния, огонь - все это категории, не очень сопоставимые со скромными возможностями наших мотыльков и улиток. Если принять мягкую иронию автора, тогда надо спроецировать ее на себя, на наши извечные человеческие амбиции. Мы тоже мним себя покорителями - покоряем то тайгу, то океан, то Арктику, то Антарктику… На самом деле мы были и есть часть природы, до определенной степени разумные, абсолютно подвластные ее законам и нередко бессильные перед разгулом ее стихий.

И все же… Маленькой птичке удается покрывать огромные расстояния, а рыбке - глубины. «Маленькому» человеку порой тоже удается делать грандиозные открытия, устраивать всепланетные трагедии, осуществлять полеты в космос, передавать мысли на расстояние… Все - относительно. Так что, может быть, не случайно лицо каждого «покорителя» у Самарина обрамлено царской короной?

Метафорична и его большая, густо населенная персонажами работа «Самый вечный спектакль». Здесь - два начала… Месяц и Солнце, день и ночь, мужчина и женщина. Они окружены многочисленными атрибутами бытия, и каждый исполняет изначально отведенную ему роль в цепи продолжающейся жизни. Работа декоративна, и в то же время смысловое ее звучание полифонично и сложно.

Нельзя не улыбнуться при виде полотна под названием «Адам и Ева»: Ева смотрит на Адама, Адам витает в облаках, запрокинувшись лицом в небо… Сюжет - из времен еще до грехопадения: меж ними змей, в руке Евы яблоко. Но что интересно - соотношение устремлений и в дальнейшем не изменится! Женщина (по предназначению своему) будет смотреть на мужчину, а мужчина… Куда только он не смотрит! Образно говоря - да, в небо. В реальной же действительности небо могут с успехом заменить работа, футбол, друзья, пиво… Продолжать дальше не имеет смысла, поскольку мужчины знают свои векторы лучше меня, женщины.

Любопытна картина «Три птицы счастья». Герои ее - три человека, и каждый, конечно же, понимает счастье по-своему. У одного это - птица в руках, у другого - рыба, а у третьего - гнездышко с яичком. Кто-то вылупится из яичка, какой птенец оперится и выпорхнет? Это как в ситуации с младенцем, когда не знаешь, кто из него вырастет. Добрый или злой человек, нежное, благодарное дитя или его противоположность. Да и вообще - родная это кровь или кукушонок-подкидыш? И порой уже кажется, что лучше не вдаваться в такие подробности, чтобы не искушать судьбу…

И еще работа, которую я для себя назвала «Песочные часы». По жанру это портрет, хотя изображение не носит каких-то индивидуальных черт. Портрет ребенка, который держит в руках маленькие песочные часы, но и сами очертания юного человека в точности повторяют контуры песочных часов. Лицо его играет теплыми (песочных тонов) красками жизни - весь «песок» еще в верхней части часов, а значит, все у него впереди, времени в запасе - немерено. Во всяком случае, так обычно кажется… Осознание конечности бытия, драматизм от быстротечности времени, ностальгия по безвозвратно ушедшему, растерянность, смятение - все это придет потом, потом, когда время, как песок, как вода сквозь пальцы, утечет куда-то.

Кстати, песочные часы куда безжалостнее любого другого часового механизма скажут вам, что ваше время истекло… Пусть это наступит не скоро!

Однако все это - скорее в подтексте работы. И невольно думаешь, как тонко, точно и деликатно передал художник взаимоотношения человека с собственным возрастом, а в итоге - со временем как с философской категорией. То есть если ребенок еще может играючи перевернуть часы, те, что в руках, - то само время, как это ни печально, обратного хода не имеет.

Но может быть, вам художник даст другие поводы для размышлений - менее грустные, более оптимистичные? Вы можете проверить свое восприятие, прочтя главное для себя в другом - скажем, в его «Жалельщице бездомных котов», где бездомный кот, существо с человеческим лицом, напомнит вам о том, что не каждый гомо сапиенс обладает этим качеством - человечностью… Но что-то опять - грустно. Нет, это просто ученый кот попался!..

Любовь Сухаревская

© Байкальские Вести

КультураМир

5977

10.10.2007, 14:32

URL: https://babr24.net/?ADE=40376

bytes: 6487 / 6487

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Культура"

Памяти ренессанса бурятского балета. «Корсар» Морихиро Иваты на развалинах БГАТОиБ

9 и 10 ноября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова произошло знаменательное событие: на сцену вернулся балет «Корсар» в постановке Морихиро Иваты.

Филипп Марков

КультураБурятия

3791

26.11.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Севильский цирюльник», мастер-класс «Стежок за стежком» и лекция «Новосибирск поэтический»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 27 ноября по 3 декабря жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

2654

26.11.2024

Нотка позитива, или Нацпроект «Культура»

Нацпроект «Культура» реализуется в Новосибирской области с 2019 года. За это время программа стала колоссальной возможностью для реализации творческого потенциала.

Адриан Орлов

КультураНовосибирск

1834

26.11.2024

Цена победы за кулисами войны. «Халхин Гол. Тангариг» в Бурятском театре драмы

Взаимопонимание между театром и зрителем нарушается, если в театре ставятся маловажные проблемы. Андрей Гончаров, «Мастерство режиссера» Бурятский драмтеатр ставит чаще всего важные проблемы. Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» ярко иллюстрирует эту тенденцию. Но нахлынувшие чувства проходят.

Виктор Кулагин

КультураИсторияБурятия Монголия

3741

26.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4754

25.11.2024

Бабродвиж в Красноярске: экскурсия «Сны Сибири», мастер-класс «Заветная шкатулка» и спектакль «Хождение по мукам»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 23 по 29 ноября жители и гости города смогут посетить игры, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

8723

22.11.2024

Деревенский уикенд. «Манюня» возглавила прокат, «Еретик» – третий

Манюня без особых хлопот отправила Ангелину Стречину с её «Любовью Советского Союза» на вторую строку чарта и единолично возглавила российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8447

22.11.2024

Афонтова гора Ивана Савенкова: итоги викторины Бабра

В прошлые выходные Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) проводил очередную викторину. Настало время подвести её итоги. В 1884 году на этой территории археологом Иваном Савенковым была открыта первая из стоянок древних людей эпохи палеолита.

Анна Роменская

КультураНаука и технологииОбществоКрасноярск

10793

22.11.2024

«Стихи о Красноярске»: торопитесь, осталось недолго

Спешим напомнить, что в нашем телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) продолжается конкурс «Стихи о Красноярске». Конкурс длится с 3 сентября, но к настоящему моменту в красноярскую редакцию прислали только два произведения.

Анна Роменская

КультураОбществоКрасноярск

4974

22.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6184

21.11.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Край одуванчиков», мастер-класс «Мелодии на ткани» и выставка «Посвящение»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 22 по 28 ноября жители и гости города смогут посетить игры, мастер-классы, спектакли и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

9025

21.11.2024

Спицын vs Астафьев. Это вам не кули ворочать, или Кто здесь гнида?

Вокруг огромное поле проходимцев, называющих себя историками.

Филипп Марков

КультураСкандалыКрасноярск Россия

12137

20.11.2024

Лица Сибири

Елизарьев Алексей

Ганчуков Евгений

Батоев Биликто (Биликто-лама)

Сек Владимир

Красноштанов Александр

Оль Егор

Шахназаров Виталий

Бобков Игорь

Голенецкая Елена

Скворцов Вадим