Беседовала Наталья Малахова

© Новая газета

КультураМир

3580

14.05.2007, 17:00

Сфинкс гуляет сам по себе

Ольга Арефьева: «Попса — лучший способ держать нас в стаде».

Ольга Арефьева — сирена. Умеет околдовать слушателей. Грудной властный голос, то снижающийся почти до басов, то поднимающийся до самых верхних нот. Волосы ручьями по плечам. Платье «в пол». Ольга — музыкант, писатель, актер. Ее группа «Ковчег» трансформируется от концерта к концерту в «Акустик-Ковчег», «Блюз-Ковчег», «Регги-Ковчег», «Рояль-Ковчег» и «Шансон-Ковчег».

Арефьева Ольга — член Союза писателей и создатель перформанс-группы KALIMBA.

А очень усталая Арефьева похожа на сфинкса.

Эскалаторы шли
в ритме танго Дали,
Бесконечным фанданго
текли нули,
Инвалиды вдали брели,
сняв костыли,
Короли Манго-Манго
несли бутыли…

— Вы на сцене абстрагируетесь от реальности? Или, может, хотите защитить от нее слушателей?

— От музыканта требуется не проповедь, а исповедь. Люди находят в ней созвучное себе.

А злободневные и политические вещи меня совершенно не интересуют. Это некий ментальный мусор, который непрерывно пережевывается обществом. Он существует для того, чтобы люди не задумывались о вечном: такой нестареющий маневр. Конечно, нужно знать, в каком мире, в каком государстве ты живешь, как-то ориентироваться. Но если будешь концентрироваться только на этом, не дойдешь никуда.

Каждый день будет новая горячая десятка политических новостей, музыкальных хитов и скандалов из жизни звезд. Можно всю жизнь, как бычок на веревочке, ходить вокруг телевизора и не уйти вперед ни на шаг.

— А как же рок 80-х, который кричал именно о политичном и актуальном?

— Та музыка была совершенно своевременна. В тот момент так выражались энергии. Их долго зажимали, а когда открыли кран, произошел творческий взрыв. Людям было что сказать, потому что они накопили очень многое в подполье. Это пересекалось с политическими реалиями того времени. Но что из этого осталось вечного, что пережило сиюминутную актуальность? У меня, например, тот период ассоциируется с песней в исполнении Жанны Агузаровой «Верю я». Это духовный гимн в чистом виде. И в нем нет ничего про перестройку и про гласность…

— Многие пытаются найти в музыке духовность. Вот только предлагают им совсем другое…

— Сейчас у нас время расцвета тренингов и различных объединений по интересам. Финансово состоявшиеся люди готовы платить большие деньги за то, чтобы с ними фактически позанимались детским садом: потанцевали, полепили, попели, погуляли, полазали по горам, просто поговорили «о духовности».

Все это вынеслось в некую сферу платных услуг. С одной стороны, это граничит с психотерапией, с другой — пересекается с искусством. Кто-то может пойти дальше, а кто-то останется на досуговом уровне.

К сожалению, сейчас время пассивной агрессии. Торможение непрерывно захватывает и пожирает весь мир. Банальный пример: вчера здесь был детский центр, сегодня уже бар. И так везде. Но люди все равно занимаются искусством…

Кто здесь есть богатый — ответь,
Как серебро превращают в медь,
Как выворачивает нутро по дороге в рай,
Как добро превращают в плеть…

— А что сейчас с официальным искусством, на ваш взгляд, происходит?

— На него смотрят прагматично. Чтобы народ не бунтовал, ему надо дать хлеба и зрелищ. Мероприятия типа Дня города, больших попсовых концертов и телепередач культивируются, потому что они помогают поддерживать массы в состоянии жвачности. Это признак всех времен и всех государств. Государство –зверь, у которого есть свои примитивные, но очень жесткие потребности: не дать себя порвать другим зверям и самому не развалиться на части.

— «Ковчег» ведь был участником таких акций?

— Был. Зрители на таких концертах, как правило, искусственно нагнанные. Они ковыряют в зубах, входят и выходят. Когда человек пришел по билету, месяц мечтал о нем, может быть, потратил на него последние деньги, он слушает совершенно иначе. До него все доходит. На государственных сборных солянках хорошо встречают, провожают, селят и кормят. А когда выходишь на сцену — понимаешь, что это никому не нужно, организаторам в том числе.

— Ваш театр «Калимба» — во многом экспериментальная площадка…

— Рок-музыка для меня — уже «уходящий интерес». На смену ему пришел интерес к визуальности, к телу, к танцу. Это не только театр. Это изучение человеческой природы на уровне физики, психики и духа.

Жанр, в котором мы работаем, можно условно назвать визуальным театром, или физическим театром. Это синтез множества искусств. Я уже несколько лет веду тренинг «Человеческая комедия». Наблюдаю за людьми и пытаюсь их чему-то научить. Процесс взаимен: меня тоже многому учат.

Мы занимаемся не только телом и движением, но и речью, пением, перформансом, ритмом, вниманием, пространством, временем. Выполняем большую черновую работу в небольшой замкнутой группе, а лучшие результаты осторожно выносим на публику. Это и есть театр KALIMBA. Мы работаем с телом, воспринимая его не как кусок мяса, а как вместилище духа.

Наши учителя — театр Антона Адасинского «Дерево».

Это не рок!
Потерянный рай
и ненайденный Бог,
Это не рок —
Ты открыл рот,
но в горле песок.
Это не рок!

— Ваше противостояние с «Нашим радио» недавно всколыхнуло весь интернет.

— «Наше радио» позиционирует себя как некий рок-манифест, но, оказывается, оно все делает ради денег. Скажите откровенно: «Мы радио попс-пупс» — и к вам не будет претензий.

Но слушателям говорят одно, а музыканты знают совсем другое. Я имела нахальство вынести сор из избы в своем «ЖЖ». Началась буря. Оказывается, проблема-то наболела!

…Народ просто не может узнать о настоящей музыке, а он должен откуда-то узнавать о ней.

— Насколько активно развивается альтернативная музыка вне рамок радио- и телеформата?

— Очень активно. Но уровень порыва часто детсадовский. Идет период изобретения велосипеда.

Сергей Летов был недавно членом жюри на конкурсе студенческих рок-групп, прослушал их несколько десятков. Он рассказал мне: «Инструменты стали лучше. Но мы играли музыку, а сейчас ребята упакованные, а музыки нет. Неинтересно». Очень это грустно. И это не только вопрос остановки развития, но и вопрос воспитания. Нынешние элиты разбираются в том, как занять пост и сделать карьеру, как устранить конкурентов и захватить власть. Они не читают книг, не слушают музыку и не смотрят спектакли, им не до того.

— Но и многие музыканты променяли разговор со слушателем на деньги…

— Для таких есть одна действенная духовная дубинка: человек, который променял свой дар, становится несчастным. Он при внешней благополучности ощущает, что делает что-то не то, чувствует бессмысленность.

Бывает, что человек предает свое духовное предназначение, пытается променять дар на деньги. Но последнее у настоящих художников случается редко. Есть нечто более сильное, ради чего стоит жить.

Скорее пой,
Скорее пой, пока твой
голос еще с тобой,
Если ты не успеешь,
Его подберет кто-то
другой…

Беседовала Наталья Малахова

© Новая газета

КультураМир

3580

14.05.2007, 17:00

URL: https://babr24.net/?ADE=37770

bytes: 6860 / 6776

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Последние новости

27.11 18:50
В Новосибирске утвердили кандидатуру на должность бизнес-омбудсмена

27.11 18:18
Светлана Могилина стала новым уполномоченным по правам человека в Хакасии

27.11 18:01
Отопление и горячую воду отключат в трёх районах Иркутска

27.11 17:55
В Бурятии ожидаются снегопады, метели и гололедица 28-30 ноября

27.11 17:54
Газета «Красноярский рабочий» прекратит работу. Это старейшее издание Красноярского края

27.11 17:50
Инсайд. Беспредельщик из ММА

27.11 17:36
У красноярского блогера украли видео: оно выиграло на конкурсе «Енисейской Сибири»

27.11 17:13
Сосед признался в убийстве школьницы в Ужурском районе. Он специально оставил ее тело на растерзание свиньям

27.11 16:59
Депутату Новаку предъявили окончательное обвинение в избиении сожительницы

27.11 16:57
За три года программы «Социальная газификация» в Томской области построено 930 километров сетей

Другие статьи в рубрике "Культура"

Памяти ренессанса бурятского балета. «Корсар» Морихиро Иваты на развалинах БГАТОиБ

9 и 10 ноября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова произошло знаменательное событие: на сцену вернулся балет «Корсар» в постановке Морихиро Иваты.

Филипп Марков

КультураБурятия

4124

26.11.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Севильский цирюльник», мастер-класс «Стежок за стежком» и лекция «Новосибирск поэтический»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 27 ноября по 3 декабря жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

2830

26.11.2024

Нотка позитива, или Нацпроект «Культура»

Нацпроект «Культура» реализуется в Новосибирской области с 2019 года. За это время программа стала колоссальной возможностью для реализации творческого потенциала.

Адриан Орлов

КультураНовосибирск

2012

26.11.2024

Цена победы за кулисами войны. «Халхин Гол. Тангариг» в Бурятском театре драмы

Взаимопонимание между театром и зрителем нарушается, если в театре ставятся маловажные проблемы. Андрей Гончаров, «Мастерство режиссера» Бурятский драмтеатр ставит чаще всего важные проблемы. Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» ярко иллюстрирует эту тенденцию. Но нахлынувшие чувства проходят.

Виктор Кулагин

КультураИсторияБурятия Монголия

3844

26.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4847

25.11.2024

Бабродвиж в Красноярске: экскурсия «Сны Сибири», мастер-класс «Заветная шкатулка» и спектакль «Хождение по мукам»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 23 по 29 ноября жители и гости города смогут посетить игры, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

8762

22.11.2024

Деревенский уикенд. «Манюня» возглавила прокат, «Еретик» – третий

Манюня без особых хлопот отправила Ангелину Стречину с её «Любовью Советского Союза» на вторую строку чарта и единолично возглавила российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8482

22.11.2024

Афонтова гора Ивана Савенкова: итоги викторины Бабра

В прошлые выходные Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) проводил очередную викторину. Настало время подвести её итоги. В 1884 году на этой территории археологом Иваном Савенковым была открыта первая из стоянок древних людей эпохи палеолита.

Анна Роменская

КультураНаука и технологииОбществоКрасноярск

10835

22.11.2024

«Стихи о Красноярске»: торопитесь, осталось недолго

Спешим напомнить, что в нашем телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) продолжается конкурс «Стихи о Красноярске». Конкурс длится с 3 сентября, но к настоящему моменту в красноярскую редакцию прислали только два произведения.

Анна Роменская

КультураОбществоКрасноярск

5012

22.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6202

21.11.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Край одуванчиков», мастер-класс «Мелодии на ткани» и выставка «Посвящение»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 22 по 28 ноября жители и гости города смогут посетить игры, мастер-классы, спектакли и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

9063

21.11.2024

Спицын vs Астафьев. Это вам не кули ворочать, или Кто здесь гнида?

Вокруг огромное поле проходимцев, называющих себя историками.

Филипп Марков

КультураСкандалыКрасноярск Россия

12201

20.11.2024

Лица Сибири

Шестаков Андрей

Константинов Кирилл

Цыденов Баяр

Игнатенко Сергей

Вырупаева Екатерина

Оськина Вера

Калабин Геннадий

Стрельченко Мария

Преловский Владимир

Веселкова Елена