Светлана Глебова

© Babr24.com

КультураМир

7170

24.04.2006, 11:20

Художник должен быть дураком, если он живет в России

Некоторых его работы пугают. Скажу больше, некоторых пугает уже его имя: по иронии судьбы ростовский фотограф Михаил Малышев - полный тезка знаменитого пермского маньяка-людоеда.

Мы познакомились довольно оригинально - в интернет-кафе моего родного города, где я отправляла в редакцию тексты, а он - фоторепортаж о приезде Далай Ламы в Элисту. Оказалось, что его снимки мне и были нужны как иллюстрации к статье. Миша тоже был рад знакомству со мной. С тех пор прошло почти два года, мы успели поработать в совместном проекте, стать виртуальными друзьями и понять, что у нас много общего. В плане взглядов на искусство и жизнь в частности.

Это интервью возникло из случайной беседы в ICQ. Впрочем, Малышев говорит, что не верит в случайности. Когда он начинает рассказывать о проекте "Темная комната", этому высказыванию веришь...

PR И ПРОВОКАЦИЯ

- Фотографам, как правило, свойственно внимание к тому, что находится на поверхности. "Темная комната", как мне кажется, показывает то, что находится внутри объектов, и адресована к тому, что глубоко внутри зрителя...

- Это скорее ответ, чем вопрос. "Темная комната", книга фотографий, которую я готовлю к печати, это вызов гламурному сиропу, в котором нас перманентно топят. Посмотри, что нас окружает: тысячи изображений отвратительно вечных искусственных женщин и мужчин.

- Ты веришь в то, что при фотографировании тиражируется душа?

- Нет. Я верю в то, что ни одно тиражирование души не может обойтись без фотографии.

- Как ты относишься к теориям, что есть просто люди, а есть - Иные, которые, как джедаи, владеют могущественной и непонятной Силой, и бывают темные и светлые?

- Никогда не читал этих книг. Что касается теории - все люди волшебники.

- Добрые или злые?

- Булгаков хорошо сказал: "Все люди одинаково злые".

- Почему "темная комната" черно-белая? Это отражение философии Дао? Или желание отсечь лишнее, выпятив нечто, видное до поры только тебе?

- На самом деле фотографии черно-желтые. Но печатать их в цвете мне не по карману.

- Если честно, все эти твои фотографии наводят меня на мысль о подвохе...

- ?

- Как бы объяснить... Кажется, что художник просто издевался, прикалывался, поставил кляксу, был под кайфом и так далее. А зрители смотрят на получившиеся картины и ищут глубинные смыслы, которые на самом деле существуют только у них в голове.

- Да, отчасти это работает как тест Роршаха. Но дело в том, что глубинные смыслы только там и бывают, я имею в виду, в голове. Кстати, клякса, подписанная "Дали" выглядит глубокомысленнее.

- Сплошной PR и провокация.

- Художник должен быть дураком, если он живет в России. И активно свою дурость пиарить. Здесь, как только ты начинаешь становиться умным, тебя уничтожают. Думаю, из этого интервью всем будет понятна моя глупость? На самом деле есть мысли, которые в нашей стране нельзя высказывать. Например, что среди воюющих сторон по определению нет ни одной правой. И так далее. Сейчас никто не купит книгу "Идиот". А вот книга с названием "Я - идиот" разойдется миллионными тиражами. Особенно если автор какой-нибудь Жириновский. Понимаешь, о чем я?

- После одноименного сериала тиражи Достоевского подскочили ) Но в целом ты, наверное, прав. Когда смотришь на фотографии в "Темной комнате" кажется, что это плод больного воображения. Зная тебя, я могу предположить, что ты-то в порядке, но задумал проект с каким-то психотерапевтическим умыслом.

- Попробую объяснить. Я не знаю, что такое норма. Но я вижу, что мы живем во время убийц. Насилие окружает нас, как вода рыб. Проникает в нас, как яд, сквозь поры телеэкранов, со страниц газет. Оно накапливается, как мышьяк. И так случается, что человек живет спокойной жизнью и вдруг чувствуешь в себе: нечто. Тень. И однажды понимает, что он - убийца. Это очень любопытный процесс. Я хочу снять кино про то, как легко и просто, обыденно человек сходит с ума. Вот простой парень держит стакан воды, смотрит на него, а потом - шелк - его ум сходит с орбиты и уже не возвращается на нее никогда. И так называемые "окружающие" об этом даже не подозревают. Поскольку спят 24 часа в сутки.

- Как ты пришел в "Темную комнату"?

- Был период, когда я стал видеть странные картины в голове. Не галлюцинации, просто фильмы. Что-то, что происходит в темноте.

- Что за картины? Ты имеешь в виду, что ты - проводник?

- Не знаю насчет проводника, но это что-то, что очень сложно объяснить. Образы. Некоторые картинки в проекте просто были реализованы мной один в один. Они приходили ко мне сотнями. Иногда, засыпая, я вдруг начинал видеть такое, что заставляло меня вскочить и зарисовать это. Разумеется, был период, когда мне казалось, что эти образы так и останутся фантазиями. Потом совершенно неожиданно я нашел людей, готовых стать участниками моих экспериментов - согласных отдать свои тела.

- Расскажи, как это было.

- Оказалось, что найти их проще, чем я думал. Я реализовывал какие-то свои комплексы, они - свои.

ВОПРОСЫ ДОВЕРИЯ

- Мне сложно представить себе, как ты кому-то пересказываешь, что видишь в голове картинки и просишь помочь их воспроизвести. Это очень сюрреалистично.

- Это как в сексе. Ты просто говоришь партнеру о своих фантазиях, и вы это делаете.

- Не уверена, что я бы рискнула...

- Это во многом вопрос доверия. И волны. А было и то, и другое. Все эти работы - а их более 400 - были сделаны в течение трех месяцев. Я работал каждую ночь. Не всегда четко представляя себе, что я хочу.

- Это просто удивительно. Найти моделей, воспроизвести картинки, а теперь еще и сделать сайт и книгу... Я склоняюсь к мнению, что ты действительно был проводником.

- Ничего удивительного, если учесть, что на все это путешествие ушло три года. Вct это время проект вылеживался. Были попытки сделать сайт, но они проваливались. Мистика )

- Вот о мистике - поподробнее.

- Однажды я познакомился с девушкой, которая стала ключом ко всему.

- Еще подробнее.

- Я увидел ее фотографию в Интернете, списался с ней, с ходу назвал черты ее характера, этаж, на котором она живет и многое другое. Со мной такое бывает, но не часто. Просто возникает ощущение. Потом попросил выслать фотографию ее ушек. Из этого фото я тут же сделал сердце, открывающее сайт. Такое же будет и в книге. Мы встретились, и я понял, что люблю ее. Просто, без всяких глупых желаний.

- То есть на фото - именно эта девушка? Думаю, она тебя тоже любит, если уж согласилась обмотаться скотчем ;)

- Нет, это было совсем недавно, и собственно в "Темной комнате" ее нет ))) Когда я был с ней рядом, я понял, как должна выглядеть книга, и тут же начались подвижки по сайту. Я не верю в "случайные встречи". Все не случайно. А в скотче побывали абсолютно разные девушки.

- Давай поговорим о том, какой отклик ты надеешься получить у зрителей. Ведь не может быть так, что ты сделал все только для того, чтобы сделать...

- Ты знаешь, я никого не хочу программировать. Каждый увидит то, что увидит Я могу только предполагать, что эти фотографии будут скорее приняты в Европе, и вообще за границей, чем в России.

- Это почему?

- Отчасти потому, что европейский ум не нуждается в объяснениях, а сам создает их. Плюс Юнг, Фрейд и т.д.

И еще. Совершено необходимым считаю сказать, что это ни в коем случае не эротика, не порнография. И в какой-то степени даже не фотография.

- ???

- Фото-графия = свето-пись. То, что сделано при участии Солнца. К слову, все фотографы должны поклоняться Гелиосу). А все эти снимки были сделаны в полной темноте. В достаточно редкой для России технике, которая называется "световая кисть". Я бы сказал, это оборотная сторона фотографии. В фотографии есть свет, который разбавляют тенью. Здесь - наоборот.

- Тут меня ассоциации возвращают к теме Света и Тьмы, добра и зла...

- Конечно же, точки абсолюта существуют. Есть любовь) Сейчас очень распространены дискуссии о том, может ли быть секс между друзьями.

- Ну, есть любовь, есть привязанность.

- В принципе, это два взаимоисключающих понятия.

- Миша, элементарно: секс бывает разным, и друзья бывают разными. Мне не приходило в голову их противопоставлять.

- Если ты любишь человека, значит, хочешь, чтобы он был счастлив. Значит, допускаешь мысль, что он может быть счастлив и без тебя. С кем-то другим.

- Любовь тоже бывает разная. Она так же несет в себе как добро, так и зло. Если ты к человеку привязан, даже мысль о том, что он будет с кем-то другим, причиняет страдание.

- Нет, то, что несет зло - это не любовь. Это страсть, похоть.

- И тут мы возвращаемся к Темной комнате.

- Темная комната помогла мне выработать достаточно четкий понятийный аппарат. Скажем, насилие. К насилию приводит желание получить то, что ты хочешь, любой ценой.

Есть хорошее японское стихотворение:

Играя, понимаешь, что этого недостаточно;

Получая удовольствие, понимаешь, что этого недостаточно;

Завидуя, понимаешь, что этого недостаточно;

В конце концов тебе хочется украсть.

ТЕСТЫ МАЛЫШЕВА

- Ты не боишься спровоцировать своего зрителя на насилие?

- Для меня это сложный вопрос. Эти работы должны быть своего рода вакциной, или лакмусовой бумажкой.

- Это была бы вакцина, если бы картинки насилия были страшными. Но они же красивые!

- В них гораздо меньше насилия, чем в телевизоре или фильмах Хайнеке.

И более того, там нет насилия в чистом виде, это скорее намек на него. По сути эти фотографии показывают запутавшихся в жизни людей, людей во мраке, пытающихся утолить жажду соленой водой.

А Красота - понятие относительное. Для меня красиво все.

Нет некрасивых людей - это мое глубочайшее убеждение.

- Скажи, как стать объектом твоего художественного интереса ) чтобы ты и меня сделал красивой :)

- Здесь есть несколько моментов. Во-первых, я не могу "сделать тебя красивой", потому что ты уже красива. Во-вторых, мне интересны все люди, независимо от их социального статуса. В этом одна из идей: голый человек не обладает социальным статусом. В Темной комнате есть несколько больших бизнесменов и пара высокопоставленных чиновников из администрации области.

У меня есть мечта - сделать серию фотографий обнаженных политиков. Без прилизывания. Но в один и тот же проект нельзя войти дважды. Сейчас я делаю Светлую комнату. Другое дело, что, как мне кажется, в России нельзя делать социальные проекты. Если, конечно, не хочешь почувствовать себя мячом на футбольном поле. Вернее, делать-то их можно, показывать нельзя.

- Тебя с Темной комнатой уже кто-то футболит?

- Нет. Этот проект мне нравится больше всего тем, что в качестве мяча его использовать невозможно.

Была смешная история. Однажды некий московский порножурнал заинтересовался этими фотками.

- Действительно смешно.

- А когда посмотрели на них, сказали: "Это не гламурно и не эротично".

- У тебя "гламурно" звучит почти как ругательство ;)

- Гламур - это один из визуальных языков. Как русский мат, например. Надо просто уметь им пользоваться.

- Так что же социального в Темной комнате?

- О, в ней социального больше, чем в моем замороженном проекте о Чечне. Темная комната - это о том, что происходит внутри россиян.

- Психотерапевтического?

- Скорее философского. А вообще, если вам нравятся эти работы - стоит приглядеться к себе более пристально )

- У тебя есть определенная целевая группа для этой книги?

- Ну, это же магия, а не маркетинг.

Думаю, эти книги найдут тех, кому они предназначены.

Последнюю фразу мы с Мишей набрали и отправили друг другу одновременно. Конечно же, это было не случайно. Как и то, что вы прочли этот текст до конца. А теперь самое время набрать в адресной строке www.mimal.net и "один раз увидеть"...

Светлана Глебова

© Babr24.com

КультураМир

7170

24.04.2006, 11:20

URL: https://babr24.net/?ADE=29467

bytes: 11816 / 11514

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Светлана Глебова.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Памяти ренессанса бурятского балета. «Корсар» Морихиро Иваты на развалинах БГАТОиБ

9 и 10 ноября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова произошло знаменательное событие: на сцену вернулся балет «Корсар» в постановке Морихиро Иваты.

Филипп Марков

КультураБурятия

4124

26.11.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Севильский цирюльник», мастер-класс «Стежок за стежком» и лекция «Новосибирск поэтический»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 27 ноября по 3 декабря жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

2830

26.11.2024

Нотка позитива, или Нацпроект «Культура»

Нацпроект «Культура» реализуется в Новосибирской области с 2019 года. За это время программа стала колоссальной возможностью для реализации творческого потенциала.

Адриан Орлов

КультураНовосибирск

2012

26.11.2024

Цена победы за кулисами войны. «Халхин Гол. Тангариг» в Бурятском театре драмы

Взаимопонимание между театром и зрителем нарушается, если в театре ставятся маловажные проблемы. Андрей Гончаров, «Мастерство режиссера» Бурятский драмтеатр ставит чаще всего важные проблемы. Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» ярко иллюстрирует эту тенденцию. Но нахлынувшие чувства проходят.

Виктор Кулагин

КультураИсторияБурятия Монголия

3844

26.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4847

25.11.2024

Бабродвиж в Красноярске: экскурсия «Сны Сибири», мастер-класс «Заветная шкатулка» и спектакль «Хождение по мукам»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 23 по 29 ноября жители и гости города смогут посетить игры, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

8762

22.11.2024

Деревенский уикенд. «Манюня» возглавила прокат, «Еретик» – третий

Манюня без особых хлопот отправила Ангелину Стречину с её «Любовью Советского Союза» на вторую строку чарта и единолично возглавила российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8482

22.11.2024

Афонтова гора Ивана Савенкова: итоги викторины Бабра

В прошлые выходные Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) проводил очередную викторину. Настало время подвести её итоги. В 1884 году на этой территории археологом Иваном Савенковым была открыта первая из стоянок древних людей эпохи палеолита.

Анна Роменская

КультураНаука и технологииОбществоКрасноярск

10835

22.11.2024

«Стихи о Красноярске»: торопитесь, осталось недолго

Спешим напомнить, что в нашем телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) продолжается конкурс «Стихи о Красноярске». Конкурс длится с 3 сентября, но к настоящему моменту в красноярскую редакцию прислали только два произведения.

Анна Роменская

КультураОбществоКрасноярск

5012

22.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6202

21.11.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Край одуванчиков», мастер-класс «Мелодии на ткани» и выставка «Посвящение»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 22 по 28 ноября жители и гости города смогут посетить игры, мастер-классы, спектакли и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

9063

21.11.2024

Спицын vs Астафьев. Это вам не кули ворочать, или Кто здесь гнида?

Вокруг огромное поле проходимцев, называющих себя историками.

Филипп Марков

КультураСкандалыКрасноярск Россия

12201

20.11.2024

Лица Сибири

Акимов Василий

Левченко Андрей

Шиндяев Владислав

Гусев Анатолий

Вавилов Алексей

Красноштанов Дмитрий

Журавлев Владимир

Перевозников Вадим

Ружников Игорь

Брюханенко Эдгар