Кино-2016: Голая Николь в городе потерянных детей
В прокате – «Чужая страна», австралийский атмосферный детектив с Николь Кидман и еще несколькими заголяющимися персонами.
В Австралии жарко и нудно. Не ходите туда гулять, дети, – тотчас загнетесь: если не от солнца, так от тоски. Ну а если вам не повезло и в Австралии вы родились, тут уж, конечно, ничего не поделаешь. Пишите пропало: можете торчать дома с родителями, можете уйти в пустыню – это, по сути, одно и то же. Что так, что эдак – жизни на зеленом континенте все одно нет. Сплошная гигантская глухомань, свалить из которой можно единственным путем: стать новым Мелом Гибсоном или Николь Кидман – и дождаться приглашения в Голливуд.
Но родители (Джозеф Файнс и Николь Кидман) 15-летней Лили и 10-летнего Тома не внушили своим детям ничего хорошего: ни каких-либо надежд на лучшее, ни даже элементарного доверия к отцу и матери. Поэтому сестра и брат однажды попросту ушли из дома в неизвестном направлении. А следователь Дэвид (Хьюго Уивинг), стоило ему начать это расследование, сразу же сказал синхронно впавшим в истерику родителям: «Дети сбежали? Вините себя!». Ничего другого тем, действительно, не остается – вот они и продолжают посыпать друг другу головы пеплом в ожидании чуда. И так два часа. Австралия, что с нее взять…
Два известных австралийца – Кидман и Уивинг – впервые играют в одном фильме
Австралийское кино никак не назовешь патриотическим. Десятилетия напролет тамошние кинематографисты озабочены, кажется, одним – производством самых депрессивных фильмов на свете. Австралия в них всегда предстает антиутопической, нигилистической и пессимистической страной. Ни единого исключения, кроме «Крокодила Данди», невозможно и вспомнить. Даже тетралогию «Безумный Макс» никак не назовешь жизнерадостной, при всей ее лихости. И, уж конечно, загореться желанием отправиться в турпоездку на пятый материк после таких киношек просто немыслимо.
На фоне недавних «Пленниц» и «Исчезнувшей» «Чужая страна» не может не выглядеть утомительной и бессмысленной картиной
Если же у руля типичного австралийского фильма стоят продвинутые женщины, тут уж вообще туши свет. Мизантропия сама по себе может быть милейшей вещью, но скрещивание нигилизма и феминизма дает адские ростки – поистине уродливые гибриды. Главная звезда этого фильма Николь Кидман, может, и не феминистка (и уж точно не мизантропка), но режиссерка-дебютантка «Чужой страны» Ким Фаррант на свой счет таких сомнений не оставляет. Она – и то, и то. И впечатлительному зрителю после просмотра ее дебюта никакой изюм не пойдет на ум, а цуккерброд положительно не полезет в рот.
То есть «Чужой стране», конечно, во всех отношениях далеко до другого сюжетно схожего с ней австралийского дебюта – фильма «Пикник у Висячей скалы», сорок лет назад снятого Питером Уиром. Там тоже незнамо куда пропали дети (почти совершеннолетние девушки, если точнее), но рассказывалась эта загадочная история без какого-либо нажима, зато с подлинной киномагией. Получился чуть ли не самый поэтический хоррор в истории, который и сегодня стоит предпочесть всем прочим австралийским фильмам, вместе взятым.
Возвращение к родным пенатам редко оборачивается для суперзвезд удачей
Но Фаррант, видимо, ориентировалась отнюдь не на своего соотечественника. Кто для нее какой-то Уир? Она сразу же взяла выше и снимала многозначительный детектив без разгадки в духе Антониони, Линча, Ханеке. Да только не вышло у режиссерши ни детектива, ни многозначительности. Помимо ложной, но такую и младенцу под силу спродуцировать.
Нет в фильме и разгадок, однако в отсутствие по-настоящему любопытных загадок это сознательное упущение никого из зрителей не растормошит. Обычный зритель будет зевать; впечатлительный, как уж сказано, – погружаться в уныние.
И вряд ли навязчиво обнажающаяся здесь Кидман способна развеять оное уныние. Даже ее дефиле во всей фронтальной наготе что-то не впечатляет. Тридцать лет назад на такое еще можно было глянуть, но сегодня – нет, Николь, спасибо. Тем более вы тут уж не в «Мулен Руж» куртизаните, а детей воспитываете. Так что не годится это.
«Чужая страна» (Strangerland) (18+). Режиссер: Ким Фаррант. Австралия, Ирландия, 2015