В StarCraft играют настоящие мужчины: в ТГУ составили портрет поклонника киберспорта
Сотрудники ТГУ исследовали профили более пяти миллионов подписчиков киберспортивных сообществ во «ВКонтакте». Большинство из них – мужчины в возрасте от 18 до 35 лет.
В последние годы пандемия COVID-19 способствовала росту интереса к киберспортивным трансляциям. Согласно исследованиям, общее число часов просмотра киберспорта в России в 2020 году составило 200 миллионов. По сравнению с 2019 годом этот показатель вырос на 10%.
Сотрудники Центра прикладного анализа больших данных ТГУ Юлия Александрова, Евгений Петров и Илья Демешкин провели исследование, посвященное киберспорту. Данные для исследования были взяты из социальной сети «ВКонтакте» – одной из ключевых платформ для поиска и потребления контента практически по всем категориям пользователей в России. Авторы идентифицировали более 30 тысяч сообществ, имеющих в названии или описании слово «киберспорт». Большая часть пабликов, оказавшихся нерелевантными для исследования, была отсеяна.
В итоге для анализа осталось 752 сообщества. Они были классифицированы по тематическим категориям: группы команд, новости, ставки на компьютерные игры, федерации и лиги и компьютерные клубы. Всего в этих пабликах состояло около 9 миллионов пользователей. После фильтрации аккаунтов на наличие ботов и фейковых профилей в итоговый анализ попали 5 645 159 уникальных пользователей. Основная их масса сосредоточена в европейской и центральной частях РФ. Наибольшее количество пользователей, указавших текущий город в профиле, проживает в Москве (449 148 пользователей), Санкт-Петербурге (204 893 пользователя) и Краснодарском крае (96 434 пользователя).
Среди пользователей киберспортивных сообществ преобладают мужчины – 89%. При этом при детальном рассмотрении половозрастной структуры заметно преобладание пользователей в возрасте 18-35 лет как у мужчин, так и женщин.
Женщины чаще подписываются на паблики конкретных киберспортивных команд и реже – на страницы, посвященные федерациям и ставкам. Хотя и в этих категориях встречаются сообщества с аномально высокими долями женщин среди подписчиц, например, «Ульяновская Федерация компьютерного спорта» – 74% женщин.
«В продолжение этой темы сейчас мы запускаем еще одно исследование, разработанное совместно с психологами. Будет применяться комплексный подход: подробнее изучим, как увлечение киберспортом влияет на успеваемость, составим психологический портрет игроков и прочее, – рассказывает лаборант Центра прикладного анализа больших данных ТГУ Илья Демешкин. – Если в первом исследовании использовался анализ больших данных, то во втором будет проводиться формализованное интервью, то есть социологическая методология».
Доклад о первом проведенном исследовании был представлен в конце 2021 года на конференции, посвященной киберспорту, в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма.