Новосибирский скандал в романе автора «Гарри Поттера»
О великом твореним «Гарри Поттер» слышал каждый, от мало до велика, кто-то читал книги, кто-то смотрел фильмы, а кто-то решил всё это совместить. Поклонников данной франшизы просто миллиарды, но мать Поттера Джоан Роулинг решила на этом не останавливаться и продолжить свою писательскую карьеру. Она написала книгу про частного детектива, где упомянула оперу «Тангейзер» и бывшего директора театра, с этого и начинается наша история.
Красная дорожка Новосибирска
Оперный театр заслужил место в книге «Чернильно-чёрное сердце» благодаря своей скандальной постановке и имени бывшего директора Бориса Мездрича. «Гарри Поттера» писательница придумала как Роулинг, а вот новый детектив, где упомянут скандал вокруг переделанной оперы Вагнера, написала под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. «Чернильно-чёрное сердце» — шестая книга из серии криминальных романов про частного детектива Корморана Страйка. На западе произведение официально появилось 30 августа 2022 года, но в России до сих пор не переведено и вряд ли будет.
Если говорить про сюжет криминального романа и в особенности про эпизод, где упоминается новосибирский «Тангейзер», то вот что выходит. В нём идёт речь о том, как художница Эди Ледуэлл нарисовала мультфильм под названием «Чернильно-чёрное сердце» и разместила его на YouTube. После этого к девушке прилетели как положительные, так и отрицательные отзывы. Критики в одной из сцен мультфильма разглядели проявления расизма, трансфобию и дискриминацию людей с инвалидностью. Ну, и как следствие, куча недоброжелателей.
Справка! Культура отмены — возникший в США и Европе социально-политический термин; современная форма остракизма, при которой человек или определённая группа лишаются поддержки и подвергаются осуждению в социальных или профессиональных сообществах как в онлайн-среде и в социальных медиа, так и в реальном мире. Merriam-Webster определяет термин «отмена» как «прекращение поддержки человека», онлайн-словарь Dictionary.com определяет термин как «прекращение поддержки публичных фигур и компаний после того, как они сделали или сказали что-то, что считается возмутительным или оскорбительным».
«Там много параллельных линий, но сутью книжки является одно: тематика культуры отмены. Роулинг довольно тонко всё это преподносит. Например, главный герой того мультика — Сердце. Просто сердце. Мол, человек умер, его похоронили, а сердце стало персонажем мультфильма. Оно не разложилось, а вышло из умершего. И так как у Сердца нет ножек — это очевидно, оно же сердце — то его все пинают. И вот хейтеры мультика начали в соцсетях обвинять его авторов в том, что они таким образом смеются над инвалидами. То есть Роулинг берёт все эти претензии и доводит их до абсурда», — рассказывает новосибирская поклонница творчества британской писательницы Надежда в интервью NGS. RU.
Что же произошло?
В 2014-15 годах опера Рихарда Вагнера «Тангейзер» в интерпретации режиссера Тимофея Кулябина взбудоражила театральный сезон. Произведение было создано немецким композитором по мотивам средневековых легенд о певце, познавшем любовь богини Венеры, но вернувшемся из ее царства к людям. Идёт повествование о его мыслях, касательно опыта чувственного наслаждения, сначала он предстаёт изгоем, а затем — раскаявшимся грешником. Действие оперы происходит не в Средневековье, а в начале XXI века. Первые показы состоялись 20 и 22 декабря 2014 года. Зрители и критики были просто в восторге, потрясающая работа главного дирижёра оперного театра Айнарса Рубикиса, уникальный кастинг исполнителей, грамотный и профессиональный, а также история, которая приобрела совершенно другой облик.
Но всё прошло не так гладко, как бы хотелось. Те, кто искал, до чего докопаться, нашли это. В «Тангейзере» были обнаружены оскорбления религиозных чувств, а затем начался хаос. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что верующих оскорбило использование религиозной символики в спектакле не по назначению. К постеру также были претензии, так как там был изображён Иисус, распятый между женских ног. Весьма смело. И в итоге такие действия привели к суду, против Мездрича и Кулябина возбудили административные дела по части 2 статьи 5.26 КоАП РФ (умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания). На этом не закончилось противостояние религиозников, 29 марта 2015 года прошёл митинг против «Тангейзера», в котором приняли участие более тысячи человек. Но 5 апреля этого же года можно уже было принять участие в митинге за отсутствие цензуры в искусстве и, естественно, уже за «Тангейзер». Данные «волнения» суммарно собрали от трёх до пяти тысяч человек.
В результате этого всего Мездрич и Кулябин покинули столицу Сибири, а им на смену пришёл Владимир Кехман, который убрал ««Тангейзер» из репертуара. В начале апреля 2015 года со смельчаков были сняты все обвинения, но ничего на свои места уже было не вернуть.
Церковь недовольна…
В романе Роулинг «Чернильно-чёрное сердце» упоминается фрагмент, который касается новосибирского «Тангейзера» и бывшего директора оперного театра Бориса Мездрича. Конечно, это всё в параллельной сюжетной линии и в кратком разговоре, но тем не менее. Данный фрагмент из реальной жизни описан в небольшом диалоге между незнакомцами — русским и сидящей с ним за столом девушкой.
— ...но Мездрич обновил его, — сказал он, — и в этой постановке Иисус теперь появляется в фильме об оргии в гроте Венеры.
— Иисус?
— Да, а церковь недовольна, и Мездрич будет уволен, — мрачно закончил русский, поднося к губам бокал с шампанским. — Он стоит на своём, но это плохо для него кончится, помяни мои слова.
Естественно, это всё неслучайно, ведь в романе Роулинг много всего про «культуру отмены», да и она сама была жертвой этого в 2020 году, когда неудачно прокомментировала статью о помощи пострадавшим в период пандемии коронавируса. Дело в том, что в статье автор использовал вместо слова «женщины» — «менструирующие люди», что очень не понравилось писательнице. В результате она оставила комментарий, который встретили жёсткой критикой её фанаты, автор статьи, да и в целом многие. После чего были хештеги в сторону Роулинг и буллинг, как следствие, снизились продажи книг.
«Люди, которые менструируют. Я уверена, что раньше для этого было какое-то слово. Помогите мне вспомнить. Жунщины? Жиндщины? Жонушины?» — вот комментарий, который написала мать «Гарри Поттера».
Мездрич прокомментировал то, что такая уважаемая писательница решила упомянуть данную историю в своей книге, удивлением. Он даже не сразу поверил в данное событие. Также он отметил, что у авторов «Тангейзера» никогда не было стремления унизить церковь. Данный скандал возник сугубо из-за «искаженного мнения людей, которые не видели спектакль ни разу».
«Технология взаимодействия между общественными группами в государстве должна быть толерантна — это абсолютно понятно», — прокомментировал Мездрич, рассуждая о понятии «культура отмены».
Фото: topnews-ru.ru, sibkray.ru, ptj.spb.ru, wi-fi.ru