Новый фильм Люка Бессона
<Жанна д`Арк> режиссера Люка Бессона - неожиданный подарок российским любителям кино. Смотришь эту историю и не можешь избавиться от странных аллюзий...
Смотрим бессоновский эпос.
Часть первая, <Враги сожгли родную хату>. Английские изуверы разоряют деревню, убивают и тут же насилуют неостывшие трупы женщин. Малютка Жанна не забудет этого зрелища никогда.
Часть вторая, <За короля и отечество>. Крестьянской девушке было видение: Господь велел ей спасти Францию. Она мчится к любимому монарху, узнает его, спрятавшегося среди придворных, требует и получает войско. А потом не дает никому ни сна, ни отдыха, носится как угорелая с личным штандартом в руке и воодушевляет солдат. Страшная резня. Орлеан спасен. Коронация в Руане. Часть третья, <Святая Жанна>. Король предал. Мучительные сомнения. Неправый суд. С верой на костер.
Действительно эпично.
К тому же в такой композиции отчетливо читается житийная схема: детство - деяния - мученическая смерть. Но не такой Бессон самоотверженный радикал, чтобы делать каноническое житие. Бессон - человек деловой и неромантичный. Он знает две важные вещи. Чтобы публика хорошо смотрела фильм, нужно кроме всяких мелочей вроде звезд, бюджета и архетипического сюжета рассказывать историю доступно.
При этом важно не следовать массовым вкусам, а вести их за собой. Так был сделан <Пятый элемент>, так же сделана и <Жанна>.
Профессиональное мастерство Бессона никуда не делось, но новый фильм прокатывается вяло. В чем-то режиссер ошибся. О художественных достоинствах тут говорить не приходится: нетленкой и не пахнет, хотя есть явные успехи. Зато интересно, какие задачи ставил перед собой Бессон, как он в них запутался и как именно это помешало успеху фильма. Это в данном случае вовсе не экспансия <Звездных войн>, как считает сам Бессон.
Что режиссер сделал правильно. Взял на роль Жанны Миллу Йовович - она невероятно хороша, но об этом отдельно. Затем он завлек актеров-монстров, присутствие которых украсит хоть <мыльную оперу>, хоть костюмную драму. Это Джон Малкович, Винсен Кассель, Дастин Хоффман, Фей Данауэй. Сделал сражения не хуже, чем в <Храбром сердце>: головы летят вполне убедительно, а поле битвы напоминает мясную лавку.
Тут достоинства кончаются и начинаются недостатки. Бессон отлично знает, что героиней нового кинематографа становится женщина. Он сам немало постарался для этого. Поэтому прежде всего ему нужно было решить, что представляет собой неграмотная деревенская девушка, спасшая Францию. Нельзя было и отмахнуться от восьми хорошо известных экранизаций сюжета - от Фальконетти и Дрейера до Риветта (не забудем и Инну Чурикову в <Начале>).
Бессон сделал свою Жанну экзальтированной почти до патологии. Почему аристократы и многоопытные вояки пошли за необразованной простушкой? Помните комиссара из <Оптимистической трагедии>? Полюбили ее матросики, вот и здесь то же самое. А кроме того, энергия Жанны-Йовович невероятно заразительна. Она стоит посреди жуткой бойни с флагом в руке и бешено вращает глазами - потрясающая картина. Правила игры требуют, чтобы Жанна уповала на Бога, а не на себя. Бессону же нужна не святая, а народная героиня вроде Тиля Уленшпигеля, Вильгельма Телля или Ивана Сусанина. Поэтому сусанинская преданность государю у Йовович чуть ли не сильнее веры в Бога.
Понимая это противоречие, Бессон сделал третью часть не столько про суд, сколько про рефлексию Жанны. Хоффман играет ее внутренний голос, который должен доказать ей, чего по сюжету, кстати, хочет и инквизиция, что Жанной руководит не Бог, а ее собственная геройская душа. Но Йовович непреклонна. Любительница Вольтера играет такую искреннюю веру, что получилась скорее сумасшедшая, а не историческая героиня. Внутренний конфликт режиссера с главной звездой фильма - не тот товар, который нравится широкой публике.
Премьера <Жанны Д`Арк> состоялаясь в <Кодак-Киномире> 10 февраля.
P.S. Бессон сделал неожиданный и непреднамеренный подарочек россиянам. По ходу дела замечаешь, что Жанна - вылитый Путин Владимир Владимирович. Пока, говорит Жанна, не побью злодеев англичан, не успокоюсь. Ей со всех сторон говорят: может, переговоры, может, не надо всех-то. Но Жанна ни в какую - или пусть сдают оружие, или всех мочить.