Протокол о намерениях
Правительство высылает из России католиков, а патриархия объясняет, почему этим католикам в России не место.
Президент Российской Федерации проигнорировал адресованное ему лично в начале мая послание Папы Римского, в котором тот высказал озабоченность в связи с высылкой из России католического епископа Ежи Мазура. У нас этот инцидент прошел незамеченным: мало ли кому не отвечают наши власти. Европа же была шокирована, шутка ли - глава государства не отвечает на адресованное ему послание главы другого государства.
Впрочем, это не совсем так - Путин Папе ответил, но в стиле советской власти. 26 июня митрополит Кирилл Гундяев, руководитель патриархийного МИД, направил в Ватикан "Справку" со зловещим названием: "Католический прозелитизм среди православного населения России". Кардинал Каспер в Ватикане и митрополит Тадеуш Кондрусевич в Москве поспешили обрадоваться: наконец-то патриархия заговорила, сам факт появления документа означает начало диалога. Дипломаты! Если бы Путин распорядился обстрелять Ватикан ракетами, и тогда уцелевшие иерархи выразили бы "радость и надежду на то, что проявленное внимание может...".
Митрополит Кирилл, похоже, с тяжелым сердцем выполнял задание. На пресс-конференции его заместитель всячески подчеркивал, что у патриархии, конечно, есть претензии к епископу Ежи Мазуру, но к его высылке она никакого отношения не имеет.
Загвоздка, однако, в том, что с точки зрения права никаких претензий к католикам (равно как и к прочим неправославным) быть не может. Россия - государство светское. Речь может идти лишь о нравственной проблеме.
Православные лидеры России это осознают и, упрекая Ватикан в прозелитизме, упирают на то, что одно дело - проповедь в благополучных странах, другое - в России, где церковь на протяжении 70 лет подвергалась преследованиям со стороны большевистской власти. Мол, нас гнали, мы ослаблены, а вы этим пользуетесь. Но все-таки в отличие, например, от Албании, где до последних дней "народной власти" религию истребляли под корень, наши иерархи при развитом социализме жили весьма комфортно и не только не сопротивлялись преступному режиму, а прямо с ним сотрудничали. Что примечательно: те православные и протестанты, кого действительно преследовали за веру в 1960-1970-е годы, нимало не возражают против прихода в Россию зарубежных проповедников. Они уверены в том, что свобода вере не помеха.
Но даже если отбросить эти доводы, то факт прозелитизма, то есть согласно принятому во всем мире определению обращения человека в веру через физическое или психологическое насилие, в докладе митрополита Кирилла приведен всего один: в новосибирском детдоме жили трое воспитанников братья Евгений, Дмитрий и Виталий Беляйкины. В 1996 году стараниями миссионеров из православного братства они были крещены. К тому моменту Виталию Беляйкину, если верить митрополиту Кириллу, было два года, Дмитрию - 5, Евгению - 8. Вскоре по непонятной причине, сказано в справке, братьев перевели в католический приют св. Николая. "У детей отобрали православные книги и начали всячески препятствовать их духовному окормлению в Православной церкви. При создании приюта католики многократно подчеркивали, что в этом благотворительном заведении не будет вестись религиозное воспитание. Наверное, именно по этой причине католический персонал приюта решил "отучить" детей от их православной веры". Возмущается митрополит и тем, что к мальчикам не пускали их крестных родителей.
Какие же такие "православные книги" отобрали у детей? Добрые крестные учили их вере в Христа по "Православному антикатолическому катехизису" и по книге "Папство и его борьба с православием". Восемь лет, пять лет - самый возраст для чтения подобной литературы. Администрация приюта пожаловалась городским властям, и те признали, что все это, пожалуй, тянет на "попытку разжигания межрелигиозной розни". И только тогда крестным запретили общаться с детьми. А теперь внимание: в католический приют продолжает ходить православный священник, он занимается с детьми, и те из них, кто хочет, посещают близлежащую Троицкую православную церковь.
Более того, тогдашний епископ новосибирский Сергий Соколов письменно извинился за учиненный его овцами скандал и обратился в этом письме к организовавшему приют священнику Убальдо Орланделли с такими словами: "Я благодарю Бога за то, что посылает несчастным детям в Вашем лице доброго помощника".
Все остальные "факты" еще курьезнее. Митрополит недоволен, что в Пскове католики задумали построить костел высотой 42 метра. На самом деле планировалась высота 27 метров - хотя и стыдно тут считать метры, когда католикам не возвращают старое здание костела, принадлежавшее им до революции. Выдумали про некую "предсеминарию" в Астрахани - нет такой. Да, в сибирском селе Вершина католики имеют приход, катехизируют детей, но две трети жителей села - это потомки ссыльных поляков, люди, сохранившие веру отцов и дедов не фиктивно, не на уровне "корней".
Невозможно же считать прозелитизмом случай, когда вполне атеистических школьников из Смоленска, поехавших на экскурсию в Польшу, в костеле взяли и причастили, не объяснив даже, что такое причастие. Во-первых, митрополит Кирилл на это уже жаловался митрополиту Кондрусевичу, и тот кого надо отчитал. Во-вторых и в-главных, это не прозелитизм, прозелитизм - это если бы от детей потребовали как раз сознательно, в качестве католиков, принять причастие.
На месте, свободном от фактов, митрополит Кирилл расположил свои фантазии. Например, заявление: "Второй Ватиканский собор, назвав Православную церковь "церковью-сестрой", признал тот факт, что у православных церквей есть территория, на которой они совершают свое спасительное служение, то есть имеется то, что сегодня мы называем канонической территорией". Католики (в Москве, например, секретарь митрополита Кондрусевича о. Игорь Ковалевский) уже неоднократно разъясняли, что это совершенно ошибочное истолкование. Назвав православные церкви в целом "сестрами", Ватикан признал, что православие не раскол и не ересь. Но это не означает, что он признал Московскую патриархию единственной законной церковью на территории России. Уж никак не дело католиков решать, кто из православных "каноничнее" - Московская патриархия, старообрядческие церкви или ультрафундаменталистская "Русская православная свободная церковь". Фантастична и логика автора "Справки". Епископ Ежи Мазур, подчеркивает митрополит Кирилл, "изучал миссиологию в Грегорианском университете в Риме". А раз изучал миссиологию - значит миссионер, пусть даже ни одного имени человека, которого Мазур перевел из православия в католичество, публике не предъявляют. С таким же успехом можно считать митрополита Кирилла Духом, коли он заканчивал Духовную академию.
Того же Мазура Гундяев обвинил в том, что "10 ноября 2000 года он был назначен также апостольским администратором "префектуры Карафуто" - это название острова Сахалин времен японской оккупации. Налицо вопиющее неуважение территориальной целостности Российской Федерации". Но, во-первых, при чем тут прозелитизм, во-вторых, митрополит Антоний Блум, возглавляющий приход Московской патриархии в Лондоне, носит титул Сурожский. Сурож - древнее название Судака, города суверенной Украины. По логике митрополита Кирилла это означает, что Русская церковь столь же вопиюще не уважает территориальную целостность Украины.
Пеняет митрополит католикам и на то, что некоторые (не названные по имени) жители Петропавловска-Камчатского жалуются: по их квартирам (номера квартир отсутствуют) "ходили две женщины, выступавшие от имени католической церкви и священника Ярослава Вишневского. Они предлагали бесплатную католическую литературу и опускали в почтовые ящики жильцов переписанные от руки католические молитвы, в частности "Молитву святого Франциска". Господи, Франциск-то чем этим жильцам не угодил!
Никто не может запретить любому верующему проповедовать в России, всякие претензии тут носят неправовой характер. Тем не менее у нас, увы, приходится обсуждать вопрос: могут, но должны ли? Чего католиков сюда несет, почему не сидится в своих Бразилиях?
В принципе это неприличный вопрос, свидетельствующий о цивилизационном одичании вопрошающих. Католики едут в Россию благотворить. Донос митрополита Кирилла они могут с гордостью предъявить на Страшном суде: мы кормили, мы согревали, мы утешали. Порядочные люди за это говорят спасибо.
А еще католики едут в Россию молиться и учить молиться. Для светской публики эта мотивация является самой, конечно, загадочной, но для христиан она абсолютно естественна. Это - миссионерство среди своих. Именно им занимались францисканцы с первых лет основания ордена. Они шли из Италии в католические Испанию, Францию, Германию, хотя там их отнюдь не ждали. Каждый католический орден для католиков - это целый космос, особая духовная традиция, и чем их больше, тем лучше. Нынешний "православный" идеал прямо противоположный: все мазаны одним миром, одеты в ризы одного цвета и любят одинаково и одно - начальство.
В конечном счете претензии патриархии сводятся к одному: "Ты существуешь - следовательно, ты занимаешься прозелитизмом". Еще точнее: "Ты существуешь - следовательно, ты угрожаешь моему существованию". И это не просто помрачение разума членов одной из многих российских религиозных организаций. Это психологический настрой как власти, так и общества. Беда в том, что уловить момент, когда психологический настрой переходит в психическое расстройство, бывает чрезвычайно трудно.