Подавление ислама Москвой сделало его популярным
Кабардино-Балкария, где проживает около 360 тысяч кабардинцев, примерно 70 тысяч балкарцев и более 200 тысяч русских, как и другие республики Северного Кавказа, многое испытала за годы советской власти.
Сталинская национальная "политика", которая по своей сути являлась попыткой геноцида, вбила клин между двумя этносами, и последствия этого ощущаются до сих пор. В апреле 1944 года балкарцы были переселены со своей родины в Среднюю Азию и Сибирь. Их землю поделили, из географических названий было убрано всякое упоминание о балкарцах.
Во второй половине пятидесятых годов, после смерти в 1953 году диктатора, они смогли вернуться домой. После многолетней ссылки, которую с ними не разделили кабардинцы, сосуществование обоих народов было омрачено бесконечными проблемами, даже несмотря на то, что после восстановления Кабардино-Балкарской республики предпринимались робкие попытки поделить руководящие посты поровну межу кабардинцами и балкарцами. Одновременно обоим народам запрещалось исповедовать их религию, порой достаточно жесткими методами.
Однако ислам, первоначально умеренный, имеет в регионе глубокие корни. Новые правители России после распада Советского Союза в 1991 году сначала с этим считались и даже оказывали помощь в восстановлении религиозных общин и мечетей. Ислам очень быстро заполнил духовный вакуум, который образовался после крушения коммунизма.
На Северном Кавказе возникали исламские общины, так называемые джамааты. В джамаатах молодые люди получали, прежде всего, религиозное образование. Джамааты, руководимые духовным вождем, амиром, частично взяли на себя еще и функции местного самоуправления, что казалось государственным структурам подозрительным.
Во второй половине девяностых годов ситуация изменилась. Местные представители государственной власти, которые в большинстве случаев пришли на свои должности еще в советское время, с согласия руководства в Москве снова стали ограничивать отправление культа. Ежедневное посещение мечетей регламентировалось, исламские учебные заведения закрывались. Одновременно контролируемые государством средства массовой информации и местные администрации развязали буйную пропаганду, направленную против ваххабизма, радикальной формы ислама, которая в это время начала приживаться на Северном Кавказе. Это "просвещение" привело к противоположному результату: ваххабизм становился все более притягательным и популярным, прежде всего, среди безработной молодежи.
С 2000 года представители этого религиозного направления все чаще прибегают к оружию, в частности, в Кабардино-Балкарии. Их глобальную цель – создание халифата на Северном Кавказе – большинство их собратьев по вере не поддерживает.