От «Верности» до «Интердевочки». К юбилею Петра Тодоровского
Не так много в истории нашего кинематографа режиссёров, чьи фильмы номинировались на «Оскар». Ещё меньше тех, кто сам писал не только сценарии, но и музыку к своим картинам.
26 августа исполняется 95 лет со дня рождения великого кинорежиссёра, сценариста и композитора, лауреата Всесоюзного и Венецианского кинофестивалей, Государственной премии России и премий «Ника» и «Золотой овен», заслуженного деятеля искусств Украинской ССР и народного артиста РСФСР Петра Тодоровского.
Один из самобытнейших режиссёров советского и российского экрана родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец Кировоградской области Украинской ССР. Его совершеннолетие пришлось на самый разгар Великой Отечественной войны. В 1943 году будущий мэтр отечественного кинематографа был направлен сначала в Саратовское военно-пехотное училище, а затем на фронт командиром миномётного взвода.
С войны лейтенант Тодоровский вернулся с орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина». После ещё четырёх лет службы в военном гарнизоне был уволен в запас, и под впечатлением от работы военных кинооператоров поступил на операторский факультет ВГИКа, который окончил в 1954 году.
До прихода в режиссуру Пётр Тодоровский около десяти лет проработал оператором на Одесской киностудии. Мало кто знает, что на съёмках легендарных фильмов «Весна на Заречной улице», «Два Фёдора» и «Никогда» кинокамерой управлял будущий великий режиссёр. Во время работы над последней картиной Тодоровский впервые попробовал себя не только в качестве оператора, но и режиссёра (совместно с Владимиром Дьяченко).
Первая самостоятельная работа мастера – военная мелодрама «Верность» – увидела свет в 1965 году и получила приз за лучший дебют Венецианского кинофестиваля.
Впоследствии режиссёр Тодоровский работал в разных жанрах, но для всех его фильмов характерны невероятная человечность, глубокое понимание жизни и мягкий сдержанный юмор.
Всего в режиссёрской фильмографии мастера 17 названий. К большинству своих фильмов Пётр Тодоровский сам писал сценарии и музыку. Мелодии и песни Тодоровского звучат в его фильмах «Военно-полевой роман», «По главной улице с оркестром», «Интердевочка», «Анкор, ещё анкор!», «Риорита» и многих других.
В 1983 году режиссёр снял самый знаменитый свой фильм «Военно-полевой роман», который был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, принёс Инне Чуриковой «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля, а Петру Тодоровскому звание народного артиста РСФСР.
Среди других наград легендарного режиссёра – Государственная премия России «за воплощение в фильмах гуманистических идеалов», премия «Ника» и Главный приз кинофестиваля «Кинотавр» за фильм «Анкор, ещё анкор!», ещё одна «Ника» в номинации «Честь и достоинство», премия «Золотой овен» и приз фестиваля «Киношок» за фильм «Какая чудная игра».
Пётр Тодоровский ушёл из жизни 24 мая 2013 года в возрасте 87 лет. Его могиле можно поклониться на Новодевичьем кладбище Москвы.
Сегодня режиссёрскую династию успешно продолжает сын Петра Ефимовича – кинорежиссёр, сценарист и продюсер Валерий Петрович Тодоровский.
Фото: 1tv.соm, Анатолий Ковтун / Фотохроника ТАСС, kinozon.tv, kino-teatr.ru, my-hit.org, vokrug.tv