Дворкин и Кураев: шайка духовных проходимцев?
К нам едет ревизор...
Правда, ревизор не финансовый – духовный. К нам едет скандально известный диакон Андрей Кураев.
Диакон Андрей Кураев – один из немногих православных священнослужителей, систематически и активно выступающих публично, причем как "в живую", так и в Интернете. Как правило, никто из священнослужителей не решается выступать открыто, с трибуны – и это легко объяснимо: в РПЦ существует жесткая иерархия отношений, и фактически собственное мнение без решения Собора не может публично высказывать даже патриарх.
На самом деле ситуация с диаконом Кураевым еще более парадоксальна, чем кажется на первый взгляд. За всю историю православной церкви не было еще подобного случая, чтобы низший церковный чин мог настолько безнаказанно оплевывать и унижать известных деятелей науки, культуры, других религиозных течений.
Возникает вопрос – почему же обычный диакон (а диакон – это всего лишь одна из низших степеней священства) берет на себя смелость активно клеймить – от лица церкви – всех так называемых "сектантов", инакомыслящих и просто не согласных с его мнением?
И почему Кураев имеет такой успех среди простого населения?
Любопытно, что Кураев, будучи большим любителем поспорить, никогда не ввязывается в споры с профессиональными религиоведами или идеологами других конфессий. Объясняется это просто: все критики Кураева отмечают его крайнее невежество, неграмотность даже в элементарных вопросах религиоведения, приверженность к словесной эквилибристике, что, естественно, не проходит в профессиональной среде.
Забрасывая своих слушателей словесной шелухой, обильно сдобренной цитатами из Библии, Кураев фактически провоцирует нехристианскую озлобленность и нетерпимость ко всем неправославным. Это, без сомнения, удобный прием для достижения своих целей: ведь лучший способ доказать свою правоту – это найти врага и заклеймить его.
Кураев клеймит все и вся без малейшей логики и здравого смысла. По его мнению, все католики и протестанты – еретики, Библия была написана только для православных, а другие религии и конфессии пользуются ей незаконно.
В своих лекциях и публицистике Кураев использует методику доктора Геббельса, растворяя частички правды в большой лжи, находя врага и обвиняя его во всех существующих проблемах, нагнетая истерию "сатанизма" призывая к поддержке РПЦ как единственной силы, способной справиться с врагом.
Поражает умение Кураева владеть аудиторией. Кураев использует методы нейро-лингвистического программирования, втягивая людей в некий транс, в котором можно внушить все, что угодно. Наглядный пример начала одной из его лекций " Мир церковных запретов": аудитории задаЈтся риторический вопрос: "Все ли каноны Иисуса Христа следует исполнять?" Выдерживается небольшая пауза, во время которой люди успевают подумать - "конечно же". Сам же "мастер" дает противоположный ответ - "нет!". В зале наступает гробовая тишина, которая свидетельствует о попадании в самое яблочко - люди оказываются в замешательстве, в шоке, защитные свойства психики парализованы, "фильтр" снят, дорога к сознанию открыта. Теперь можно говорить всЈ, что угодно - парализованное сознание должно принимать всЈ за чистую монету.
Что это – лекция православного священника или сеанс массового гипноза?
Лучший друг Кураева – Александр Дворкин, самостоятельно объявивший себя лидером антисектантского движения в России. В отличие от Кураева, Дворкин не обладает даром воздействия на публику и занимается прямыми подтасовками фактов. Основной принцип Дворкина – "дети за отцов ответчики". Вся его логика построена на одном: если кто-то из какой-то секты где-то за границей был когда-то привлечен к ответственности, то за это отвечает вся секта, и вся секта де-факто становится преступной.
По логике Дворкина, любая секта по умолчанию является "сатанистской". Так как на самом деле сатанистских сект не существует (по крайней мере в России), то Дворкин вынужден постоянно поддерживать общественный ажиотаж вокруг так называемого "сатанизма", систематически публикуя измышления о новых преступлениях сатанистов, либо, что случается еще чаще, обвиняя в сатанизме обычных преступников. В Москве и Петербурге эта истерия достигла таких масштабов, что даже милиция рассматривает в любом кровавом преступлении в качестве рабочей гипотезы деятельность неких сатанистских организаций.
Не гнушается Дворкин и прямой ложью. В частности, получил широкое распространение выдуманный Дворкиным миф о том, что приверженцы секты Сен Муна (муниты) подмешивают кровь самого Муна в бесплатно раздаваемые детям конфеты с целью их "сатанистского" одурманивания. Очевидно, что на легковерную публику такие сказки действуют безотказно, а падкие до сенсаций журналисты охотно раздувают эти слухи.
Именно Дворкину принадлежит авторство ненаучного термина "деструктивная тоталитарная секта", который он умудрился протащить даже в новый уголовный кодекс. Благодаря стараниям Дворкина в 1996 году был церковью выпущен справочник по тоталитарным сектам, не имеющий ничего общего с действительностью, в котором все без исключения религиозные деноминации описаны как вредные и опасные секты.
Школа пропаганды, пройденная Дворкиным на радио "Свобода" и в датском "Диалог-центре", проявляется в стиле ведения той войны, что вот уже более десяти лет он ведет против российских "сектантов". Придумать новые термины с отталкивающим звучанием, дать им произвольное определение и затем, заклеймив ими врагов-инаковерующих, неустанно повторять их везде, кстати и некстати.
Любого ученого-религиоведа Дворкин клеймит как подкупленного союзника тоталитарных сект. Он в принципе не приемлет возможности светского исследования сект, утверждая как единственно возможное – негативное и отрицательное.
После первого же взгляда на деятельность Кураева и Дворкина возникает мысль: а не самозванцы ли они?
Нет, к сожалению, не самозванцы. Это было бы слишком просто.
Андрей Кураев закончил философский факультет МГУ по кафедре истории и научного атеизма, в 1985 году перешел на работу в Московскую Духовную Академию, в 1988 году окончил Московскую Духовную Семинарию, после чего неожиданно уехал за границу, в Румынию, где пробыл 3 года и где был рукоположен в священники.
А вот дальше начинаются чудеса. Вернувшись в Россию, он сразу же становится референтом патриарха Алексия II. Во время пребывания на этой должности за фанаберию и апломб Кураев получил прозвище "диакона всея Руси". В это же время он заканчивает Московскую духовную академию. В 1996 году Алексий II присваивает ему звание профессора богословия.
Очевидно, что вся деятельность Кураева активно поддерживается Московским патриархатом. Свидетельством тому и надписи на его многочисленных книгах " Одобрено Издательским Советом Московского Патриархата".
Кураев имеет сложные и тесные связи в самых верхах РПЦ. По словам самого Кураева, в присвоении ему сана диакона и в представлении Алексию II сыграл значительную роль отец Иоанн (Экономцев), с которым у Кураева "теплые и близкие отношения". Любопытно, что впоследствии Кураев нанес отцу Иоанну предательский удар в спину, обвинив его в "про-оккультистской" деятельности.
Александр Дворкин, будучи евреем по происхождению, был исключен из педагогического института за посещение синагоги для празднования пурима.
В 1977 году эмигрировал из России в США, где занимался русской литературой. В 1983 году стал кандидатом богословия. С 1988 года Дворкин работает на радиостанции "Голос Америки", а впоследствии – редактором отдела на радиостанции "Свобода". В США Дворкин закончил Хантер-колледж, который он впоследствии скромно называл университетом.
В 1992 году Дворкин вернулся в Россию, где был обласкан Московской патриархией. В 1993 году он возглавил Центр священномученика Иринея Лионского по борьбе с новыми религиозными движениями.
Стоит отдельно остановиться на возглавляемом Дворкиным Центром Иринея Лионского. По словам Дворкина , Центр существует на пожертвования анонимных меценатов и гонорары самого Дворкина. Эта легенда абсолютно несерьезна, если присмотреться к масштабам деятельности Центра по всей территории России. Совершенно очевидно, что бюджет Центра поддерживается некой серьезной организацией и, естественно, с вполне определенными целями.
Дворкин по сей день является гражданином США, и фактически вся его деятельность на территории России не совсем законна. Он называет себя профессором, хотя никакого документа – ни российского, ни американского – в подтверждение этого звания представить не может, а на любые вопросы в отношении своего профессорского звания отвечает фразой "опять сектантские сплетни повторяете".
Очень часто Дворкин называет себя "доктором философии", которым он, действительно, стал автоматически, закончив философский факультет малоизвестного американского университета в Фордхеме. Очевидно, что это звание не имеет ничего общего с званием российского доктора наук, однако легковерным слушателям это невдомек.
Любопытна справка, представленная профессором, деканом факультета журналистики МГУ Засурским: "Господин Дворкин Александр Леонидович был приглашен для чтения лекций студентам церковного отделения факультета журналистики МГУ, но затем контакт с ним не был продлен из-за отсутствия образовательного уровня, необходимого для ведения преподавательской работы в университете".
Каков итог деятельности Кураева и Дворкина?
Если отбросить внешний антураж, вся их деятельность сводится к одному – в России должна существовать только одна, Русская православная церковь. Все остальные религии должны быть сведены к уровню сектантства и запрещены. Причем, согласно логике Кураева (вернее, тех, кто стоит за ним), это концепция распространяется и на традиционно неправославные территории, такие, как буддистская Бурятия и мусульманский Татарстан, где, если следовать логике Кураева и Дворкина, уже деятельность РПЦ является сектантсткой.
Так как достичь этой цели мирными способами нереально, то вся деятельность Кураева и Дворкина сводится к разжиганию религиозной розни между различными конфессиями.
Примечательно, что свой главный козырь - тезис о психическом вреде, который якобы наносят гражданам новые религиозные движения – Кураев и Дворкин не доказывают ничем, очевидно, считая его само собой разумеющимся.
В результате Кураев и Дворкин фактически достигают цели, обратной той, которую они заявляют: вместо возвращения к истинной русской духовности и культуре они провоцируют религиозные и расовые междоусобицы.
Под влиянием пропаганды Кураева и Дворкина по всей России происходят акты вандализма против конфессий, не относящихся к РПЦ, в частности, межконфессиональные конфликты в Нижнем Новгороде и Димитровграде, погром церкви "Любовь Христа" в Екатеринбурге.
Фактически Кураев и Дворкин ведут деятельность, сравнимую с деятельностью самых жутких сект: они одурманивают народ, лишая его возможности выбора, блокируют любые попытки реализации свободы вероисповедания. Само собой, эти действия не остаются незамеченными: диакону Кураеву отказывают в проведении лекций не только отдельные организации, но целые города и даже области. Чтение его лекций запрещено в Санкт-Петербурге и Калужской области. В Оптиной пустыни, в Славяногорском монастыре запрещена продажа книг Кураева.
Ну, а какова их цель?
Цель номер один – безусловно, выполнение указаний своих хозяев. Кто эти хозяева – догадаться несложно, достаточно лишь подумать – кому выгодно?
Цель номер два – собственное обогащение и выход на определенный уровень положения в церковной иерархии, что для неудачника-эмигранта Дворкина и не имеющего особых перспектив Кураева достаточно важно.
Большой вопрос – для чего нужна такая деятельность "хозяевам"? Ответить на этот вопрос не так просто. Видимо, кому-то нужны, с одной стороны, нестабильность и неустойчивость в обществе, и, с другой стороны – послушное и управляемое стадо вместо свободного народа.
Почему именно Кураев и Дворкин? Почему не кто-то более серьезный? Да все очень просто. Эти два деятеля – это разменная монета, это те, кто, выполнив свою роль, может безболезненно уйти со сцены, не потащив за собой крупные фигуры. Это те, на кого, в случае чего, можно просто свалить всю вину.
В заключение хотелось бы напомнить определение Архиерейского Собора РПЦ от 2 декабря 1994 года: "Господь сулил нам жить во времена, когда "много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4,1), которые приходят к нам "в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Мф. 7,15)".