Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоРоссия

2901

28.08.2012, 19:59

Успенье-Госпожинки

Праздник Успения Богородицы очень почитался в славянских землях. В честь этой «Богородичной Пасхи» писали иконы, возводили храмы (например, Успенский собор в Москве), слагали духовные стихи, называли села. В народном же календаре Успение (Успенье) связывали с окончанием лета и уборкой урожая, а название праздника часто искажали по созвучию с названиями сельскохозяйственных работ. Например, у русских его издревле именовали Госпожинки или Первая Пречистая (от величания Богоматери Госпожою и Пречистою Девой в церковных книгах), но часто переделывали это название в Спожинки, Дожинки и т.п., поскольку в это время дожинали последние снопы и убирали хлеб с полей. При этом традиционно устраивали праздничное угощение, а также совершали различные «дожиночные» обряды, которые должны были сохранить плодородную силу земли до будущего года. К числу таких ритуалов, например, относились различные действия с колосьями, катание по земле и т.д.

Последние колосья повсеместно окружались особым почетом, поскольку их считали средоточием «спорины» - силы нынешнего урожая, а также олицетворением и пристанищем духа нивы. Во многих местах специально оставляли на поле несжатую горсть колосьев, особым образом закручивая ее – «завивая бороду». Скрученные или переплетенные косицей колоски обычно пригибали к земле, присыпая концы землей, или сворачивали в венок, перевязывали лентами, украшали цветами и монетами, подкладывали под них хлеб с солью и т.д. У восточных славян говорили, что эти колоски - «Власию (либо Миколе, Илье, Егорию или прочим святым) бородка», «Спасова (Христова) борода», реже – «Христова постелька» или «Богородице косица», а у южных славян их считали «Боговой бородой». По-видимому, «заплетая бороду» из последних колосьев, древние земледельцы старались вернуть земле ее живительную силу, сохранить ее до будущего года, а заодно чествовали и урожай нынешний, и те высшие силы, которые ему способствовали.

«Завивание бороды» совершала обычно наиболее опытная жница, часто – самая старшая и уважаемая женщина. Она закручивала колосья «по солнцу» и через ткань (покрыв руку передником), украшала, поливала водой или вином, обходила несколько раз вокруг и читала непременные приговоры (например: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»); а в конце, пригнув «завитые» колосья к земле, положив под них хлеб с солью и присыпав землей, низко кланялись «бороде» и говорила: «Батюш¬ка, Илья-Борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!», «Вот тебе, Илья, борода! на лето уроди нам ржи да овса!» и т.п.

«Власову бороду» иногда так и оставляли на поле, а в других местах использовали ее для изготовления жатвенного венка или последнего снопа – «пожинальника» или «именинника», также окружаемого всеобщим почетом. Срезала и вязала такой сноп обычно хозяйка поля, либо избранная жница («толока») – самая красивая и легкая на руку девушка. Жать последний сноп полагалось молча (а то жених будет «с изъяном», скотина будет всю зиму реветь, и т.п.), но во время или после его вязания нередко произносили заговоры (пожелания обильного урожая на будущий год) или пели особые жатвенные песни. Делали последний сноп большим и тучным, перевязывали красной лентой и украшали цветами, лоскутками и пр., а кое-где даже превращали его в своеобразное чучело (наряжали в женскую или мужскую одежду, даже давали имя – Солоха, Овсей и др). Обычно «именинника» поднимали вверх (чтобы хлеб рос высоким и обильным), а потом несли с поля на руках и ставили в доме под иконами. Этот сноп сохраняли до будущего года; на Рождество его торжественно ставили на стол или под образа, как символ урожая, а весной примешивали его зерна к семенам, чтобы с ними передать земле силу прошлого урожая.

Во многих русских губерниях женщины в начале полевых работ и по завершении жатвы устраивали в поле особый ритуал – катались по земле или кувыркались через голову. Считалось, что таким образом происходит взаимообмен животворной энер¬гией: весной женщины символически передавали свою детородную силу земле ради усиления вегетации, а осенью забирали ее обратно. Совершали обряд обычно после изготовления «бороды» или «пожинальника», а катались или кувыркались по оставленным на поле колосьям или же рядом с ними, причем кое-где катали и «именинный» сноп. Во время «катания» обычно выкрикивали: «Нива, отдай мою силу!», а иногда и уточняли, для чего именно это нужно: «Жнивка, жнивка! Отдай мою силку на пест, на колотило, на молотило, да на криво веретено», «Нивка, нивка, отдай мою силку! Я тебя жала и силу потеряла! Жнивка, жнивка, отдай мою силку на яровинку, на овес, на гречиху, на конопельки!», «Ржаная жнивушка! Отдай мою силушку на яровую жнивушку!» и т.п.

В завершение дожиночных обрядов обычно устраивалась праздничная трапеза. Главным угощением на ней были каша, хлеб, яичница и вареные яйца, иногда – пироги и блины, а также вино, водка, мед и пр. Угощались обычно прямо на поле, либо в хозяйском доме. Когда-то подобные пиршества устраивались всей общиной в честь богов, и в некоторых русских селах даже в начале XX в. сохранялся обычай на Успение Богородицы выставлять угощение «на мирскую складку». Для такого праздника собирали продукты со всех дворов, сообща варили пиво, пекли пироги и яичницу-«пожинальницу», варили каши из разных зерен, забивали баранов и варили их мясо в больших котлах. Если крестьяне работали на помещика или зажиточного односельчанина, то угощение им выставлялось на господском дворе, за счет хозяина поля; при этом хозяин встречал работников на крыльце, а избранная девушка торжественно подносила ему последний сноп и получала за это подарок, после чего все жнецы приглашались за стол. В старину у русских помещиков принято было угощать на Госпожинки своих крестьян и праздно¬вать с ними конец жатвы.

Успение во многих местах называли последним летним днем. С этого времени начинаются осенние холода; отлетают ласточки, унося тепло, а у лягушек «зарастает рот» (они перестают квакать). По народному выражению, «с Успленья солнце засыпает» (восходит все позже), поэтому крестьяне на закате ходили в поле - провожать светило с песнями, а вечером впервые «вздували огонь» в избах (перед ужином зажигали лучину или свечу). В некоторых районах к Успению приурочивали первую встречу осени (первые осенины); с этого дня начинали водить осенние хороводы и устраивали первые посиделки, а девицы приглядывали себе женихов, готовясь к Покрову. Время с Успения до дня Ивана Постного (29 августа ст.ст.) в старину называлось «молодое бабье лето».

Наталья Шапарова

© Babr24.com

ОбществоРоссия

2901

28.08.2012, 19:59

URL: https://babr24.net/msk/?ADE=108118

Bytes: 6468 / 6468

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Россия)

Воскресенье аутизма

Во второе воскресенье февраля в мире отмечают «Воскресенье аутизма». Этот день также называют Международным днем молитвы за аутизм и синдром Аспергера. В 2025 году он приходится на 9 февраля. Праздник этот появился в 2002 году в Великобритании по инициативе родителей детей-аутистов.

Эля Берковская

ОбществоЗдоровьеМир

1734

08.02.2025

Инсайд. Асия Несоева как кривое зеркало российской оппозиции

История с малолетней мистификаторшей Джамилей Садриевой, которая выдавала себя за опытную журналистку Асию Несоеву, стала одним из самых громких медийных скандалов последнего времени.

Николай Головин

ОбществоСкандалыРасследованияРоссия

13358

25.01.2025

«Аритмией по России»

Москвич Александр Колесников совершил самое длинное путешествие по России. Он проехал 37 тысяч километров на УАЗике, установив официальный рекорд. А вчера, 19 января, Александр второй раз побывал в Красноярске. Подробности – в материале Бабра.

Валерий Лужный

ОбществоТуризмКрасноярск Россия

2686

20.01.2025

Реконструкция ТЭЦ-3: проект под вопросом

Реконструкция ТЭЦ-3 в Улан-Баторе, предложенная российской стороной, вызвала серьезные разногласия в Монголии. На заседании Постоянной бюджетной комиссии Великого государственного хурала, прошедшем 25 декабря, соглашение о реализации проекта не получило необходимой поддержки большинства депутатов.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесМонголия Россия

17535

29.12.2024

Возможности и угрозы: Монголия на пороге соглашения с ЕАЭС

Возможное подписание временного соглашения о свободной торговле Монголии с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) вызывает оживленные дискуссии. Планируемая сделка, охватывающая 375 видов товаров, открывает стране доступ к рынкам с населением более 200 миллионов человек.

Эрнест Баатырев

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесМонголия Россия

18457

28.12.2024

Подарок от Минфина: семнадцать процентов без отсрочек. Почём будет выпить в 2025 году

– Папа, ты теперь будешь меньше пить? – Нет, сынок, ты теперь будешь меньше кушать. В России второй раз за шесть месяцев вырастут минимальные розничные цены (МРЦ) на крепкий алкоголь.

Соня Нореман

ОбществоЭкономика и бизнесРоссия

17105

24.12.2024

Торговый оборот Монголии: рост экспорта и укрепление экономики

Монголия демонстрирует заметный рост внешнеторгового оборота, который за 11 месяцев 2024 года превысил 25 миллиардов долларов. Торговля велась со 158 странами мира, при этом объем экспорта достиг 14,6 миллиарда долларов, а импорта – 10,5 миллиарда.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия Россия

15905

19.12.2024

Инсайд. «Чайлдфри» больше не будет

Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий «пропаганду чайлдфри». За документ единогласно проголосовали все 403 депутата.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

12502

19.11.2024

Инсайд. Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве

Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве. Как известно, проверками можно закрыть любое учреждение. Именно так и был закрыт музей ГУЛАГ — под благовидным предлогом несоблюдения каких-то нормативов числа тараканов на квадратный метр.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

13211

15.11.2024

Эн+ объявляет о начале нового сезона грантового конкурса «Города со знаком плюс»

Прием заявок продлится до 15 февраля 2025 года. В этом году бюджет конкурса составляет 100 миллионов рублей, что позволит поддержать проекты, направленные на создание современной и комфортной социальной среды в городах, находящихся под ответственностью компании.

Ярослава Грин

ОбществоСобытияИркутск Россия

9115

02.11.2024

Мемориальную доску писателю Валентину Распутину открыли в Москве при содействии сенатора Андрея Чернышева

В Москве открыли мемориальную доску знаменитому сибирскому писателю Валентину Распутину. Идея установки принадлежит его семье и землякам. Всю организационную работу провел благотворительный Фонд «Сибирский Характер», который учредил сенатор Андрей Чернышев. «Мы дружили с Валентином Григорьевичем.

Алина Саратова

ОбществоРоссия Иркутск

4935

22.10.2024

Инсайд. Чиновник не идиот? Ну извините...

Законопроект об оскорблении чиновников взорвал Рунет. В России готовятся ввести уголовное наказание в виде лишения свободы на два года за оскорбление чиновников в интернете или СМИ.

Николай Головин

ОбществоСкандалыРоссия

4056

25.09.2024

Лица Сибири

Будашкаева Светлана

Альков Леонид

Шахматов Александр

Борзых Павел

Аминов Ринат

Таевский Дмитрий

Шагин Владимир

Баярбаатарын Болор

Егорычев Александр

Агеев Сергей