Вероника Чекоданова

© Новая газета

Культура Россия

4394

15.09.2006, 10:54

Музыка объединяет полушария

Левое и правое, Западное и Восточное. Но российские классические музыканты вынужденно выбирают одно — Западное

Классическим музыкантам в стране, где самый растиражированный «классик» современности — Николай Басков, а самая популярная концертная площадка — спорткомплекс «Олимпийский», живется непросто. Проблем хватает — от отсутствия интереса и помощи со стороны государства до, пожалуй, самого неприятного — невнимания массового зрителя.

Одни едут за границу, потому что не востребованы здесь, другие выживают на мизерную зарплату, решив остаться на родине, посвятив себя приносящим копейки концертированию или преподавательской деятельности.

О том, как эти проблемы выглядят изнутри, и о новых перспективах и возможностях русской классики мы поговорили с музыкантами из трех ведущих учебных заведений Москвы.

Вера Носина. Концертирующая пианистка, профессор, преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных и в Российском государственном институте музыкиимени Шопена.

Александр Моздыков. Преподаватель со стажем более 30 лет. Преподает в Московском государственном институте музыки имени Шнитке.

Павел Домбровский. Концертирующий пианист, дипломант Международного конкурса имени П.И. Чайковского, аспирант Московской консерватории.

— Многие русские классические музыканты сегодня живут и работают за границей. Как сложилась такая ситуация?

Моздыков: Огромный отток наших музыкантов из страны произошел в начале 90-х. Во многом это было связано с политической и экономической ситуацией — все кинулись в бизнес, в зарабатывание. Приоритеты были очень далекими именно от духовного развития личности. Поэтому многие музыканты оказались за чертой бедности. Они уехали и оставили обедненной свою страну. Сейчас многие тоже хотели бы уехать. Но практически все ниши на Западе уже заполнены, там очень трудно устроиться. Сейчас отток значительно сократился именно из-за этого. А на юго-востоке, например в Китае, не так много платят. Мне, например, неоднократно предлагали туда уехать. Но мне незачем ехать в Китай, здесь я могу заработать столько же и находиться дома, со своей семьей.

Домбровский: Существует мода на определенные направления в искусстве. 7—8 лет назад мода на русских исполнителей и педагогов на Западе прошла. Это закон перенасыщения рынка — слишком много было высокопрофессиональных музыкантов из одной страны. Поэтому нашим музыкантам все сложнее участвовать в международных конкурсах.

— За границей люди гораздо чаще посещают концерты классической музыки…

Моздыков: На Западе традиции не разрушались, как у нас, а сохранялись. Традиции формировали там определенный культурный слой населения. Для них естественно один раз в неделю или в месяц посещать концерты так же, как они посещают храмы. Духовная пища там — необходимое условие нормального существования. У нас же сейчас общенациональные потребности не сформированы. Вот почему на этой базе так разросся шоу-бизнес, который, на мой взгляд, калечит человеческие души.

— Как вы считаете, в дальнейшем публика обратит наконец внимание и на классическое искусство или будет все больше интересоваться поп-культурой?

Носина: Классическая музыка требует определенных душевных усилий, усилий мысли. Поэтому легкой музыкой всегда интересовалось большее число людей. А сейчас публику еще и активно воспитывают в духе поп-искусства средства массовой информации. Естественно, люди начинают мыслить в этом русле. Но часть публики, которая отдает предпочтение классической музыке, остается всегда, ведь только посредством ее человек может открыть для себя новые духовные пространства. К тому же поп-искусство уже многим надоело. Мода начинает проходить. Общество насытилось этим жанром, захотелось чего-то более содержательного. Публики на концертах классической музыки становится все больше. Проблема в том, что в шоу-бизнесе совсем другие финансовые возможности. То, чего достигает поп-звезда за короткое время, классический музыкант достичь не может. И создается впечатление, что это не востребовано обществом.

— Насколько престижно сейчас в нашей стране классическое музыкальное образование?

Носина: Среди музыкальной интеллигенции престиж этой профессии по-прежнему очень высок. Чем измеряется престиж? Если он измеряется финансовыми категориями, то да, невысок. Если культурными, то наоборот. Но родители не спешат отдавать ребенка в «классику», потому что этот тяжелый, выматывающий, иногда неблагодарный труд не имеет адекватной материальной компенсации. А родители хотят, чтобы ребенок жил хорошо и был востребован. С другой стороны, дети музыкантов, которые видят, в каких условиях работают родители, не всегда хотят идти по этой стезе. Отчасти поддержанию престижа профессии способствуют прославившиеся музыканты современности. Те, кого показывают по телевизору: Башмет, Спиваков. Спасибо им большое, как и каналу «Культура», и радиостанции «Орфей»…

Домбровский: Количество музыкантов, которых выпускают российские вузы, просто невероятное. Сейчас в Академии имени Гнесиных количество бюджетных мест на 15 больше, чем когда я поступал. Но потом эти люди по большей части никому не нужны. Для меня загадка, зачем растить столько специалистов, которым потом приходится просто драться за жизнь.

Моздыков: Конкурс очень высок только в вузах крупнейших российских городов. Это говорит о том, что наше дело находится на периферии интересов и приоритетов государства. Другая причина снижения конкурсной ситуации во многих других музыкальных учебных заведениях России — в отсутствии последующей востребованности кадров. Зато все стремятся в Москву — поближе к шоу-бизнесу.

Молодые музыканты стремятся попасть в Московскую консерваторию или Академию имени Гнесиных, надеясь, что там из них могут сделать того исполнителя, который будет востребован широкой публикой. Они мечтают об олимпе и миллионных прибылях. Эта тенденция пагубна. И здесь важная роль принадлежит музыкальной педагогике, которая не должна ориентироваться на этот олимп и сосредотачиваться на избранных. А стремиться к тому, чтобы образовать и воспитать музыканта, который потом передаст другим свое знание, тот глубочайший духовный опыт, который сосредоточен в классической музыке.

— Возможно ли сегодня классическому музыканту состояться профессионально и не умереть при этом с голода?

Домбровский: Нигде в цивилизованном мире, кроме нашей страны, культура не живет за свой счет. А получать доходы от концертов у нас сложно. В Европе билет на симфонический концерт будет стоить от 60 евро в зале, рассчитанном на 2000 человек. У нас мало людей могут заплатить такие деньги. Из пианистов с курса консерватории за счет концертов зарабатывают только три-четыре человека из тридцати. Остальные становятся педагогами, концертмейстерами…

Многие с удовольствием работали бы в музыкальных школах, если бы это давало возможность жить нормально. Я знаю, что музыканты не идут туда не потому, что считают это ниже своего достоинства, а только из-за зарплаты. В итоге они выбирают другую работу, порой даже другую область деятельности. Хотя специальные музыкальные школы дают очень ограниченные знания в области общеобразовательных предметов. Поэтому после ЦМШ или гнесинской школы поступить в какой-то другой вуз невероятно сложно.

Носина: Во всем мире разница в гонорарах музыкантов колоссальная. Есть очень дорогие исполнители. Есть те, кто только начинает, и они дешево стоят, а середина практически отсутствует. На доход от концертной деятельности при том хаосе, который царит сейчас в концертных организациях, прожить очень трудно.

Педагогическая деятельность гораздо более стабильна. Люди стремятся иметь хоть какую-то финансовую базу. Как правило, все музыканты-педагоги в гастрольных поездках выступают в трех ипостасях: как солисты, как лекторы и как педагоги, то есть ведут мастер-классы. Интересно, что, уходя в другую сферу деятельности, многие потом возвращаются. Музыка притягивает. Были случаи, когда человек уходил в бизнес, а потом, года через два, возвращался, не теряя профессиональной формы или восстанавливая.

Моздыков: Талантливый педагог, несомненно, может реализовать себя в России, но нужно очень много трудиться, чтобы стать таковым. Талантливый дирижер тоже может добиться успеха в России, дирижеры очень востребованы, их сейчас мало. В отношении исполнительства гораздо труднее, особенно в том, что касается пианистического искусства. Потому что концертные организации, к сожалению, на самоокупаемости. А искать своих спонсоров очень трудно. Но наше дело святое и, я надеюсь, будет жить. В тех сферах, которые направлены только на материальное благополучие, людям уже становится тесно. И они хотят самореализоваться хотя бы в желании услышать, прикоснуться к высоте классической музыки. Ведь в 90-х, когда начался постперестроечный обвал, все предрекали, что наше дело умрет, что в залах будет пустота. Но сейчас залы полны.

— Все дело в отсутствии финансовой поддержки со стороны государства?

Моздыков: Классическая музыка не может заработать как шоу-бизнес, которому не требуется государственной поддержки в силу самоокупаемости. Здесь, несомненно, требуется внимание со стороны государства. Зайдите в какое-нибудь учреждение, связанное со сферой бизнеса. Вы же не увидите этих облупленных стен, этого старенького линолеума, как у нас. Уже по этому можно понять, как проявляется забота власти о том деле, которым мы занимаемся.

Мне кажется, это основано на недостаточном осознании важности нашего дела — и педагогического, и исполнительского. И в конечном итоге здесь дело в недостаточном уровне духовной, этической, интеллектуальной культуры людей, руководящих таким грандиозным государством.

Домбровский: В Германии и в Австрии крупные оркестры, даже государственные, спонсируются. Доходит до того, что одна организация спонсирует скрипачей, другая — виолончелистов оркестра, третья — духовые инструменты. Я думаю, в нашей стране такое тоже возможно, просто нужно время, чтобы установились нормальные отношения между бизнесом и государством, бизнесом и культурой. Бизнесмены будут спонсировать культурные мероприятия, когда поймут, что это престижно и создает хорошее имя компании.

— Существуют ли сейчас в России частные организации, которые поддерживают классических музыкантов?

Домбровский: Есть различные частные фонды. Когда мне было 11, я впервые поехал за границу с концертом при поддержке такого фонда. Обычно фонды выбирают 5—6 детей и для них устраивают небольшую серию концертов в определенной стране. Это частные благотворительные организации. Есть известные фонды, например фонды Спивакова и Ростроповича для молодежи, есть фонд «Русское исполнительское искусство», который поддерживает взрослых музыкантов, дает стипендии и гранты педагогам. Таких серьезных фондов 5—6 в Москве. Музыкантам поступают предложения и от частных лиц. Например, крупный предприниматель сейчас вполне может построить небольшой концертный зал и потом приглашать исполнителей. Чаще всего подобные концерты бывают бесплатными, открытыми, доступными для всех.

— Каким образом можно привлечь внимание публики к классической музыке?

Носина: Нужны организации, которые занимались бы раскруткой исполнителей. Это очень большая проблема в России. Сейчас есть, например, Москонцерт. Но ставки там очень низкие, а концерт — это большой творческий акт, который требует серьезной подготовки. Филармонические структуры разрушены, не имеют достаточного финансирования и потому просто не могут приглашать исполнителей. Раньше они успешно работали. Сейчас их нужно воссоздать. И они должны иметь финансовую базу, возможность оплачивать исполнителей. Сейчас создается новая структура концертных организаций. Начинают появляться агентства, антрепризы, объединения, которые занимаются организацией концертов. Но это только начало.

Домбровский: А еще нужно объяснять людям, что классическая музыка это не обязательно очень хитро и скучно. Вовсе не обязательно делать большие рекламные кампании, просто достаточно информировать людей лучше. Я не рекламу по телевидению призываю давать в прайм-тайме, а делать так, чтобы публика хотя бы минимально была информирована.

— Какие изменения в сфере образования могли бы стимулировать интерес к классической музыке?

Носина: Обязательное музыкальное образование первой ступени — это очень развивает, гармонизирует личность, прекрасно развивает мозг, координацию, внимание, терпение, умение сосредотачиваться, решать логические задачи. Музыка — это вибрация, которая оказывает очень сильное воздействие на организм. Не случайно при фараонах существовали оркестры, которые их лечили. Платон писал, что с помощью музыки можно перевоспитать преступников. Музыка развивает оба полушария головного мозга и устанавливает между ними гармоничные связи. Люди, которые окончили музыкальную школу или училище и не продолжают музыкальное образование, часто добиваются более значительного успеха в других сферах деятельности, чем те, кто музыкой не занимается.

Домбровский: Сейчас музыкальные школы работают по принципу «обязательно из маленького ребенка сделать будущего музыканта». Я считаю, что нужно в первую очередь учить правильно воспринимать, слушать музыку, разбираться в ней, а не силой заставлять играть на музыкальном инструменте. Нужно сначала заинтересовывать ребенка, а если ему понравится, то он сам захочет учиться дальше. Если же нет, он и дальше будет неплохо разбираться в музыке и любить ее. Большой процент людей, которые оканчивают музыкальные школы, потом терпеть не могут классическую музыку из-за того, что их к этому принуждали. Возможно, не занятия на каком-либо инструменте, а основы сольфеджио, изучение строения музыки помогли бы людям более глубоко воспринимать музыку в дальнейшем.

Вероника Чекоданова

© Новая газета

Культура Россия

4394

15.09.2006, 10:54

URL: https://babr24.net/msk/?ADE=32665

bytes: 13743 / 13638

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экономика" (Россия)

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

10134

28.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

7163

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

16057

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4946

31.07.2015

Авиакомпания "Победа" ввела гигантский сбор за ручную кладь и взвинтила плату за багаж

Бюджетная авиакомпания "Победа" (дочерний дискаунтер "Аэрофлота") резко увеличила и без того немалые багажные сборы и ввела новые. В частности, с 11 февраля она намерена взимать 999-2000 рублей за провоз каждого места ручной клади, сообщает соб.корр. Travel.ru.

Артур Скальский

ЭкономикаРоссия

6426

04.03.2015

Долларопоклонники

Академик РАН отвечает на вопросы заместителя главного редактора газеты «Завтра». Александр НАГОРНЫЙ. Сергей Юрьевич, кризисы в нашей экономике обычно принято объяснять какими-то внешними причинами, а не ошибками правительственного курса.

Сергей Глазьев, Александр Нагорный

ЭкономикаРоссия

9915

25.01.2015

Сибиряки сняли в банкоматах 10 миллиардов и теперь несут их обратно

Жители Сибири атаковали банкоматы Сбербанка в конце минувшей недели и за два дня сняли 10 млрд. рублей, поверив слухам о блокировке карт Visa и MasterCard. В дни ажиотажа, 18 и 19 декабря, клиенты Сибирского банка сняли в банкоматах 5,6 млрд и 4,5 млрд рублей соответственно.

Юлия Хотяновская

ЭкономикаМир

8636

01.01.2015

Лица Сибири

Гаврилюк Александр

Константинова Оксана

Распутин Валентин

Дубков Александр

Сокол Сергей

Басманов Борис

Степанов Павел

Равилова Оксана

Шеверда Сергей

Дубынин Степан