Прорыв Самого музыкального: «Орёл и Ворон» прилетели с тремя «Золотыми масками»
Многострадальный Национальный театральный фестиваль «Золотая маска» сезона 2022‑2023 наконец‑то завершён. XXX юбилейная церемония объявления и награждения лауреатов прошла 24 июня в Театре имени Евгения Вахтангова в Москве.
Не будем описывать все перипетии, случившиеся с «Золотой маской» в минувшем году. Скажем лишь, что отбор номинантов проводился Экспертными советами под одним руководством, а жюри определяло победителей уже под другим, что не могло не отразиться на результатах. Например, в восьми (!) номинациях премию было решено не присуждать. Без объяснения причин. Без предупреждения номинантов, которые притащились в Москву лишь для того, чтобы услышать, что достойных среди них нет.
Не было как такового и фестиваля в Москве: номинанты премии отсматривались членами жюри на местах. Экономно, но объективность, кроме самих членов, оценить некому. Да и все ли члены смогли посмотреть все спектакли? Вопросов больше, чем ответов.
При этом новое жюри под новым руководством всё же умудрилось проглядеть «нехороших» номинантов и присудить премию, например, композитору Дмитрию Курляндскому, который уже успел демонстративно от неё отказаться, и спектаклю Театра Вахтангова по роману Тимура Кибирова «Генерал и его семья», что в очередной раз не на шутку возбудило патриотически настроенную общественность.
Ну а церемонию награждения, которая запоздала на два месяца, открыли новый председатель Союза театральных деятелей России и президент «Золотой маски», по совместительству художественный руководитель Театра Олега Табакова и директор театра «Современник» Владимир Машков и новый секретарь СТД и вице-президент премии, по совместительству директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок.
Впрочем, хватит предисловий. Все двусмысленности и подковёрно-политические интриги меркнут перед главным – триумфом Красноярского музыкального театра, заявившего на фестиваль свою новую постановку «Орёл и Ворон». Историческое событие для театра, который целенаправленно шёл к этим «Маскам» с прошлого театрального сезона.
Напомним, «Орёл и Ворон», написанный специально для красноярского театра по повести Пушкина «Капитанская дочка» и впервые представленный на суд публики в июне прошлого года, был выдвинут на соискание «Золотой маски» в трёх номинациях: «Оперетта/мюзикл. Лучший спектакль», «Оперетта/мюзикл. Лучшая мужская роль» (Станислав Сикирин) и «Оперетта/мюзикл. Лучшая роль второго плана» (Мария Селивёрстова).
Соперники были серьёзные: «Пётр I» Санкт-Петербургской музкомедии, «Сонная лощина» пермского «Театра‑Театра» и столичный мюзикл от Creative lab STAIRWAY «Человек, который смеётся». Тем ценнее «»Маска» за лучшую мужскую роль юного Станислава Сикирина, сыгравшего Петра Гринёва, и, особенно, «Маска» за лучший спектакль.
Марии Селивёрстовой, оставшейся без награды, расстраиваться совершенно не стоит. Понятно, что в реалиях современной России и новой «Маски» награду должен был получить Досифей в трактовке Константина Рубинского, а не Екатерина II, какой её увидели авторы «Орла и Ворона». Да и в принципе конкуренция во «втором плане» гораздо острее, поскольку номинация не разделяется на мужские и женские роли. А вот повторная номинация за карьеру дорогого стоит. Первый раз может быть случайностью или везением, второй – это уже знак качества.
Понравилась членам жюри и музыка Артура Байдо. Вот только Экспертным советом автор «Орла и Ворона» номинирован в категории «Лучшая работа композитора» почему‑то не был. Пришлось членам жюри изобретать дополнительную специальную премию «За создание музыки к спектаклю».
Таким образом, номинаций было три, и премии получено тоже три. С одним нюансом: вместо Марии Селивёрстовой «Маску» неожиданно получил Артур Байдо.
«Масок» у красноярцев, кстати, могло быть и больше. В категории «Оперетта/мюзикл. Лучшая работа режиссёра», например, премия в которой не была присуждена, Дмитрий Белов даже не номинировался. Или в категории «Оперетта/мюзикл. Лучшая женская роль», где было всего две номинантки из Перми и Питера и где премия также не была вручена, могла бы побороться за победу Надежда Коваленко.
Но, как мы знаем из спектакля «Орёл и Ворон», сослагательного наклонения у истории нет. Хотя пару вопросов Экспертному совету и членам жюри задать хотелось бы.
Стоит признать, что спектакль Самого музыкального не идеален. Есть вопросы и к сценографии, и к либреттистам. Однако не признать, что по уровню постановки это огромный шаг вперёд, нельзя. И три «Золотых маски» – ярчайшее подтверждение, что театр развивается, двигаясь в правильном направлении.
Всё, что происходило вокруг премии в этом году, – забудется. А вот «Маски» в Красноярском музыкальном – навсегда. До 24 июня было две персональных (у нынешней звезды питерской музкомедии Ивана Корытова за Осипа из «Инкогнито из Петербурга» в 2000‑м и главного дирижёра Валерия Шелепова за «Винил» в 2019‑м).
Три «Маски» оптом театр ещё не получал. Да и «Маска» за лучший спектакль у театра первая. И что‑то нам подсказывает, что не последняя.
Фото: vk.соm/stdrf, vk.соm/zolotayamaska_stdrf, vk.соm/muzteatr24, muztk.ru