Фестиваль «Язык мира»: новый Чехов, дерзкое «Кабаре», странная «Семейка Аддамс» и Безруков собственной персоной
Отличные новости для театрального сообщества и всех, кто неравнодушен к этому прекраснейшему из видов искусств. В Красноярск съедутся театры из Москвы, Екатеринбурга, Перми, Тюмени и Новосибирска.
С 19 по 31 августа 2022 года в городе пройдет IV Фестиваль театра юного зрителя «Язык мира» — один из главных проектов Красноярского ТЮЗа. В программу фестиваля войдут спектакли для семейной и молодёжной аудитории. Будут задействованы четыре сценических площадки Красноярска: в Большом концертном зале Краевой филармонии, в Театре оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, в Музыкальном театре и Драматическом театре им. А. С. Пушкина.
Откроет фестивальную программу екатеринбургский театр «Урал Опера Балет» оперой «Три сестры», созданной венгерским композитором Петером Этвёшом в конце прошлого столетия. В Кембриджском путеводителе по опере ХХ века музыковед Мэрвин Кук назвал «Трёх сестёр» последней значительной оперой прошлого столетия. С 1998 года она претерпела два десятка постановок — и в 2019 году пришла на екатеринбургскую сцену, с исполнением на русском языке.
Чеховская драма видоизменилась: действие развивается нелинейно, делясь не на акты, а на «последовательности» — в каждой из них история рассказана с точки зрения одного из персонажей: Ирины, Маши и Андрея.
В опере нет хора, но заняты два оркестра (в яме и в глубине сцены). Автор постановки — Кристофер Олден, оперный режиссер из Нью-Йорка, имеющий репутацию одного из самых известных и востребованных оперных постановщиков.
Ещё одно произведение, которое приедет в Красноярск из Екатеринбурга, — спектакль «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» в постановке Екатеринбургского ТЮЗа. Рассчитан на подростков и семейную аудиторию. Спектакль заманивает зрителей оригинальными визуальными, музыкальными и пластическими решениями. Вот такую аннотацию дают создатели постановки:
«Спектакль рассказывает непростую историю о том, как взрослея каждый из нас забывает самое важное, что интуитивно чувствуют все дети, и год за годом забытое считает выдумкой и ерундой. Вслед за Питером Пэном мы отправимся в Кенсингтонский сад, чтобы вспомнить и осознать то самое забытое важное. Когда сад закрыт для публики, он безлюден, но совсем не пуст. В это невероятное «фейное» время Питер не сразу, но убедится, что иметь веру в себя – то же, что иметь крылья».
Режиссёр мистерии по мотивам повести Джеймса Барри — Роман Феодори. Художник — Даниил Ахмедов. Композитор — Евгения Терёхина.
Пермская творческая команда из академического Театра-Театра привезёт на фестиваль «Язык мира» оперу «Антигона» – актуальную историю о власти и выборе в постановке Романа Феодори и с музыкой в авторстве Ольги Шайдуллиной. Жанр спектакля – опера для драматических артистов. Его создатели называют своё произведение попыткой по-своему рассказать историю великой дочери царя Эдипа.
Роман Феодори, режиссер-постановщик:
«Главный вопрос пьесы: что важнее – жизнь конкретного человека или порядок в государстве? Почти как у Достоевского: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка». Или все-таки стоит? В спектакле мы не будем давать ответы на эти вопросы, обличать или оправдывать кого-то из героев. Мы хотим показать две точки зрения, диалог между двумя правдами и оставить зрителю право выбирать, на чьей он стороне – Креонта или Антигоны».
В программе фестиваля заявлены два мюзикла. Один из них – «Кабаре» Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». Знаменитый бродвейский мюзикл с музыкой Джона Кандера поставил Алексей Франдетти, – один из самых успешных отечественных режиссёров, работающих в этом жанре. Зритель не без азарта будет следить за очаровательной Салли Боуллс и вместе с другими посетителями кабаре «Кит-кэт» предаваться безудержному веселью в месте, где правят деньги и власть. Но драйв и ощущение беззаботности обманчивы. Контекстом постановки станет надвигающаяся всеобщая катастрофа.
Тюменский Большой драматический театр привезёт в Красноярск мюзикл в двух действиях «Семейка Аддамс». Автор постановки — Дарья Борисова. Странные персонажи из готичной семейки впервые появились в журнале «The New Yorker» в 1938 году — полюбились они и современной российской публике. Пожалуй, главная мысль, которую можно извлечь из любых интерпретаций «Семейки Аддамс», — нет ничего более относительного, чем категория нормальности.
Завершит фестиваль «Язык мира» Московский губернский театр спектаклем «Дядя Ваня» по одной из самых известных пьес Антона Чехова. Режиссер и исполнитель главной роли Ивана Войницкого – Сергей Безруков. Именитый деятель культуры в своей постановке сдвигает фокус вниманиям с драмы провинциальной жизни на исследование драмы человеческой души, лишённой взаимной любви. Поиск спасения, возможного только в любви, и становится лейтмотивом постановки. Судя по отзывам на сайте МГТ, зрители увидят принципиально новое прочтение классического произведения.