Коррупция и гей-скандал в красноярской церкви. Верующие обвиняют настоятеля в поборах и связи с «единороссом»
Вот уже больше года в селе Каратузское Красноярского края продолжается скандал вокруг назначения нового настоятеля Петро-Павловского храма Георгия Потылицына. После его прихода в местную церковь среди прихожан случился раскол. Часть верующих перестала ходить в храм, упрекая нового настоятеля во многих прегрешениях — от алкоголизма и поборов до содомии. Прихожане обращались к патриарху Кириллу, писали письма региональным властям и даже записали обращение к Владимиру Путину. Но до сих пор никто не отреагировал на их призывы о помощи.
Около 40 верующих в начале декабря вышли на пикет, чтобы в очередной раз выразить недовольство новым настоятелем храма. Сами пикетирующие называют себя «детьми войны». Когда-то вместе с прежним священником храма Виктором Пасечнюком они восстанавливали здание храма, где в советское время находился кинотеатр. После увольнения Пасечнюка пожилые прихожане не поладили с новым священником и перестали ходить в храм.
Подарок для митрополита
В начале декабря 2016 года настоятеля каратузского храма Виктора Пасечнюка уволили со своей должности и сделали «штатным священником». После этого он обратился к митрополиту Красноярскому Пантелеимону. Как рассказал Открытой России Пасечнюк, увольнение стало для него неожиданностью: «Меня уволили без всякого вызова к митрополиту, без разбора, без предоставления обвинений. Просто прислали указ. Я прослужил более 20 лет, а настоятелем поставили только что рукоположенного секретаря благочинного — Потылицина Георгия».
В обращении бывший священник пишет, что причиной его увольнения стали денежные поборы, которые он не в состоянии был собрать. По его словам, отец Нищерет — настоятель Минусинского собора — потребовал от священника собрать 150 тысяч рублей на день рождения митрополита Пантелеимона. Однако таких денег собрать не удалось. «Наш приход намеренно обанкротил благочинный, — рассказывает Пасечнюк. — Он завышал все сборы, которые мы не могли отдавать. Был непомерный оброк. Это было специально сделано. Когда я не отдал деньги, то в день рождения митрополита меня убрали».
Как рассказал Пасечнюк, деньги с храма собирали два раза в год. Кроме этого, ежегодно с каратузского прихода требовалось 600 тысяч рублей для того, чтобы епархия доставляла церковные товары в храм независимо от их необходимости. По мнению Пасечнюка, таким образом обогащается лично отец Нищерет, который к тому времени уже успел обзавестись дорогостоящим коттеджем и двумя внедорожниками.
Сразу же после увольнения настоятеля храма верующие отправились в Красноярск на прием к митрополиту Пантелеимону. По словам прихожанки Валентины Золототрубовой, их возмутило увольнение Пасечнюка: «Когда нашего священника от бога выгнали из храма, мы не понимали причин и хотели получить разъяснения. С отцом Виктором мы прожили 21 год, все вместе поднимали храм из руин. Поэтому мы поехали к Пантелеимону. Мы сидели в приемной и ждали, когда нас примут. Вдруг резко открылась дверь, оттуда выскочил митрополит без головного убора и начал на нас кричать: „Кто из Каратузского приехал? Зачем? Пять лет не ездили. Вон отсюда!“. Мы ожидали человеческого приема, они сами спровоцировали этот скандал».
Красноярская епархия все же создала комиссию, чтобы разобраться в ситуации с увольнением отца Виктора. Как постановила комиссия, Пасечнюка сняли с должности «ввиду многочисленных фактов ненадлежащего исполнения священником обязанностей настоятеля». В числе нарушений назвали отказ бывшего настоятеля от посещения военно-патриотического лагеря «Лидер» и отказ в праздновании Дня Крещения Руси в районном музее из-за висящего в нем портрета Ленина. По мнению комиссии, Пасечнюк также виноват в уменьшении количества прихожан храма и неспособности закончить реставрацию храма. Обвинения же в адрес отца Нищерета епархия отвергла.
«Голубоглазый» конфликт
Отношения части прихожан с новым настоятелем Георгием Потылициным не заладились с самого начала. По словам верующих, новый священник начал приходить на службу пьяным, переизбрал угодного себе старосту, прикрепил на стенах храма много ящиков для сбора денег и установил расценки за крещение и отпевание. Прихожане рассказывают, что в мае 2016 года священник не явился на литургию, после чего прихожане сами его разбудили и привели в храм. «Георгий сразу показал, что хозяин только он и никто другой. У нас возникло недопонимание. Он сразу же поставил в храме много ящиков для поборов. Когда заходишь церковь, такое ощущение, что они все руки поднимают и говорят: „Дай, дай, дай“. При отце Викторе стояло всего два таких ящика. Он никогда не просил деньги за крещение, отпевание. Говорил, чтобы давали кто сколько может. Георгий же сразу поставил нам расценки. Покрестил — взял 1500 тысячи, отпел — также взял около 2000 тысяч», — рассказала Золототрубова.
После этого у пожилых прихожан и молодого священника началось настоящее противостояние. Он не хотел слушать советы и наставления пожилых людей, они мечтали вернуть прежнего настоятеля. По словам Золототрубовой, Георгий вел себя «неправильно» — отдавал приказы, смеялся над ними и указывал на свой сан: «У нас сразу же пошло отторжение. Нет в нем простоты человеческой, души — как должно быть у священника. Если мы начинали ему подсказывать, то он по своему нам давал отпор. Сказал нам, что наш священник Виктор не умеет зарабатывать деньги, а он умеет. У нас началось противостояние. Мы хотели ему подсказать, помочь чем-то, а он нас отталкивает, воспринимает в штыки».
Вскоре всех прихожан и жителей небольшого села ждала очередная волна потрясений. В начале лета 2016 года региональные СМИ сообщили о гомосексуальных связях Потылицына с «единороссом», сотрудником районной администрации Александром Козиным. Моментально новость о нетрадиционной ориентации священника стала одной из самых обсуждаемых на лавочках каратузского района.
Откуда появились слухи, сельчане точно не знают: то ли священника с чиновником застали в бане, то ли в самом храме. Но обсуждение подхватили быстро. Как рассказала Золототрубова, слухи о гомосесксуальности священника прихожане услышали позже всех: «Мы узнали в последнюю очередь, когда об этом написали красноярские СМИ. Мы не вникали, нас это не касалось. Абакан гудит, газеты выпускают материалы только так. „Дождь“ к нам прилетел, представляете? Как не поверишь? Мы сами, конечно, не свидетели. Но публикации в СМИ нас настораживают. Пока это все не раскрылось, многие в поселке это видели. Идут и за ручку держатся. Встретились — поцеловали друг друга. Зачем? Они ходят не скрывая, обнимаются и целуются. Еще мальчик-сирота рассказывал, что священник предлагал ему интимную связь».
Открытой России не удалось дозвониться до Григория Потылицына. Отец Нищерет отказался комментировать протесты прихожан «без благословения епархии». Сам отец Георгий в интервью московской съемочной группе опроверг все обвинения в свой адрес. Сотрудник местной администрации также отрицает нетрадиционные отношения со священником: «Почему мы не должны общаться и дружить? Точки соприкосновения были найдены, потому что мы не можем не задуматься о духовно-нравственном воспитании молодежи», — рассказал Козин. Кроме того, и священник, и чиновник говорят, что они — люди семейные. В семье Козиных пятеро детей и шесть внуков.
Покаяние за грехи
С тех пор пожилые прихожане перестали посещать каратузский храм. Теперь они ездят за 40 километров в монастырь в Кочергино. «Нанимаем автобус и едем. Последний раз нас было около 50 человек. Мы бываем там на службах, исповедях. Причащаемся там. В свой храм теперь не ходим. Если Григорий участвует в гомосексуальных скандалах, вы извините, как мы пойдем к этому человеку? Вставать на колени перед ним и еще грязные руки целовать? О чем говорите-то?», — возмущается Золототрубова.
В последний год верующие писали письма на имя патриарха Кирилла, обращались к губернатору региона Александру Уссу, записывали обращение к президенту Путину. Как рассказала прихожанка, ответ пришел только от заместителя управделами московской патриархии Саввы Михеева. Прихожане хотели вернуть священника, но в демократии им отказали: «Нам посоветовали любить Георгия и помогать ему. Мы дали ответ этому Савве. Сложили вырезки из газет и отправили. Мы хотим достучаться до всех высоких властей, от кого зависит сегодняшнее православие в нашем храме. Мы хотим, чтобы нас, детей войны, услышали. Нам сколько жить осталось? Дайте нам прожить нашу старость с верой и умереть, чтобы нас отпели по-человечески. Но никак не идти к Георгию».
Несмотря на многочисленные просьбы прихожан, представители духовенства так и не провели проверку нового настоятеля и не отреагировали на просьбы верующих. Всех примирить попытался глава каратузского сельсовета Александр Саар. В июле 2016 года за стол переговоров ему удалось посадить отца Георгия и недовольных прихожан. На обвинения верующих в употреблении алкоголя Георгий заявил, что «два факта было» и за это он «кается и причащается». На собрании отец Григорий также признался, что специально устроил беспорядок в алтаре по «указаниям свыше», чтобы сфабриковать доказательства против отца Виктора.
У Потылицина есть сторонники. Староста, выбранная при отце Георгии, Галина Агишева рассказала, что в церковь сейчас стало ходить гораздо больше людей. «К нам приходят по 70 человек. Приходит очень много молодых семей. А если люди не с богом, то они и воюют. Мы прямо ходим к богу, а священник для нас просто сопровождающий. Судить нельзя, это будет Господь делать. Это не по-христиански. Я призываю всех к вере, любви и уважению к друг другу. Давайте объединимся и прекратим все распри и расколы», — говорит она.
Конфликт в небольшом селе Каратузское не разрешается до сих пор. Региональные издания продолжают выпускать новые фильмы и писать статьи о сельском конфликте. А прихожанам по-прежнему приходится ездить в другой храм за 40 километров. А пока, по словам верующих, нового настоятеля не принимает даже сам храм. «У нас лампадки не горят, они тухнут. По три раза батюшка подходит и зажигает», — жалуется жительница Каратуза.
Новости Красноярского края - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!