Глава храма, в котором 360 человек отравились "святой водой", рассказал о купании в Крещение
Протоиерей Каллиник Подлосинский, настоятель Михаило-Архангельского храма города Иркутска, перед праздником Крещения дал интервью о смысле купания в иордани.
Любопытно, что в течение прошедшего протоиерей ни словом не обмолвился о том чрезвычайном происшествии, которое случилось год назад. Напомним, что водой из источников на территории храма отравились 360 человек.
Судя по всему, священник ничуть не раскаивается в произошедшем. Оно и правильно: чем быстрее верующий откинет тапочки, тем быстрее он попадет в Царсике небесное.
"В Крещение каждый желающий рано утром, да и весь день может окунуться в Крещенскую воду. Купание в праздник Крещения, безусловно, хорошая, полезная и добрая русская традиция. Но это никак не является каким-то «омытием грехов», как иногда об этом пишут средства массовой информации, они по неведению своему говорят и пишут, что вот в Крещение искупался человек и все - омылся от грехов!
Окунутся в крещенскую воду - не покаяние. Ведь покаяние - это таинство, когда человек осознает и осуждает себя за свои проступки перед Богом, просит у Бога прощения, это суд совести своей. А такого понятия, что искупался в Крещение и тем самым очистился от грехов, в церкви не существует. Хочу сказать, что купание, конечно, хорошо, но в такой праздник – не это главное. Главное в этот день - прославить Бога за ту милость, что он дает нам эту особую крещенскую воду. Праздник Крещения называют еще праздником Богоявления, потому что здесь была явлена Троица – Бог Отец свидетельствовал о Сыне, на которого Дух Святый спускался в виде голубя. В этот день освящается вся вода на земле и, конечно, в этот день в каждом храме, на источниках, на реках совершается освящение воды. Накануне, в Сочельник вода освящается тем же чином, только в храмах. Чин освящения и в Сочельник и в Крещение один и тот же. Разделять эту воду нелепо, делать этого не следует.
Сейчас очень много разговоров о том, что в ночь на Крещение нужно набрать водички из какого - нибудь источника и не обязательно ходить в церковь. Это касается только тех людей, которые живут очень далеко от храма, тогда, конечно, по вере приходящего можно взять водички из какого-то источника. Но где есть храм, обязательно нужно идти в церковь за крещенской водой. Нужно участвовать в самом богослужении, которое бывает однажды в году. Ведь Господь сказал: «Там, где двое или трое собрано во имя мое, там и я посреди них, и чего не согласятся просить, то будет им». И в этот день мы все, вместе собравшись, молимся, чтобы эта вода несла освящение нашему жилищу, помогала нам в борьбе с грехами нашими, поэтому ходить в храм обязательно нужно, крайне необходимо в этот день. Православный человек эту водичку приносит, ставит ее в святой уголок, там обязательно наклеечка должна быть, что это крещенская вода. И не следует ее набирать ведрами, флягами, вполне достаточно и литра взять, главное надо с благоговением брать, благоговейно хранить, иначе теряется благодать Божия!
И, конечно, надо c благоговением употреблять в течение всего года – утром натощак, а для этого нужно взять чистой водички - ложечку туда крещенской воды и, пожалуйста, каждое утро освящайся с молитвой, чтобы этот дар служил нам в помощь и укрепление наших душевных и телесных сил. А если кого-то беспокоят какие-то мысли, духовная какая-то немощь, страсти сильно беспокоят, то можно принимать эту воду и на ночь. Но! Ни в коем случае нельзя считать, что крещенская вода заменяет причастие.
Хотелось бы, чтобы в этот праздник Крещения свет Вифлеемской звезды, и та благодать, которая нам подается в освящении воды, просвещали ума и сердца всех, с верою приходящих, всех, кто с верою принимает эту освященную воду. Желаю всем, чтобы благодатная сила этого праздника укрепляла душевные и телесные силы ваши, чтобы было время всем потрудиться для пользы своей души, прежде всего. А когда человек обретает мир в себе, он сможет помочь обрести его и другим людям."
С протоиереем беседовала Ольга Кремлянская.
Между тем иркутские протоиерей, кажется, рискнул прйти против мнение иерархов РПЦ либо, по иркутской традиции, просто малообразован в вопросах веры. В частности, секретарь Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества священник Михаил Дудко заявляет, что "Церковь не только это приветствует, но и возглавляет. Для верующих это приобщение к особой благодати, которую Господь ниспосылает в этот день на воды. Это и жертва, потому что не так просто пожертвовать своим комфортом и погрузиться в ледяную воду."
Любопытно, что покойный патриарх Алексий II был категорическим противником купания в Крещение. В частности, он говорил:
"В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках. <...> Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою – значит требовать2 от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. <...> Подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены"
С православного форума "Азбука веры"
Вопрос верующего:
Здравствуйте, меня зовут Тимофей.
В крешение 19.01 ряд священников утверждают что вода освященная, можно спокойно окунаться любому человеку и не заболеешь а поправишь здоровье даже после проруби, я два раза в 2005 и 2007 годах на Ладожском озере окунался, а вот на третий раз в 2008г после окунания застудил оба голеностопа, болели и опухали ноги два месяца, до сих пор побаливают , Окунание происходило конечно после службы и освящения воды. Я являюсь прихожанином храма и регулярно причащаюсь. Без абсолютной веры, что я не заболею в эту холоднющюю воду на Ладожском ветру, я бы не полез ни за что.
1 Почему некоторые отцы вводят в заблуждение по поводу того что не заболеешь окунаясь в Крещение?
2 Почему Господь попустил такую болезнь в Крещение в место исцеление. ( мой знакомый батюшка Яков (Амбарцумов) затрудняется ответить.)
Ответ священника:
Здравствуйте, Тимофей!
Думаю, Господь попустил Вам заболеть «в место исцеление» за вашу гордыню. И тон Ваш, и позиция, да и осуждение священников («почему некоторые отцы вводят в заблуждение») показывают, что Вы воспринимаете все это крещенское купание с претензией.
Вы спрашиваете, почему заболели. А я спрошу встречно. А почему Вы не должны были заболеть? Почему Господь должен отменять законы природы, законы естества нашего?
По особой милости Он их отменяет, но в Вашем случае не отменил.
Так что лучше кайтесь в гордыне, лечитесь и уже смиренно (может быть, через пару лет) приходите к ледяной купели. И, может быть, Господь смилостивится над Вами и не попустит Вам заболеть.
И передавайте привет моему сокурснику по Семинарии и другу отцу Якову Амбарцумову.
С любовью, свящ. К.