Елена Орлова

© Областная газета

РелигияИркутск

3843

02.12.2009, 16:18

Игорь Олзоев: Народ – это язык и религия

Шаманизм – от этого слова веет чем-то таинственным, уходящим вглубь веков. Однако древние верования не спешат становиться частью истории, а прибайкальские шаманы объединяются в совет и обсуждают, например, вопросы воспитания молодежи. Мы же, жители Прибайкалья, вне зависимости от национальности и вероисповедания, завороженно слушаем легенды и бурханим в святых местах. Что это?

Тяга к национальному колориту? Или детская вера в чудо, которая живет в душе почти каждого взрослого человека? Кто они – современные шаманы? Об этом газете «Областная» рассказал председатель совета шаманских общин Прибайкалья Игорь Олзоев.

– Игорь Владимирович, зачем шаманы объединились в совет?

– В истории шаманизма создание совета общин – случай уникальный. Наверное, такую меру продиктовали время и тот факт, что многие наши традиции за советский период были утрачены.

Раньше наш народ жил только в своих улусах и долинах, а сейчас бурята можно встретить везде – от Владивостока до Калининграда. Тогда каждый шаман был защитником своего поселения, рода и племени. Их объединяла вера и принадлежность к одному народу, а желание защитить своих людей от территориальных или ментальных притязаний соседей, напротив, разобщало. Но сейчас у бурят все изменилось, от принципа территориального деления до жизненного уклада. Причина тому – неизбежное влияние европейской и восточной культур.

– Говорят, в Прибайкалье буряты были подвержены меньшему влиянию, например, того же буддизма, чем в соседней Бурятии.

– Это верно, по сравнению с бурятами, живущими по другую сторону Байкала, на нас очень мало влияла тибетская, монгольская и китайская культуры. Гораздо более сильное влияние на нас оказала русская культура. Кстати, у прибайкальских бурят самый архаичный язык и вера – шаманизм. Они почти такие же, как тысячелетие назад.

– Этнографы говорят, что у прибайкальских бурят очень сложный пантеон богов, во многом схожий с греческим.

– Да, это так. Но коренное отличие шаманизма от других религий в том, что мы никогда не обращаемся к высшим богам напрямую. Когда шаман проводит обряд, он призывает ближних духов – покровителей рода и местности, в которой живет человек, или «царей» этой земли, то есть определенной большой территории, например, района. А над этими меньшими духами стоят хааты – «цари», «покрывающие» – оберегающие – всю Прибайкальскую землю, начиная с Тункинских хребтов и заканчивая Енисеем и Леной. Над ними стоят тэнгрины – небесные божества, мы почитаем 55 западных и 44 восточных. А над всеми младшими и старшими духами – отец Вечное синее небо, которое никогда не меняется, и мать Широкая земля. И если присмотреться внимательнее, суть нашей веры немногим отличается от других мировых религий.

– А почему вы избегаете обращаться сразу к высшим духам?

– Мы верим, что покровители рода быстрее откликнутся на людской призыв, ведь наши проблемы, как правило, не мирового масштаба. Мы не считаем себя достойными, но верим, что наш призыв по иерархии дойдет к высшим божествам через младших духов. Только собираясь большим тээлганом, мы можем обратиться к старшим духам.

– С какими проблемами сегодня люди обращаются к шаману?

– С любыми житейскими вопросами, от здоровья и брака до проблем в бизнесе.

– Игорь Владимирович, а как вы сами стали шаманом? Ведь вы современный человек, с высшим образованием.

– Да, раньше я был атеистом, поскольку вырос в советское время. Пионерия, комсомол, я и партийным работником был… Но вы знаете, есть такое понятие – шаманский корень, «утха». Это род, в котором из поколения в поколение рождается отмеченный ребенок.

Я сам из Осы, и до меня в нашем роду был шаман Владимир Таров, у которого, кстати, восемь детей. Но когда я приехал на родину – я тогда работал в Бурятии и к тому времени уже окончил академию в Москве, – он мне сказал: чашу мою ты будешь держать. Я очень удивился, ведь я ничего не умел, не знал обрядов, у него же было столько наследников… А когда он ушел в иной мир, у меня начались неприятности, стали сниться странные сны. Впервые в жизни тогда я увидел цветной сон – прапрапрабабушку Дуулан Тоодэ, одну из прародительниц нашего шаманского рода, которая имела все девять посвящений. Она передала мне какую-то чашу. Сначала я забыл про этот сон, неприятности увеличивались. А потом ко мне стали обращаться люди. Я сначала отнекивался, а затем понял, что это мое предназначение.

– Почему отказывались?

– Ведь меня никто не спрашивал, хочу ли я обладать этими способностями. Быть шаманом – не самая лучшая доля, особенно для человека семейного. Ты близким не принадлежишь, не можешь быт нормально устроить. Люди приехали провести обряд, и ты должен все бросить... А обряд проходит по наитию, ведь у нас нет письменных источников. Это как вдохновение – твои слова должны литься, как вода из ключа. И всегда частицу своей жизни отдаешь человеку, который обращается к тебе за помощью. Ритуалу можно научить каждого, так же как любого можно научить держать карандаш и кисть. Но художниками становятся немногие.

– У бурят есть черные шаманы и белые, значит ли это – добрые и злые?

– Не совсем. Я, например, из большого рода черных шаманов. Покровитель моего рода от черных тэнгринов. Считается, что черный шаман может ставить защиту от злых духов. Но будет он творить добро или зло, зависит от его личности, ведь в каждом человеке борется черное и белое. А между ними еще много полутонов.

– Вернемся к совету шаманских общин Прибайкалья. Расскажите, кто в него входит?

– Сейчас у нас существуют две шаманские общины. Сахилгаан – в переводе с бурятского языка «молния» – объединяет эхирит-булагатских и баяндаевских шаманов. Бургыд – что значит орел – осинских и боханских. Совет выполняет объединяющую функцию и призван сохранять и восстанавливать обрядовые традиции бурят. В совет шаманских общин входит 12 человек. Они курируют все шаманское движение в Прибайкалье, включая Тункинскую долину. Кстати, у нас более 100 лет не проводились общеплеменные тээлганы. А за время нашего существования, за год, мы провели молебен хозяину Иркутска, который заодно является хозяином торговли, и ердынский тээлган.

– Кстати, когда будут ближайшие Ердынские игры?

– Ердынские игры бурятских и тюркских родов, которые когда-то жили вокруг Байкала, проводятся раз в четыре года у священной горы Ерд в Ольхонском районе. Во время них проходят спортивные соревнования, ехор и большой тээлган. В прошлом году мы собирались их провести, но власти поставили нас перед выбором – либо Сурхарбан, либо Ердынские игры. Нам кажется, что такой подход неверен, затраты на игры небольшие, а польза от них велика. Ердынские игры, единственные в своем роде, могли бы стать брендом Иркутской области. Судите сами, на них приезжают калмыки, алтайцы, якуты, монголы, тувинцы и представители других народов. В этом году мы силами совета шаманских общин Прибайкалья провели большой ердынский тээлган, на который собралось около 2 тыс. человек. Хоровод вокруг горы Ерд сомкнулся, и обряд состоялся.

– Что это означает?

– Благополучие, покровительство духов. Но важен не только религиозный смысл действа. Такие мероприятия имеют огромное культурное значение. Ведь что такое народ? Это язык и религия. Шаманские призывания – молитвы, легенды – те же стихи и песни, в которых заключена мудрость многих поколений, кодексы чести, заповеди. Главная задача совета шаманских общин – чтобы бурятский народ не забывал свои традиции. Младшие уважали старших, родственники не бросали сирот и стариков. А со временем мы, возможно, восстановим многие обряды.

Елена Орлова

© Областная газета

РелигияИркутск

3843

02.12.2009, 16:18

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=82567

bytes: 7541 / 7541

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Религия" (Иркутск)

Иркутская епархия: есть вопросы

Весна 2022 года стала временем вызовов для России, а роль ключевых государственных институтов существенно повысилась. Не исключение – и Русская православная церковь, приходы которой в свете недавних событий стали опорой и прибежищем для многих людей.

Екатерина Степанидзе

РелигияСкандалыРасследованияИркутск

43462

29.04.2022

Нам пишут. Каков поп, таков и приход?

Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишет вам прихожанка храма Рождества Христова в Иркутске-2. От имени нашего прихода хотела бы поделиться с читателями переживаниями и обратиться с вашей помощью к нашему Преосвященнейшему Владыке, митрополиту Максимилиану.

Екатерина Степанидзе

РелигияСкандалыИркутск

11617

23.02.2022

Вопрос с храмом в иркутском микрорайоне Приморский решён?

В иркутском микрорайоне Приморский, по всей видимости, решен вопрос с противостоянием сторонников и противников строительства в роще храма-памятника святого Александра Невского. Напомним, в конце октября стороны «обменялись» силовыми методами.

Алина Саратова

РелигияСкандалыОбществоИркутск

14548

02.11.2021

Строительство храма в Приморском – попытка депутата Романова реабилитироваться?

Депутат Заксобрания Прибайкалья Антон Романов встал на сторону жителей города и направил мэру запрос по поводу строительства храма в Приморском.

Роман Русских

РелигияПолитикаОбществоИркутск

38271

24.09.2021

Кому нужна церковь вместо парка в Иркутском микрорайоне Приморский

Строительство храма Александра Невского в микрорайоне Приморский Иркутска курирует депутат думы по 34 избирательному округу Михаил Корнев. Кстати, именно он с тогдашним главой Свердловского округа Иркутска Олегом Шандруком добились появления на Якоби действующего Александро-Невского храма.

Алина Саратова

РелигияСкандалыОбществоИркутск

13505

06.09.2021

Бумеранг для Дикунова

Как бизнес иркутского любителя старины по иронии судьбы запнулся о памятник. Вопль отчаяния Эдуарда Дикунова вчера, 11 августа, оглушил околополитическую общественность Иркутской области: - Дорогие друзья! Работа фонда «В поле зрения» вызывает огромное противодействие.

Максим Бакулев

РелигияНедвижимостьЭкономика и бизнесИркутск

41073

12.08.2021

На покой за «против батьки», или Политические гонения от РПЦ

Сравнительно молодой по церковным меркам 69‑летний епископ Белорусского экзархата Русской православной церкви, архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий (в миру Александр Кищенко) отправлен на покой.

Филипп Марков

РелигияПолитикаМир

59701

19.06.2021

Храмовый комплекс вместо «Парка времени». Жители Ново-Ленино негодуют

В ЖК «Эволюция» будут строить церковь, воскресную школу и приходской дом. Хотя местным жителям обещали «Парк времени». Новость о строительстве очередного храма взбудоражила общественность.

Анна Амгейзер

РелигияОбществоСкандалыИркутск

13916

04.06.2021

Кто не пускает в мечеть иркутских мусульман: власти или вирус?

«Пост о возмущении по поводу происходящей ситуации вокруг Иркутской соборной мечети» написал на днях в «Инстаграме» один из ее прихожан, назвав свою публикацию «Мечеть и несправедливость».

Макар Громов

РелигияОбществоИркутск

20045

01.02.2021

Секту "Свидетелей Иеговы" оставили без "Зала царств"

На дворе 2020 год, но до сих пор у россиян на слуху принятое в 2017 году о ликвидации «Управленческого центра Свидетелей Иеговы» в России и местных религиозных организаций «Свидетели Иеговы» (решение № АКПИ17-238).

Лера Крышкина

РелигияРасследованияНедвижимостьИркутск

41841

21.09.2020

Религиозная "самоизоляция" Саянской епархии

«Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.» Евангелие от Марка, 11.17 Весна 2020 года стала, возможно, самым сложным для России с «лихих 90-х» временным отрезком, напрямую влияя на все сферы экономики и сферы жизнедеятельности.

Леонид Улих, социальный эколог

РелигияРасследованияЗдоровьеИркутск

62508

18.04.2020

Фото дня. Губернатор-«варяг» и «местный» митрополит

Церковь в Российской Федерации официальна отделена от государства. А еще в России официально люди живут по законам, а власть меняется в результате выборов. Впрочем, не о том речь.

Антoн Херсонцев

РелигияПолитикаИркутск

41242

07.01.2020

Лица Сибири

Мажукин Михаил

Дронова Ксения

Разумов Дмитрий

Ходорковский Михаил

Гомбоев Сергей

Сагдеев Тимур

Ветрова Наталья

Торопов Кирилл

Бызов Анатолий

Стекачев Евгений