Ольга Андреева

© Областная газета

ИсторияИркутск

3202

07.06.2009, 13:59

Взгляд с театральной галерки

Уже полтора столетия Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова является визитной карточкой нашего города. Но одно дело просто гордиться своим театром, совсем другое – знать его историю.

В поисках этих знаний мы довольно долго поднимались по крутым театральным лестницам, туда, где обычно начинается любовь к театру самых преданных его поклонников – на галерку. По другую сторону от входа на галерку вот уже 21 год находится театральный музей. В бывшем репетиционном зале собраны подлинные раритеты, так или иначе относящиеся к истории старейшего сибирского театра.

Своим рождением и нынешним существованием музей обязан его бессменному хранителю – заслуженному артисту России Виталию Сидорченко.

– На одном из собраний коллектива мне предложили сделать музей, и я опрометчиво согласился. Это огромнейшая работа, и я тогда не представлял ее объема. С тех пор вот уже третье десятилетие так и занимаюсь этим.

Результатом работы стал не только музей, но и книга, которая сейчас является библиографической редкостью, – «Иркутская антреприза». В 2003 году Виталий Петрович получил за нее губернаторскую премию в области литературы и искусства. А двигателем всего театрального дела он считает первых антрепренеров, чьи портреты украшают музей.

– Если перевести на современный язык, антрепренер – это человек, который ведет театральный бизнес. В старину говорили так: «Я в Иркутске держал антрепризу». Это значит, что на сезон он сюда привозил труппу.

Однажды я сидел в наших архивах, одна бабушка подошла и сказала: «Я вам хочу назвать адрес, где можно кое-что найти по старому театру». И посоветовала поработать с маклерскими книгами. Теперь мы называем их нотариусами, а раньше это были маклеры. Все договоры обязательно шли через них. И были большие маклерские книги размером примерно метр на полтора, толстые, написанные мелким убористым почерком. Я «поломал» глаза, зиму сидел, но нашел что искал. Читаю: «Мещанин такой-то нанимает поймать столько-то омуля, купчиха такой-то гильдии нанимает построить себе сарай». И вдруг в этом же ряду среди рыбы, сена и сараев написано: «Уроженец царства Польского Иосиф Маркевич заключает договор с актером Семеном Разгониным – крепостным графа Шереметьева. Нанимает его актером за 300 рублей в сезон серебром с условием играть характерные роли и приходить трезвым на работу». И вот так через эти договоры я за год собрал информацию о первых труппах. В основном актеров нанимали на актерской бирже в Москве по амплуа, и все труппы были сборные – как драматические, так и оперные.

– Виталий Петрович, когда и где в Иркутске был открыт первый театральный сезон?

– В 1850 году в деревянном здании Общественного собрания, на том месте, где сейчас находится мемориал «Вечный огонь». В этом же году Иосиф Маркевич пришел к генерал-губернатору Николаю Муравьеву и предложил построить театр. Деньги на эти цели, прежде всего, взяли из винного откупа – раньше тот, кто держал кабачок, должен был обязательно платить налог. Потом были различные пожертвования купцов. В 1851 году здание театра возвели как раз на его нынешнем месте. Назначили дирекцию первого театра в составе трех человек, среди которых были и представители городской думы. Потому что, если прогорал антрепренер, он бежал в думу и кричал: «Дайте денег!»

– Случалось, что и прогорали?

– Частенько, особенно первые лет пятнадцать. У нас было очень мало зрителей. В то время горожан насчитывалось не больше 20 тысяч человек. Но какой мог быть для них театр? Институт благородных девиц только-только открылся, интеллигенция зарождалась. Постоянно в театр ходили человек 500–600. И, конечно, когда антрепренер прогорал, помещение отдавалось под проведение балов.

Более-менее регулярно спектакли начали ставить с 1864 года. С подачи купца Ивана Краузе, который, кстати сказать, первоначально к театру никакого отношения не имел, но, что называется, присох к нему. В 1861 году помещение первого театра сгорело, Муравьева-Амурского перевели в Москву, и сюда губернатором приехал Михаил Корсаков. Иван Осипович пришел к нему и сказал: «Я хочу театр». Опять деньги таким же образом собирали – из винного откупа и пожертвований зажиточных горожан. В итоге в 1864 году построили маленький одноэтажный театр на углу улицы Дворянской (ныне Рабочей), недалеко от биологического корпуса ИГУ. При Краузе актеры впервые стали выезжать на гастроли: на телегах по московскому тракту отправлялись на запад и доезжали до Томска. Там однажды проездом был член императорской фамилии великий князь Владимир Александрович, который от нечего делать пришел на спектакль иркутской труппы Краузе. Ему так понравилось, что он сказал: «В отдаленных местах нашей империи я вдруг нашел прекрасную труппу». Это высказывание Краузе быстренько поместил на афишу, и у театра был бешенный успех. Тогда потихонечку театр начал звучать.

– Блистали ли на дореволюционной сцене иркутского театра по-настоящему «звездные» артисты российской сцены?

– В 1870-х годах узнали, что здесь живут очень хорошие, щедрые люди, которые могли красавице-актрисе преподнести шубу из меха или подарить артисту золотой портсигар. После таких подношений слава о том, что здесь хорошо платят, разрасталась по всей России. С тех пор о нас пошла молва как о театральном городе. Стали приезжать настоящие сильные актеры. Например, Константин Пузинский по образованию был юристом, окончил юридический факультет Казанского университета, но в историю русского театра вошел как блестящий исполнитель ролей старух Островского. И, конечно, о нем знали и на него ходили. Или, например, Лиза Горева, героиня. Она приезжала в театр на экипаже, и капельдинеры, которых мы теперь называем контролерами, выстилали ей дорожку от центрального входа до кареты и выстраивались в ряд. Она могла позволить себе подобный пиар. Именно она первая из российских актеров гастролировала за границей.

– Когда возникла идея строить театр в том виде, в котором мы его видим сейчас?

– В 1890 году сгорело уже третье деревянное помещение театра, и местная интеллигенция решила: «Хватит, давайте строить каменный театр». Генерал-губернатором в то время был Александр Горемыкин, который очень хотел, чтобы театр был достойным. Заказали проект в академию архитектуры в Петербург. Во всероссийском конкурсе победил главный архитектор императорских театров Виктор Александрович Шретер. Опять расчистили все на месте пожара, и в 1894 году началась стройка. Здание возвели за два года вручную, затратив 308 тысяч тех далеких рублей. Бюджет с момента строительства вырос в два раза от планируемых затрат. И в результате на свет, отопление, машинерию денег просто не осталось. Генерал-губернатор лично ездил по всем богатым домам, но средств не было. И тогда театр заложили в банк Медведниковой за 25 тысяч рублей, на эти деньги все доделали, а потом рассчитались. Театр открылся 30 августа 1897 года.

– Наш театр, безусловно, прекрасен, но были ли в нем какие-то особенности при постройке?

– Архитекторы получили задание ни в коем случае не делать никаких залов ни под приемы, ни под балы. В здании должен быть только театр. Но при этом здесь были запланированы и построены сразу три театральных буфета, причем с горячим. Такса буфета городского театра выглядела следующим образом: рюмка водки столовой – десять копеек, бутылка пива – 25 копеек, рюмка коньяка 30–40 копеек, стакан кваса – пять копеек, лимонада – 20 копеек. Печенье к чаю, чай, пирожное. Папиросы, сигареты разных цен, водки местных заводов. Отвечать за буфет специально нанимали человека, он относился к дирекции, антрепренер к нему отношения не имел. То же самое с человеком, который отвечал за вешалки. Цена за вход, с сохранением верхнего платья, с мужчин – 75 копеек, с дам – 55 копеек. Это уже цены 1908 года.

– Дорого было ходить в театр?

– Были билеты и по пять рублей, а это очень большие деньги. Пуд мяса – 16 кг – стоил 2 рубля 50 копеек. А вся галерка – это 15–20 копеек для студенчества, гимназистов, ремесленников.

– Когда в Иркутске появилась постоянная труппа?

– В 1930-х годах. Тогда объединяли даже с Красноярской труппой, потом были оперные сезоны. Я сейчас работаю над этой частью, но и материал труднее найти, чем по дореволюционному театру. Революционная буря многое безвозвратно поглотила, архивов практически нет, но все равно кое-что удается отыскивать.

Ольга Андреева

© Областная газета

ИсторияИркутск

3202

07.06.2009, 13:59

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=78297

bytes: 8283 / 8283

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "История" (Иркутск)

Телеграм Иркутска за неделю: сгоревший острог, стрельба в Усолье и борющийся Серебренников

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 16 по 22 сентября включительно. Потерянная история В Железногорске-Илимском произошел крупный пожар, уничтоживший уникальный культурный объект – точную копию башни Илимского острога.

Глеб Севостьянов

ИсторияОбразованиеПолитикаИркутск

18422

23.09.2024

Вместе со всем народом ты ковала Победу, Сибирь

Иркутск и иркутяне в годы Великой Отечественной войны. Начало войны По данным Всесоюзной переписи 1939 года, в Иркутской области проживало свыше 1,2 миллиона человек, из них более 240 тысяч человек в городе Иркутске.

Лилия Войнич

ИсторияИркутск

15045

09.05.2024

Глазковский некрополь: нерожденное дитя иркутской мэрии

Сколько их, невыполненных обещаний от мэрии, таится в глубинах памяти жителей Иркутска! Малые и великие идеи гордо озвучиваются властями в период выборов и приезда высоких гостей из Москвы, но привычно забываются, как только дело доходит до реальной работы.

Глеб Севостьянов

ИсторияКультураПолитикаИркутск

56293

30.11.2023

Здравствуй, Кобзев, Новый год! С чем поздравляли Иркутскую область?

27 сентября чиновники, кому не лень, поздравляли население Иркутской области с ее 87-летием. Странный возраст, если учесть, что областной центр исчисляет свою летопись веками.

Георгий Булычев

ИсторияПолитикаОбществоИркутск

51241

28.09.2023

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей. Множество туристов посещает Монголию в середине июля, чтобы стать частью этого масштабного действа.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМир

21236

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления. Одна из учениц выступила с весьма развернутыми тезисами о том, что она хочет жить в Дубае. Ее позиция была хорошо продумана и аргументирована.

Дмитрий Верхотуров

ИсторияПолитикаМир

27175

28.06.2023

«Энергия преобразований» – история семьи Николая Курбатова, учредителя знаменитых иркутских бань

Накануне в сети был размещен новый выпуск проекта «Энергия преобразований». На этот раз видеоролик посвящён истории семьи Николая Курбатова, построившего в конце XIX века знаменитый банный комплекс на Цесовской набережной города Иркутска со своим компаньоном Григорием Русановым.

Соня Ломачевская

ИсторияНедвижимостьИркутск

7328

16.05.2023

Блогнот. Как «закалялась» сибирская нефть в годы войны под руководством Андрея Трофимчука

Продолжаю рассказывать об академиках и ученых в рубрике #людинск. Фамилию сегодняшнего героя вы наверняка слышали, но вряд ли знаете обо всех его заслугах перед Новосибирском и страной в целом. Андрей Алексеевич Трофимук родился в 1911 году в бедной белорусской семье.

Анна Леро

ИсторияНаука и технологииГеоНовосибирск Иркутск Красноярск

9869

09.05.2023

Викторины на Бабре. Ледокол «Ангара» в событиях и фактах

В телеграм-канале «Иркутск. Дальше некуда» завершился цикл викторин, посвящённых знаменитому ледоколу «Ангара». Сегодня мы подведём итоги и кратко расскажем про иркутскую достопримечательность.

Анна Амгейзер

ИсторияКультураОбществоИркутск

22187

07.02.2023

Блогнот. Иркутск - очень красочный пример воспроизводства профессионального потенциала руководителей

Специфику воспроизводства профессионального потенциала руководителей органов местного самоуправления интересно рассматривать на примере конкретных городов. Очень красочным примером является Иркутск. Конец прежней эпохи борьбы за место градоначальника в Иркутске можно определить 2005 годом.

Владислав Шиндяев

ИсторияПолитикаИркутск

22952

20.01.2023

Бои в Иркутске: те, что были. И те, что могли быть

Видимо, памятник «Борцам революции» в Иркутске – окончательно всё. Пресс-служба регионального Следкома сообщила, что он затеял проверку по признакам преступления, предусмотренного статьей 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).

Камиль Фахрутдинов

ИсторияОбществоИркутск

18575

26.10.2022

«Крыловщина»: первый рейдерский захват в Иркутске

Когда к Иркутску подошел Московский тракт, это был один из главных сибирских городов. Население насчитывало уже около 9 тысяч человек. Очень много по сибирским меркам. И главные тут – купцы, потому что основным двигателем развития города являлась торговля. А вот помещикам откуда взяться?

Камиль Фахрутдинов

ИсторияИркутск

10882

09.09.2022

Лица Сибири

Карасёв Дмитрий

Ильиных Сергей

Фалейчик Юрий

Прокопьев Анатолий

Шмидт Сергей

Жалсараев Анатолий

Козырев Евгений

Лбов Александр

Гук Денис

Цыденов Александр