Джаз становится престижным
В области завершился очередной джазовый сезон.
Джазовый сезон в Иркутской области завершился. Впереди лето, а летом джазовые развлечения просты и безыскусны – не слишком частые (к сожалению!) концерты Ангарского клуба романтического джаза на бульваре Гагарина да редкие клубные выступления иркутских музыкантов. Попробуем, оглянувшись назад, вспомнить, чем порадовал и огорчил первый (первый!) полноценный сезон джазовой музыки в нашем городе.
Во-первых, можно выделить в сезоне три формата: клубные концерты ("Весь этот джаз" в ресторане "Сокровище Флинта", тихо угасший "Джаз на высоте" в Байкалбизнесентре и еле тлевший "Джаз по воскресеньям" в клубе "Живой звук"), филармонические концерты ("Джаз в филармонии", семь концертов) и концерты фестивальные (IV Ангарский джазовый фестиваль, два концерта). Главная тенденция сезона – угасание интереса и музыкантов, и публики к клубным концертам. Отчасти это связано с тем, что у клубных площадок – так уж совпало – были трудные времена, отчасти от того, что иркутский джаз взрослел, а возможности клубов (в том числе финансовые) росли не так быстро.
Зато филармонические концерты (по крайней мере большинство), наоборот, вызвали повышенный интерес и музыкантов, и публики. Вадим Санников, Сергей Есиков, "Клуб романтического джаза" с Вячеславом Титовым, Сергеем Рушковским, Дмитрием Агафоновым и Олей Леденевой, "Доктор Джаз" с Ильей Константиновым и Натальей Лихошерст – вот неполный список наших музыкантов, которых хочется упомянуть в первую очередь. Их клубные выступления и концерты стали точкой отсчета в нынешнем сезоне, несмотря на то что клуб романтического джаза проработал скорее в режиме "пожарной команды" (вывозя на своих плечах намного больше концертов, чем другие команды), а в музыке посвятил сезон больше экспериментам, чем работе на публику. Кстати, отдельное спасибо следует сказать Василию Кучеренко, бессменному ведущему многих (если не всех) джазовых мероприятий.
Однако тон и уровень задавали все же гости: Анна Королева (два выступления – в Иркутской филармонии и в Ангарске), новосибирцы Наталья Соболева, Андрей Турыгин, Николай Панченко, Алексей Подымкин, Олег Петриков и любимые местной публикой бывшие иркутяне Дима Аверченков и Сергей Кушилкин.
Выступления в филармонии и два концерта в Ангарске – и каких концерта! – заслуживают отдельного рассказа. Наталья Соболева – мастер роскошного исполнения комфортных и знакомых тем (Жобим, Гершвин). Ее выступления в Иркутске и Ангарске воспринимаются всегда замечательно, ибо Наталья – певица редкого обаяния. Аня Королева (в меньшей степени в Иркутске, в большей в Ангарске) – саксофонистка и певица мощного, стихийного темперамента, но с железной западной выучкой и школой (спасибо ее учителю Е.Серебренникову, также участнику фестиваля в Ангарске).
Ну а Подымкин, Панченко, Петриков, Аверченков, Федотов на пятом часу (!) концерта в Ангарске устроили такое, что услышавшим не то что забыть – уснуть после всего этого было непросто. Подымкин с коллегами привезли программу, состоящую из классики би-бопа, и это был настоящий, черный би-боп. Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, чьи вещи звучали в программе, были исполнены слаженно, очень плотно, а вместе с тем акустично и объемно. Даже звук, в первый день фестиваля выстроенный неважно, вдруг стал почти идеальным.
Во второй день фестиваля выступила также москвичка Анна Бутурлина, чьи профессиональный вокал и обаяние также были вознаграждены. Закончила фестиваль уже известная иркутянам и ангарчанам группа "НьюТон" из Новосибирска.
Так что если рассматривать иркутский джазовый сезон с точки зрения качества музыки, то оно было вполне на уровне, и явных провалов почти не было, за исключением нескольких выступлений в клубах и на фестивале, где по-другому и не бывает. Но, пожалуй, самый важный итог сезона (и фестиваля) – очевидный интерес к джазовой музыке как со стороны филармонии, так и со стороны спонсоров и средств массовой информации. Джаз становится интересен, престижен. Так что следующий джазовый сезон обещает быть еще круче. По крайней мере, подготовка к очередному – пятому – джазовому фестивалю началась сразу после окончания нынешнего.
для "СМ Номер один"