Артур Скальский

© Еженедельный журнал

КультураИркутск

3129

12.10.2002, 00:00

Под кислородом

Я хочу вам рассказать об одном спектакле, который видела на днях. Рассказать именно здесь, на месте, предусмотренном для каких-то общих размышлений, а не рецензий, поскольку предмет, который меня занимает, в сущности не спектакль, а симптом. Симптом чего — предстоит понять.

Есть в Москве такой новый театрик — «Театр.doc», я уже о нем писала. Его курируют драматурги Александр Родионов и Максим Курочкин, сами сочиняют программу и красят стены. Именно с этой крошечной сцены, где нет ничего, кроме пары стульев, спектакли разъезжаются по престижным мировым фестивалям, представляя новую русскую драму или новый способ обращения с текстом. Так вот, на этой сцене и показали спектакль Ивана Вырыпаева «Кислород».

Вырыпаев — фигура в новых околодраматургических кругах уже известная. Двадцативосьмилетний актер и режиссер из Иркутска приехал в Москву и мгновенно ее завоевал. Его новую пьесу «Валентинов день» планируют поставить в нескольких театрах, включая Московский ТЮЗ. Спектакль Вырыпаева под названием «Сны» — череда наркоманских монологов — уже объехал несколько солидных европейских фестивалей, а в Лондоне на «Неделе русских пьес» режиссером показа был знаменитый Деклан Доннеллан. В общем, Вырыпаев — не под забором найден. То, что он сейчас показал на сцене «Театра.doc», — не спектакль, а «театральный проект». И хотя режиссер в программке значится другой, это проект Ивана Вырыпаева. Выходя на сцену, он сам, на пару с рыжеволосой актрисой Ариной Маракулиной, произносит свой текст.

Диджей, ставящий музыку, объявляет названия номеров. Их десять — по числу заповедей, и каждая из тем начинается и завершается перефразированными цитатами из Библии. Вырыпаев, танцуя, мечет в зал текст ритмически, на огромной скорости, так что едва успеваешь следить за его перескоками с предмета на предмет, с образа на образ. И только иногда прерывает себя словом «припев» и заново повторяет то, что кажется ему особенно важным. Что-то вроде: «В человеке два танцора, два легких танцора, два легких. Легкие танцуют — человек получает кислород...» Он говорит о том, что такое «кислород», который нужен всем. Что кислород — это рыжеволосая девушка в льняном платье и веревочных босоножках, а в темноволосой женщине с короткими пальцами его нет. И что курить траву, есть яблоки и пить фруктовые соки — это кислород, а валяться пьяным на заблеванном полу — нет. Ну и так далее. Во всем этом есть некоторый сквозной сюжет. «Не убий» — про то, как «Санек из маленького провинциального города» убил свою жену в огороде лопатой. «Не пожелай жену ближнего» — про то, как он безумно влюбился в рыжеволосую москвичку. А «не сотвори себе кумира» про то, что кумир у Санька — секс. Но если бы речь шла только об этом, «Кислород» не стоил бы разговора. Дело в том, что за час представления, которое имело очевидно клубную, а не театральную природу, автор успевает вплести в свой сюжет все: и Иерусалим, где «люди на улицах взрываются, как арбузы на жаре», и взрыв нью-йоркских башен, и то, что арабский летчик, ведущий самолет на таран, задыхается от ненависти так же, как задыхается от дыма пожарный, тушащий башню, и многое другое.

Вырыпаев говорит о легкости, но во всем этом действе больше тяжелой маеты. Кажется, что из дымного клубного воздуха, из общих мест молодежных споров и задушевных разговоров он вытянул весь философический дым, все «идейные» испарения мозгов, забитых взрывоопасной кашей, и сделал их своим лирическим высказыванием. В нем угадывается многое: странно трансформированные провинциальные комплексы и европейский левый антиамериканизм, имморализм, восхищение террористами и нравоучительный пафос. Вырыпаев может захватить зал своей актерской витальностью и поэтическим напором, но при этом не оставляет ощущение, что гремучая смесь, дымящаяся в его тексте, — это то, что мы слышали не раз в запальчивых спорах «о главном», которые часто заканчиваются мордобоем.

Драматург претендует на то, чтобы быть поэтом именно этой — «идейной» — части клубной молодежи. Он не просто делает спектакль — он, как выяснилось, создает Международное творческое движение «Кислород» и является его главным идеологом. А также планирует провести в Питере мероприятие под названием «Кислород – фестиваль современного». Трудно предсказать, что будет, если «Кислород» из маленького театрального подвальчика выйдет в город.

Артур Скальский

© Еженедельный журнал

КультураИркутск

3129

12.10.2002, 00:00

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=4107

Bytes: 4319 / 4319

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Видео дня. «Громовержцы»: не герои не сдаются

Marvel Studios представила новый трейлер супергеройского боевика «Громовержцы» (Thunderbolts*) – 36‑го фильма медиафраншизы «Кинематографическая вселенная Marvel» и последнего полнометражного эпизода пятой фазы франшизы. Дублированную русскоязычную версию опубликовал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

7263

11.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Миска для любимца», зимний девичник и мюзикл «Русский фантом»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 11 по 16 февраля у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игры.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияИркутск

10632

10.02.2025

Божественный клоун Голливуда. К 100‑летию Джека Леммона

«В джазе только девушки», «Квартира», «Дни вина и роз», «Большие гонки», «Китайский синдром», «12 разгневанных мужчин»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

8933

09.02.2025

Видео дня. Возрождение Юрского периода

Кинокомпания Universal Pictures представила официальный трейлер научно-фантастического экшн-триллера «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World Rebirth). Дублированную русскоязычную ВК‑версию опубликовал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

8187

07.02.2025

Видео дня. Двуликий Де Ниро в мафиозной драме Левинсона

Творческое объединение Iron Voice представило дублированную версию трейлера гангстерской биографической драмы «Мудрые парни» (The Alto Knights) от кинокомпании Warner Bros. с Робертом Де Ниро в двух главных ролях.

Филипп Марков

КультураМир

8358

03.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: ток-шоу «Новые горизонты», викторина «Тайны земли Иркутской» и спектакль «Собака на сене»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 4 по 9 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11960

03.02.2025

The Day the Music Died — памяти Бадди Холли

«Давным-давно... Я все еще помню Как та музыка заставляла меня улыбаться» Дон Маклин «American Pie» «День, когда умерла музыка» — так в Америке называют день авиакатастрофы, произошедшей во вторник, третьего февраля 1959 года, в Айове близ Клир-Лейка.

Эля Берковская

КультураИсторияМир

4354

03.02.2025

Голубоглазый бильярдист Голливуда. К 100‑летию Пола Ньюмана

Обладатель самых голубых глаз в истории кино и кумир миллионов женщин второй половины XX века...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7465

27.01.2025

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дудука звук целебный», спектакль «Белоснежка и семь гномов» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 28 января по 2 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13631

27.01.2025

Как личная обида стала культурной доктриной в Бурятии

Документальный фильм «Бурят в европейском кино» режиссёра Артёма Бурлова, посвящённый судьбе советско-французского актёра бурятского происхождения Валерия Инкижинова, стал лакмусовой бумажкой для проверки отношений власти и искусства в Бурятии.

Виктор Кулагин

КультураПолитикаСкандалыБурятия Иркутск

15028

25.01.2025

«Золотая маска 2025»: «Восемь женщин», «Халхин Гол» и толпа дипломантов

Национальная театральная премия «Золотая маска» объявила номинантов сезона 2023‑2024 года.

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

17340

24.01.2025

Блогнот. Об «исключительности» Пантыкина и вкладе «Экстравертов» в «Антигону»

Обычно я всякую ерунду обхожу стороной. Но сегодня мне попалось на глаза столь смешное в своей наивности заявление, что я, пожалуй, прокомментирую.

Филипп Марков

КультураИркутск

20799

16.01.2025

Лица Сибири

Покацкий Вячеслав

Жакова Ольга

Федосеенко Вячеслав

Толстихин Дмитрий

Виниченко Иван

Круглов Виктор

Иванов Антон

Хаптагаев Сергей

Бурлаков Александр

Коновалов Валентин