Формула скандала. Иркутский музыкальный отменил главную премьеру осени
Как ни старалось руководство Иркутского музыкального театра не вляпаться в скандал с затянувшимся ремонтом сцены, избежать печальной участи не удалось.
Первые сомнения закрались ещё весной, когда стало известно, что заменой сценического оборудования ИМТ занимается контора Asia Music Бориса Рожанского. Ведь в Иркутске давно не секрет, что Рожанский мастерски работает с «откатами», за счёт которых и получает подряды, а вот качество и сроки – не его конёк.
Понятно, что мимо двухсот миллионов бюджетных рублей, выделенных на реконструкцию сценического пространства Музыкального театра, он пройти, конечно, не мог, благо дружба с руководством театра давняя.
Сколько из этих миллионов утекло мимо сцены ИМТ, насколько безопасно для актёров установленное (читай: висящее над их головами) оборудование и как скоро этим штанкетам, софитам и лебёдкам понадобится новый ремонт, можно только гадать.
Следующая потрясающая история случилась в сентябре, когда ремонт, которому конца и края не было видно, был... приостановлен для проведения фестиваля Дениса Мацуева «Звёзды на Байкале». Что такое остановить ремонт, навести порядок, а спустя две недели запустить процесс заново, объяснять не нужно. Но ради Мацуева, вернее, его миллионов, и не на такие жертвы пойдёшь.
Сезон ИМТ открыл 15 сентября на Малой сцене, назначив открытие Основной на ноябрь. И сразу следом поставил в репертуар премьеру «Формулы Гайдая», на 11 и 12 ноября. И открыл продажу билетов. И, судя по всему, не успел.
26 октября на сайте театра и на страницах соцсетей появилось объявление, что премьера в назначенные дни не состоится. Это, конечно, ЧП, красноречиво свидетельствующее о непрофессионализме руководства.
Но дальше – хуже. Театр не перенёс премьеру, он её... отменил. По‑взрослому, со сдачей билетов обратно в кассу. Заодно отменил ещё три спектакля, мешавшие выпуску премьеры в более поздние сроки.
Судя по репертуару, новые даты премьеры – 1 и 2 декабря. Однако в объявлении об этом ни слова. Да и то, кто всё‑таки захочет посмотреть – сами разберутся.
При этом билеты, купленные на 11 и 12 ноября, в декабре недействительны, ведь речь идёт именно об отмене, а не о переносе.
То есть два полных зрительных зала, более полутора тысяч человек, должны или оформлять возврат на сайте, если покупали через интернет, или специально ехать в театр и оформлять возврат денег в кассе. Ну а потом, если не пропадёт желание посетить премьеру – покупать билеты заново уже на 1 или 2 декабря. И это мы говорим о тех, кто об отмене узнает заранее, а не когда при полном наряде придёт в театр.
Божественная схема, насквозь пропитанная «заботой о зрителе», да не о простом, а о премьерном. О тех, кто ждал премьеру, кто заранее позаботился и купил билеты, а не случайно проходил в день спектакля мимо театра. Некоторые поклонники после таких «фортелей» могут в театр и не вернуться. Но директор ИМТ Татьяна Мезенцева, похоже, живёт по принципу «Да куда они денутся».
И знаете, что ещё бросилось в глаза? Насколько словоохотливы ведущие соцсетей театра (пресс-службой назвать этих дилетантов язык не поворачивается) по поводу и без, и как они теряют дар речи, когда происходит нечто неприятное. В случае с отменой первой премьеры сезона вместо человеческих «друзья, так получилось», «мы делали, что могли, но увы» и «просим отнестись с пониманием» подписчиков удостоили скромными и банально-канцелярскими «по техническим причинам» и «администрация приносит свои извинения».
Ну а теперь вопросы.
1. Нормальный директор, переживающий за театр, а не за себя в нём, доверил бы столь ответственную реконструкцию сцены неблагонадёжной конторе Бориса Рожанского?
2. Нормальный директор, имеющий собственное мнение, стал бы гнаться за сиюминутной прибылью и проводить фестиваль на недоделанной сцене, рискуя срывом сроков окончания ремонта?
3. Нормальный директор, заботящийся о репутации театра, стал бы открывать продажу билетов на премьеру, не будучи уверенным, что премьеру не придётся отменять?
4. Нормальный директор, уважающий своих зрителей, стал бы отменять премьеру с возвратом билетов, когда спектакли можно было просто перенести с возможностью посещения по билетам, уже приобретённым ранее?
Последний вопрос зададим непосредственно министру культуры Иркутской области.
10 сентября на страницах соцсетей регионального минкульта Татьяна Мезенцева удостоилась хвалебного поста серии «Люди культуры», из которого мы не без удивления узнали, что при ней «театр добился больших успехов в своём развитии», что благодаря ей в театре «внедрены новые технологии», что «театр активно взаимодействует и популяризирует».
А в марте текущего года директор ИМТ, разумеется, с подачи министерства, получила Губернаторскую премию в номинации «За эффективное руководство».
Так вот. Дорогая наша Олеся Николаевна, у нас одних когнитивный диссонанс сейчас?
Также читайте на Бабре:
Чудесатый сезон Иркутского музыкального театра
Иркутский музыкальный театр в Чите: ещё не началось, а уже стыдно
Фото: vk.соm/irkutskmusicaltheater, Алексей Кушниренко / irkobl.ru