Кино-2013: Подростки, подвиги, подражание и поддавки
В иркутский прокат вышел фильм «Перси Джексон и море чудовищ» – вторая часть саги о рутинных приключениях тинейджера-полубога.
«Перси Джексон и море чудовищ» (Persy Jackson: Sea of Monsters) (6+). Режиссер: Тор Фреденталь. США, 2013
В прошлой серии нью-йоркский подросток-лузер Перси Джексон (Логан Лерман) узнал, что он сын Посейдона, отчего-то прослывший на Олимпе похитителем Зевсовых молний. В начале этой, второй, серии все у Перси уже улажено: он тусуется в так называемом Лагере Полукровок с другими детишками богов, продолжает крутить любовь с дочкой Афины (Александра Даддарио) и дружить с козлоногим негром-сатиром (Брэндон Т. Джексон). Но тут на Лагерь налетает коварный злодей и уничтожает какое-то там волшебное дерево, без которого полубогам жизнь не в жизнь. Воскресить чудо-дерево можно почему-то лишь с помощью небезызвестного Золотого Руна. За ним Перси со товарищи в этот раз и отправится, а путь его будет лежать через зловещее море страшных чудовищ…
Страшно далеки эти унылые юные янки от колоритных английских детей из «Гарри Поттера»
Первый фильм про подростка-полубога («Перси Джексон и похититель молний») был поставлен три года назад знаменитым Крисом Коламбусом, режиссером первых двух частей «Один дома» и первой же пары серий «Гарри Поттера». Собственно, «Перси Джексон» и задумывался в качестве проекта, долженствующего принять эстафетную палочку у выросшего волшебника из Хогвартса (в 2010-м про него как раз вышел предпоследний фильм).
Естественно, Коламбус (а вернее всего – стоящие за его спиной продюсеры из Fox) слишком уж раскатал губу, если рассчитывал, что вялые приключения (не столько придуманные американским писателем Риком Риорданом, сколько позаимствованные им из древнегреческой мифологии) безликого американского подростка смогут стать достойным преемником вполне уникального волшебного мира, измышленного английской сказочницей Джоан Роулинг.
Гигантомания до добра не доводит: стоило сделать Минотавра переростком – и он оказался не более чем жалкой калькой с Годзиллы
В итоге экранизация «Джексона» предсказуемо заняла по отношению к экранизации «Поттера» примерно такое же место, какое и в художественном, и в финансовом плане занимают сочинения Риордана относительно произведений Роулинг. Но все-таки кое-какую прибыль «Похититель молний» принес – и продюсеры, ничтоже сумняшеся, запустили в производство фильм по второй книге из саги о Джексоне (всего этих книжек – шесть штук).
Однако в этот раз все риски сведены к минимуму. Обломав свои амбиции на первом фильме, во втором продюсеры принялись трястись за каждый цент. Поэтому во второй части правят бал дешевизна и робость, тогда как характеристиками первой все-таки были показушность и наглость, а детскому блокбастеру это обычно идет только на пользу.
Роль главного шута франшизы перешла от негра-сатира к растяпе-циклопу
В связи с этим формула «Моря чудовищ» представляется крайне простой: перед нами, так сказать, слабый раствор «Похитителя молний» – и ничего сверх того. Все то же самое, но с многажды проделанной операцией вычитания. Вычтен опытный режиссер – вместо Коламбуса «Морем чудовищ» заправляет начинающий киноремесленник немецкого происхождения Тор Фреденталь. Минусование распространилось и на актеров – из суперзвездного состава первой части (Пирс Броснан, Ума Турман, Кэтрин Кинер, Шон Бин, Стив Куган, Росарио Доусон) здесь не осталось вообще никого.
Сразу видно, что у авторов «Перси Джексона» нету философского камня (который, как всем известно, был у Гарри Поттера). Вот никак и не задается у них алхимически-мошеннический процесс по обращению заведомо неблагородного металла в золото.