РепринтЪ: "Евреем быть прекрасно!", утверждает раввин Иркутской синагоги
10 лет назад, в 2002 году, Бабр писал:
"Писатель Владимир Жаботинский говаривал, что евреи делятся на две категории: евреи по несчастью и евреи Божьей милостью. Раввин Иркутской синагоги – тот, который Божьей милостью.
Улыбчивый, приятный, обаятельный молодой человек. Ему всего 29, выглядит еще моложе. "Может быть, потому что я не курю?" – в ответ на мою удивленную реплику о несоответствии видимого и действительного говорит он. Кстати, сейчас в России все раввины молодые. История прихода раввина Давида к иудаизму интересна. Он не из религиозной семьи и к иудаизму пришел интуитивно и путем логических рассуждений. И еще раввин Давид утверждает, что евреем может стать каждый человек.
Иудаизм – едва ли не самая загадочная религия. У евреев 613 основных заповедей. Еврейский календарь – солнечно-лунный, он объединят свойства календаря христианского и мусульманского. Если у православных самый главный праздник – Пасха – бывает раз в год, то у евреев самый значимый праздник случается раз в неделю. Это Шаббат, или Суббота. Это другой мир, он вне времени, географии, пространства. Евреи называют Субботу преддверием рая.
Моисей – самый главный раввин
– Раввин на иврите звучит как "рав", что можно перевести как "большой" и как "ссориться, активно спорить", – поясняет в начале беседы раввин Давид. – Но если говорить по сути, то раввин – это человек, который в конкретной еврейской общине лучше других разбирается в еврейском законе, и другие евреи признают это.
– То есть в его руках сосредоточена реальная власть?
– У него полиции нет, армии, тюрем тоже нет – какая власть? Раввин обладает авторитетом, который построен исключительно на уважении – так было и сто, и тысячу лет назад. Раввинство идет от самого Моисея, мы считаем его первым, главным раввином и стремимся быть на него похожими.
– Кто и как занимает этот пост?
– Традиционно раввин всегда был ученым человеком, он должен закончить еврейское высшее учебное заведение – Иешиву, после чего община, нуждающаяся в раввине, приглашает его к себе. Когда-то существовала традиция непосредственной передачи раввинства. Эта цепочка шла от самого Моисея, но во времена римской оккупации была насильственно прервана, а все раввины убиты.
– Права и обязанности раввина?
– Раввин – такой же человек, как и все остальные, раввин не является священником. Его права и обязанности – как и у всех остальных евреев. Но если кто-то сомневается, как ему в той или иной ситуации поступить, раввин должен обладать знанием и желанием человеку помочь понять ситуацию, принять верное решение.
– Тогда каковы права и обязанности евреев?
– Еврей должен соблюдать все 613 основных заповедей. Иудаизм охватывает все стороны жизни еврея: и день, и ночь, и когда ты болеешь, и когда ты веселый, когда грустный, когда здоровый – словом, все подчинено еврейскому закону.
Евреем может стать любой
– Вы родились в Иркутске?
– Да, я иркутянин, но вырос в атеистической семье. С детства меня интересовали вопросы устройства нашего мира. Мне было интересно, зачем я живу, кто я такой, что мне надо сделать, пока я живу, и что будет со мной после смерти. И рассуждения, изучения разных философий, религий, мировоззрений привели меня к иудаизму. Я почувствовал, что эта религия говорит без прикрас и только правду. И в других вероисповеданиях я нашел много интересного и чудесного, но не было такого чувства, что это мое. Говорят, что иудаизм похож на орех. Наружная скорлупа может показаться непривлекательной, но чем глубже, чем вкуснее. И это, безусловно, подкупает и привлекает. В иудаизм, как в большой город, можно заходить с тысяч дорог, но в конце концов ты все равно попадешь на одну площадь. Ощущение того, что все пути сходятся в одной точке, очень необычно.
– То есть получается, что любой может стать евреем?
– Да. Принимая иудаизм, человек и по национальности становится евреем. Когда говорят, что еврейская община – замкнутая, не пускающая никого внутрь, это неверно. Часть крупнейших еврейских мудрецов не была евреями по рождению. И к человеку, принявшему иудаизм, у евреев самое уважительное отношение. Но иудаизм не стремится к массовости, иудеи не хотят всех обратить в свою религию.
– Вопреки антисемитизму?
– Я считаю, что евреем быть прекрасно. Еврейский образ жизни – это мой образ жизни. Мне, например, нравится, что иудеи – очень заботливые родители, еврейская семья вся сконцентрирована на заботе о своих детях.
– А вам уже есть о ком заботиться?
– Пока нет.
– В анекдотах еврей – это чаще всего жадный, скуповатый, предприимчивый человек, из всего извлекающий выгоду. Вас не обижает этот растиражированный образ?
– Евреи бывают разные. Просто в обществе должен быть стереотип жадины, и если то не еврей, то украинец, если не украинец, то молдаванин. Евреи издавна занимались торговлей, а отношения торга, купли-продажи всегда были очень напряженными и конфликтными. Что же касается скупости, то в Талмуде есть рассказ об одном еврее, которого избегали даже сборщики милостыни. Просто он всегда отдавал даже последнее. Однажды они собирали деньги на приданое бедной девушке. "Твоя дочь тоже не замужем", – сказали этому еврею сборщики милостыни. "О моей дочери позаботятся" – был его ответ. Евреи, как и христиане протестантского толка, считают, что финансовое и материальное благополучие (честно заработанное) – это подтверждение того, что ты правильно живешь в этом мире, Бог тебя любит и о тебе заботится.
Субботу нужно почувствовать
До революции в Иркутске было четыре синагоги, до наших дней дожила лишь одна. До того как в 90-е она была передана еврейской общине, здесь располагались склад, общежитие, зал для занятий боксом. Но все эти годы синагога не меняла свой цвет – сочно-синий. Это любимый цвет евреев – один из главных иерусалимских храмов был как ослепительно ясное безоблачное небо. Внутри, над входной лестницей, – слова пророка Валаама, посланного проклясть еврейский народ, но вместо этого благословивший его. "Нельзя быть настоящим иудеем, если не ходишь в синагогу", – так говорят иудеи.
– Как и чем живет сегодня Иркутская синагога?
– Это центральный институт еврейской жизни – с тех пор как нет Иерусалимского храма. Это место, где евреи собираются на молитву. А молятся иудеи три раза в день – утром, днем и вечером, самая торжественная молитва – субботняя. В синагоге часто происходит сватовство, евреи обсуждают тут свои дела, здесь работают благотворительные институты.
– Я много слышала о главном еврейском празднике – Шаббате.
– Он есть только в иудаизме, и это принципиально. Суббота – особый день, который евреи посвящают всевышнему и своей семье. В субботу не делается рутинная работа, человек не занимается поисками пропитания, домашним трудом. Это день, когда не звонит телефон, заранее приготовлена еда, человек красиво и чисто одет. Субботу трудно пересказать, ее почувствовать нужно. В Израиле и других крепких еврейских общинах она чувствуется очень хорошо. Ты можешь просто выйти на улицу – и поймешь, что это не просто обычный день.
– Кто финансирует синагогу?
– Израиль не является религиозным государством и потому помогать нам не может. Средства, на которые содержится синагога, – это пожертвования прихожан и спонсорская помощь. Наше здание очень старое, нужен капитальный ремонт. Здесь проводили исследования. Оказалось, что все перекрытия давно сгнили, и в любой момент потолок и стены могут обрушиться.
К свинье евреи никаких претензий не имеют
– У евреев есть национальный костюм и носят ли его современные иудеи?
– Евреи жили в очень многих странах, и в каждой сложился свой вариант костюма. Все евреи носят кипу (маленькая черная шапочка), и это знак, что над человеком находится Всевышний и он отдает себе в этом отчет. Бог в жизни еврея находится каждую секунду, он видит его. Есть еще талит – одежда, которую носят под верхним платьем, на нее привязаны специальные кисти – цицит.
– Вы умеете готовить национальные еврейские блюда?
– Я не большой специалист, но кое-что могу приготовить, например, фаршированную рыбу. Это знаменитое блюдо – самая субботняя еда. Русская пословица гласит, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Но в субботу евреи делают так, чтобы рыбка была, а трудиться не нужно было. Очищать рыбу от костей – это не согласуется с представлениями еврея о Шаббате. За субботний стол садятся для того, чтобы есть рыбу, а не для того, чтобы вытаскивать из нее кости. Именно поэтому в фаршированной рыбе нет костей. Другое известное еврейское блюдо – маца, пресная лепешка. Кстати, законы Кашрута (то есть диетальные законы) ограничивают стол еврея. Нам запрещены мясо хищных животных и птиц, морские продукты, зайцы, свинина, считается, что свойства хищников могут перейти к человеку. Причем почему запрещена свинина, нет никаких объяснений. Мы не считаем, что свинья – это грязное животное, но евреи никаких претензий к свинье не имеют, она не грязнее коров и овец. Просто Всевышний запретил есть свинину, и все.
Израиль полон царями Давидами и Иисусами
– Вы были в Израиле? Там действительно все пропитано историей, человек постоянно пребывает в благоговейном трепете только от сознания того, какие события происходили здесь две тысячи лет назад?
– Когда видишь Иерусалим, там все оказывается по-другому, чем ты представлял себе. С точки зрения еврейской мистики считается, что Иерусалим – это город, в котором находится какая-то необычайная духовная энергия. Даже у психологов есть такое понятие – синдром Иерусалима. Там часто бывает явление дежа вю, особенно в старом Иерусалиме. Заходишь с древний дворик, и возникает ощущение, что ты здесь был когда-то. Говорят, что у каждого еврея есть свое место в Иерусалиме. Но дежа вю случается и не с евреями. С теми, у кого слабая психика, случаются сдвиги, кто-то попадает в больницу. В Израиле многие туристы начинают считать себя царями Давидами, Иисусами, ходят с гуслями, читают проповеди. В Иерусалиме сохранились многие места библейской истории, и любой камень, на который ты наступаешь, имеет тысячелетнюю историю.
– Поток эмиграции в Израиль продолжается?
– Сейчас она несколько ослабла в связи с последними событиями, но российские евреи в меньшей степени смотрят на эти моменты. Кто-то начинает там новую жизнь, словно Бог дарит им второе рождение. Считается, что еврей может реализоваться и жить полной жизнью только в Израиле."