Немного о слэме вообще и иркутском слэме в частности
О чём думал Марк Смит, никому не известный поэт из Чикаго, наблюдая закат на озере Мичиган в уже далёком восемьдесят четвёртом? Наверное, о том, что в век сочащейся отовсюду информации, поэзия, нуждающаяся в тишине и уединении, никому не нужна.
Клип, газетный заголовок, фильм с элементами экшна, песенка с прилипчивыми словами – вот в чём нуждается вечно спешащий офисный пролетариат.
«А почему поэзии самой не стать клипом»? – мог подумать наш герой.
Короткие, трёхминутные, выступления. Поэты, гримасничающие и подпрыгивающие, в надежде понравится публике. И сама Публика, выносящая вердикт, делая вид, что хоть что-то понимает в происходящем…
И уж совсем не удивительно, что площадку под реализацию идеи нашему Марку предоставил джазовый клуб. Есть в слэме, а именно так стало называться действо, нечто от джазовой импровизации – полёт фантазии в рамках очерченной схемы. И началось! Штаты, затем Европа… Вместе с двадцать первым веком слэм пересекает границы бывшего СССР. Формат, точнее полное его отсутствие, к тому времени уже сложился. Инвективная лексика, генерация звуков, какие только может воспроизвести человеческий организм, гримасничанье – это всё было использовано выступающими, впрочем, с разной степенью успешности.
«Слэм – это забава для тех, кому интересно жить, но кто не всегда доволен жизнью. Как это не парадоксально, в нем присутствует социально-критический пафос. Поэт надевает дурацкий колпак и пляшет перед толпой. Но есть в нем и доля социального аутизма. Поэты-слэммисты высмеивают мир рекламы и тотального потребления, высмеивают современные средства массовой пропаганды. Слэм-поэзия – острое оружие против всемирного поглупения», – говорится в одном из манифестов.
Время шло. На карте России оставалось всё меньше белых пятен. Победоносное шествие слэма невозможно было остановить. Рано или поздно должен был пасть Иркутск.
Идея, что называется, носилась в воздухе. Было всё. Достаточное количество пишущих и желающих представить свои опусы на суд публики, репутация европейского города, приобретённая с лёгкой руки Антона Павловича Чехова, традиция проведения в городе фестиваля поэзии на Байкале, одного из старейших в России. Не было лишь площадки, способной приютить этот разношерстный и беспокойный народец.
Площадка, разумеется, нашлась. Ею стал выставочно-гостиничный комплекс «Арт-Хаус» (галерея «Главный стиль»), входящий в Международную ассоциацию «General Style». Куратор галереи Татьяна Смолькова давно известна в Иркутске своим благосклонным отношением к любым нестандартным творческим начинаниям. Лозунг «Арт-Хауса» – «дом, где живёт искусство». Стены комплекса видели и слышали Бахыта Кенжеева и Артемия Троицкого, Александра Кабанова и Илью Смолькова, Максима Амелина и Олега Медведева, Виктора Куллэ и Виталия Диксона, Юрия Лореса и Екатерину Боярских, Андрея Тимченова и Андрея Минченко, Анатолия Кобенкова и Михаила Соловьёва…
23 февраля 2010 года первый иркутский слэм состоялся. Акция вызвала определённый интерес у зрителей. Теперь слэмы проходят ежемесячно (с перерывом на летние каникулы) в каждый последний вторник месяца. Среди участников – профессионалы, начинающие, участники литтусовок и люди «с улицы», традиционалисты и авангардисты, адепты «высокой миссии поэта» и эпатажники… Надо сказать, что некоторый ажиотаж вокруг события вызван беспрецедентным главным призом, предоставленным основным организатором – галереей «Главный стиль»: изданием книги стихов победителя слэма по итогам года. Победители и серебряные призёры ежемесячных битв сойдутся в декабрьском предновогоднем суперфинале. В настоящий момент известно шесть его участников: Александр Филатов, Екатерина Смолева, Надежда Ярыгина, Александра Пожарская, Елена Вахгольц и Анна Асеева. У иркутского слэма сформировалось довольно симпатичное женское лицо.
Следующий слэм состоится, вопреки традиции, 19 октября в 19-00, потому что Иркутск ждёт экстраординарное событие – к нам приезжает международная звезда слэма Пилот Лё Хот (в миру – Патрик Бинар), поэт, прозаик и музыкант. В его активе выступления на европейских и мировых фестивалях в Женеве, Риме, Берлине, Люцерне, Лозанне, Больцано, Роттердаме, Граце, Санкт-Петербурге, Чикаго, Сент-Луисе, Альбукерке, Оттаве, Антананариву, Хараре и Тунисе.
В учебных заведениях города Пилот Лё Хот проведёт серию мастер-классов. В их число – внимание – включены мастер-классы для всех желающих. Они состоятся 16 и 17 октября в «Арт-Хаусе». Время начала в каждый из дней 12-00 и 18-00.
По итогам занятий будут отобраны участники октярьского турнира. Участие мастера предполагается.
Игорь Дронов
Пилот Ле Хот (Патрик Бинар)
75020 Париж
ул. Фредерик Лемэтр,6
06 14 01 27 56
Дата рождения 1966г, г. Обервиль(93)
Француз
• Международный консультант Французской Федерации поэтического Слама
• Сламер, член ассоциации Поэтический Слам Инкорпорейтед в США
• Создатель Poetry and Dance Unit « Round Syst’m » совместно с Takako Suzuki (Cie Sasha Waltz)
• Руководитель музыкальной группы Boxon совместно с Hector Zazou
• Арт-директор Slam Productions
• Аниматор мастер-классов и поэт Slam Production
• Ведущий турниров Слама
• Автор книги « Pilote le Hot / Slam Graffiti», опубликованной в 2005г издательством Les Belles Lettres и книг « Amours, Poésies et Pâtes fraîches», « Culture rapide » опубликованных в 1999 и 2001г в издательстве Le Castor Astral.
C 1985г, Пилот Ле Хот создает образ, манера говорить которого и поэтическая особенность стали его фирменным знаком.
1995г он стал инициатором, интрапритатором и главным активистом, пропагандирующим движение Слам.
1999г, принимает участие в качестве поэта в церемонии открытия «Поэтической весны»
2001г, открывает альтернативу – выпускает свои поэтические работы на видео, DVD, CD-room.
2003г, становится организатором, арт-директором и поэтом проекта «Белая ночь ораторского искусства » в Париже и для Slam Production по случаю первого выпуска сборника «Белая ночь».
2004г, вице-чемпион международного поэтического фестиваля в Роттердаме в Нидерландах и победитель турнира «Grand Slam National de Poésie 2004» во Франции, а также турнира «Ottawa Canadian Spoken Wordlympics (2003)».
С 1995г Пилот Ле Хот выступает:
на парижских сценах: le Club-Club, la Flèche d’Or, le Pataques, les Lucioles, le Balajo, la Coupole, le Café Chéri(e), Café de la Plage, le Panthéon, etc
на фестивалях и сценах страны: le lieu unique (Nantes), les Subsistances (Lyon), l’Entre Peaux (Bourges), Le Bistrot de la Cité (Rennes), le local Débarquement (Caen), le Chabada (Angers), La Coopérative de Mai (Clermont Ferrand), CCM John Lennon (Limoges), Emmetrop (Bourges), le Palace (Saumur), le Tamanoir (Gennevilliers), Théâtre 95 (Pontoise), le Théâtre Duchamp-Villon (Rouen), Théâtre Le Molière (Bordeaux), Théâtre du Port de la Lune (Bordeaux), , Festival de Mandelieu, Festival de Poésie de Lodeve, Festival d’Aurillac, festival du conte de Vassivières. festival les Grandes Traversées de Bordeaux.
на международных сценах :
ЕВРОПА
Trans-littérale à Genève (Suisse / 2002), Roma Poesia (Italie / 2002 et 2003), International Literatufestival à Berlin (Allemagne / 2002), Podewil : Festival of exiles à Berlin (Allemagne / 2003), festival Translitterale à Luzerne (Suisse / 2003), Salle Centrale de Genève (Suisse / 2003), L’Atelier Volant à Lausanne (Suisse / 2003), International Poetry Slam de Bolzano (Italie /2003), Spokenworld de Berlin (Allemagne / 2003 ), le Salon Rouge de la Volksbuhne à Berlin / Paris-Berlin-Moskau Connection (Allemagne / 2003), 35th poetry international festival à Rotterdam (Pays-Bas / 2003 et 2004), Wintertuibfestival à Nijmegen (Pays-Bas / 2004 et 2005), Minimundus Festival à Graz (Autriche / 2004), The Body Navigation Vodokanal à St Petersbourg (Russie / 2004).
/США
National Poetry Slam en individuel à Chicago (2003), National Poetry Slam en individuel à Saint Louis (2004), National Poetry Slam en équipe à Albuquerque (2005).
/КАНАДА
Ottawa Canadian Spoken Wordlympics (2004).
АФРИКА
L’Automne de la poésie 2005 au Centre Culturel français Albert Camus à Antananarive (Madagascar / 2005), Harare International Festival of the Arts à Harare (Zimbabwe / 2005), Institut Français de Coopération à Tunis (Tunisie / 2003), L’Etoile du Nord à Tunis (Tunisie / 2003).
Плюс ко всему, он проводит мастер-классы в школах, колледжах, лицеях, медиатеках и библиотеках, в педагогических институтах, в тюрьмах, в культурных центрах и французских лицеях за границей.
С 2005г он является редактором-журналистом в журнале «Kotchup».
Представляет турниры СЛАМА каждый вторник вечером в Париже в кабаре «Culture rapide» (20 округ), в последнее воскресение месяца в «Gobelune» (20 округ) и последний четверг месяца в «Lieu unique» в Нанте.
Ссылки на выступления Pilote Le Hot<.b>